Главная / Издания / Вдохновение

Вдохновение

Вдохновение
05 августа 2015

Дмитрий ПЕТРОШЕНКО.

МК в Саратове

№32 (937) 05.08.2015

— В детстве я, как и все мои сверстники, мечтал записаться в космонавты, — рассказывает Александр Николаевич КОН-НЫЧЕВ. — В старших классах хотел стать капитаном дальнего плавания и даже поступил в училище речников. Но поскольку мои родители и дядя были нефтяниками, то ничего удивительного, что и я «осел» в отрасли. После армии закончил учебный комбинат объединения «Саратов-нефтегаз», трудился трактористом, машинистом на СП-29. Довелось добывать нефть на самом, пожалуй, экзотическом участке Соколовогорского месторождения — Зелёном острове, что напротив Саратова посреди Волги. Представляете, какая красотища кругом? Романтика! В своё время там функционировало сразу несколько скважин, так что недра и их содержимое собственными руками потрогал-пощупал — дай бог каждому. Теперь вот сливщик-разливщик, нефть отгружаю в автоцистерны. Кстати, и сестра моя — в «Саратовнефтегазе», и зять. Как ни крути, целая династия получается. А сам я в мае 33 года «нефтяного» стажа отметил!
— А никогда не хотелось из «синих воротничков» перейти в «белые»? — интересуюсь я. — Скажем, институт закончить, инженером стать?
— Раньше не хотел. Да и зачем? Толковые работяги при советской власти зарабатывали побольше иных начальников, — вспоминает мой собеседник. — Кто ж думал, что потом всё переменится… как говорится, знал бы прикуп!.. А вообще не жалею. Привык, прикипел. Работа у меня сменная, в выходные порой маюсь, жду не дождусь, когда опять заступать. Товарищи некоторые посмеиваются надо мной, а мне будни в радость.
Впрочем, в последнее время появилось у Александра Коннычева любимое занятие… да нет — настоящая страсть! И теперь она поглощает всё его свободное время без остатка. Никогда, говорит, не думал, что возьмёт в руки кисти, краски и встанет к мольберту. Что же произошло?
— Случайность, — вслух размышляет Александр Николаевич. — Или наоборот, не случайность… Три года назад по нешутейному поводу «загремел» я в больницу. Место это, сами понимаете, очень располагает к неспешным размышлениям и всяческого рода раздумьям. Лежу, значит, жизнь свою по полочкам раскладываю. Такой она мне серой, тусклой показалась! И вдруг… То ли прозрение, то ли озарение. Как эта мысль пришла — сам не пойму. Подумалось: «красок, что ли, купить разноцветных»? Выписался, купил, попробовал. Понравилось! Так и пошло.
Справедливости ради отметим: тяга к творчеству наблюдалась у героя нашей публикации с юности. Правда, выражалась она в несколько ином жанре, прикладном: Александру Николаевичу всегда доставляло удовольствие мастерить забавные фигурки из веток да сучков. То смешной кособокий человечек выйдет, то гордый олень, то вообще чудище лесное. Разглядеть необыкновенное в обыденном — это, что ни говори, дар свыше.
Александр Коннычев большой шутник и весельчак, умело и к месту пользующийся присущим ему сочным чувством юмора не только в быту, но и в живописи. Например, свою супругу (кстати, это вообще была одна из первых удавшихся работ) он остроумно изобразил в виде соблазнительной фаворитки одного из многочисленных королей Людовиков — в роскошном небесно-синем наряде эпохи Возрождения. Себя молодого выписал бравым декабристом в мундире с эполетами. А вот симпатичная сослуживица — скромная сотрудница охраны родного цеха — предстала на холсте в роли древнегреческой богини. Рассказывают, что модель, увидев картину, обомлела от точности попадания художника в тот образ, который, по её же словам, она давно на себя примеривала в своём воображении.
— Как рождается идея очередной картины? Сам не знаю. Наверное, это и называется вдохновением. Как будто кто-то направляет, толкает под руку… Сперва возникает смутное желание, потом оно оформляется в конкретный замысел: наперёд вижу сюжет, цветовую гамму. И так вот потихоньку-полегоньку… Домочадцев из комнаты выгонишь, настроишься, сосредоточишься — и вперёд!
В прошлом году Коннычев стал лауреатом конкурса талантов среди работников ОАО «Саратовнефтегаз», приуроченного к 65-й годовщине со дня основания предприятия.
— Я любитель-самоучка, — сам себя характеризует Александр Николаевич. — Азы живописи постигал самостоятельно, с нуля. Сколько извёл материала, пока что-то начало получаться, — подумать страшно!.. Но иначе — никак. И когда мне по итогам конкурса вручали премию, скажу честно, был приятно удивлён. В цеху-то все знают о моих способностях: молодёжь, к примеру, трубы красит, а мне «тонкую» работу доверяют — таблички разные рисовать. А тут — выставка, публика, положительные отзывы, добрые слова от незнакомых людей…
Сливщик-разливщик Коннычев говорит об этом с нескрываемым удовлетворением. И то верно: любому творческому человеку необходимо признание. Иначе для кого всё это?
— Александр Николаевич настоящая «живая» достопримечательность нашего промысла, — утверждает начальник правобережного цеха по подготовке и транспортировке нефти и газа ОАО «Саратовнефтегаз» Геннадий ПЛАКСА. На стене его кабинета красуется одно из самых лиричных произведений Коннычева. Казалось бы, тема самая что ни на есть «производственная»: буровая вышка, громадные стальные резервуары… Но припорошённая искрящимся снегом высоченная ель, деликатно выглядывающая из-за рамы картины, пронзительное зимнее небо в плывущих по нему облаках, солнце, скрытое «за кадром», но светом которого пропитан каждый сантиметр холста, — всё это точно магнитом притягивает взгляд.
— Снег масляными красками передать очень сложно, — сетует Александр Коннычев. — Впечатление, что он белый, обманчиво. Снег всегда разный: в зависимости от освещения, от погоды, от времени суток… Вообще в ремесле до всего своим умом доходил. Со временем смекнул, что любая картина начинается с заднего плана; сперва его прописываешь, потом мелкие детали, покрупнее и так далее… Захватывающее дело, доложу я вам! А уж когда из-под кисти выходит нечто, доставляющее радость и тебе, и людям, — это ощущение непередаваемое!
Квартира Коннычевых, расположенная в старом доме посёлка нефтяников буквально напротив центрального офисного здания ОАО «Саратовнефтегаз», напоминает музей. Пузатые парусные корабли рассекают морскую гладь, полная луна освещает деревенские избушки, пышнотелые вакханки пируют с сатирами… Самые первые робкие «пробы кисти» соседствуют на стенах с уже зрелыми работами. Понятное дело, не все они равноценны. Но попадаются в этой довольно пёстрой экспозиции настоящие «самоцветы». И хотя, по признанию автора, больше всего ему нравится писать людей, но обращают на себя внимание почему-то именно пейзажи: настроением, атмосферой, каким-то своим особенным авторским взглядом.
— Я люблю дарить свои картины, — признаётся Александр Николаевич. — Хотя в последнее время всё чаще друзья и родственники заказывают мне что-нибудь конкретное. И — не бесплатно. От вознаграждения не отказываюсь, но цену не задираю, а заработанные гонорары тут же трачу в художественных магазинах-салонах на холсты, кисти и краски: ведь хобби моё — удовольствие не из дешёвых. Но жить без этого уже не могу.

 

Дмитрий ПЕТРОШЕНКО.

Метки: Коннычев

Оставить комментарий