Главная / Издания / Как нам реорганизовать Рабкрин

Как нам реорганизовать Рабкрин

Как нам реорганизовать Рабкрин
26 августа 2015

МК в Саратове

№35 (940) 26.08.2015

По мнению Кирилла ГОРШЕНИНА, генерального директора ООО «ЭнергоХОЛДИНГ» (который выступил в качестве эксперта на заседании круглого стола в редакции «Московского комсомольца» в Саратове»), многие мысли и идеи известной в своё время статьи с таким названием актуальны и в наше время. Тема задолженности в сфере жилищно-коммунальных услуг и способов борьбы с ней актуальна во все времена и для всех поставщиков. Из года в год задолженность растёт и на сегодняшний день выражается на нашем предприятии уже девятизначными значениями.
Проблема состоит в том, что большинство жителей города, получая счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, абсолютно уверены, что «ресурсники купаются в золоте», и только люди, которые в какой-то мере приближены к коммунальной сфере, знают, что, допустим, тариф на тепловую энергию, утверждаемый Коми­тетом регулирования тарифов, на 80% состоит из затрат на ТЭР (природный газ, холодная вода, электроэнергия), без которых, собственно, невозможно произвести тепловую энергию; на 14% — из затрат на содержание и ремонт тепловых сетей, 4% — это заработная плата сотрудников и налоги, 2% — прочие расходы. Таким образом, поставляя свой ресурс на теплопотребляющие объекты города, получая за это плату, большую часть денег мы в свою очередь так же отдаём своим поставщикам. Но ведь денежные средства, полученные от потребителей, покроют те затраты, которые заложены в тариф только при 100% оплате счетов. На деле мы получаем максимум 95%, а в основном около 90%, и это по итогам года. Если взять не календарный год, а отопительный сезон, то сборы за период с октября по апрель не превысят 80%. Вот почему каждый год в межотопительный период мы становимся заложниками неплательщиков. Из-за дефицита денежных средств мы не можем выполнить свои финансовые обязательства перед ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», каждый год нам прекращают поставку газа и мы не можем снабжать потребителей горячей водой. Чтобы не сорвать сроки предстоящего отопительного сезона, все денежные средства в летний период направляются в счёт погашения долгов за газ. А ведь в сфере теплоснабжения лето — это не пора отдыха в жарких странах, это горячая пора подготовки к зиме. Ни для кого не секрет, что коммуникации изнашиваются, требуются замена труб, восстановление тепло­изоляции, ревизия котельного оборудования — где-то замена, где-то модернизация и т.д. и т.п. Проведение профилактических и ремонтных работ в межотопительный сезон — залог бесперебойного и безаварийного теплоснабжения в зимний период. Известно, что проведение текущего и капитального ремонта котельного оборудования и теплотрасс — очень дорогостоящее мероприятие. А ведь теплоснабжающие организации существуют только за счёт средств, полученных от потребителей. И получается, что межотопительный период не используется в полной мере для того, чтобы зимой избежать аварийных ситуаций и перебоев в снабжении теплом, которые могут иметь ощутимые неприятные последствия.
Масса домов, получающих тепло от ООО «Энергосбыт», снабжается горячей водой по системе, не предусматривающей циркуляцию, т.е. в то время, когда разбора воды нет, она «стоит» в трубах и остывает. Конечно, это вызывает жалобы со стороны потребителей, и решение этой проблемы очевидно — проложить обратный трубопровод, но…где взять денег?
Вот и приходится в срочном порядке брать кредиты, чтобы погасить долги перед газовиками или выполнить самый необходимый перечень работ, и, конечно, бороться с должниками.
А должников хватает, в основном это управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, одним словом — население. Здесь ситуация тоже плачевная. Если три-четыре года назад можно было позвонить УК-должнику и сказать: «Вы не выполняете условия договора. У вас задолженность за тепло. Оплатите, пожалуйста, долг, иначе мы будем вынуждены взыскать задолженность через суд, Вы понесёте дополнительные расходы», и этого было достаточно для оплаты просроченных счетов, то сейчас мы подаём исковые заявления непрерывно, судебные тяжбы длятся месяцами, а иногда и годами, процессы ответчиками всячески затягиваются, а к моменту получения положительного решения бывает, что денежные средства, собранные УК за тепло, потрачены на другие нужды, и положительное решение о взыскании долгов остаётся только на бумаге, потому что, как правило, уставный капитал таких компаний составляет 10 тысяч, которые не могут покрыть претензий всех кредиторов, а имущества за ними не значится.
Существует ряд известных всем схем ухода управляющих организаций от платы по счетам за использованные коммунальные ресурсы: намеренное банкротство, а также использование одноименных компаний. Всем известная управляющая компания ООО «Саратовская ЖЭК» имела ещё двух «тёзок». Существовали три компании с абсолютно одинаковыми наименованиями, в одной из которых было всего два жилых дома (в зоне обслуживания ООО «Энергосбыт»). Две компании с жителей деньги собирали, а счета за использованные ресурсы не оплачивали, задолженность накапливали, месяцами шли судебные заседания по взысканию, третья компания исправно платила за два дома. В один далеко не прекрасный для нас момент первые две компании были объявлены банкротами, дома перевели в третью — «чистую» и без долгов, даже протоколы решения собрания собственников о выборе новой УК переделывать не пришлось, так как названия одинаковые, а ИНН организации в протоколе никто не указывает. Так, 15 миллионов рублей стали «безнадёжной задолженностью», а задолженность жителей в адрес УК на тот момент составляла всего 6 миллионов по всем услугам. Поэтому причина неплатежей под названием «не платят жители» давно не воспринимается как правдивая.
Существуют (вернее, часть из них уже существовали) такие компании, как Союз ТСЖ «Прогресс», ООО СТСЖ «Прогресс», ООО «Прогресс», ООО СТСЖ «Прогресс ЛР». Дома «кочуют» из одного «Прогресса» в другой, за банкротами остаются долги, и законным путем прекратить это невозможно. Можно даже не спрашивать, почему это происходит, зачем? Ответ очевиден… Из той же серии: ООО «Биотит», ООО «Биотит-СБС», ООО «Биотит+». Я уверен, что от подобной деятельности страдают все поставщики нашего города. А постоянная смена управляющих организаций резко снижает и платёжную дисциплину жителей, логика проста: зачем платить в организацию, которой через пару лет не станет и некому будет взыскивать долги?
Общеизвестна схема использования управляющими компаниями расчётно-кассовых центров, которая даёт им возможность распоряжаться денежными средствами, собранными с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, по своему усмотрению. Исковые заявления о взыскании задолженности за потреблённые коммунальные ресурсы со стороны теплоснабжающих компаний в адрес УК судом удовлетворяются, на расчётный счёт управляющей организации накладывается арест. Однако списаний в пользу теплоснабжающей организации практически не происходит по той причине, что УК «не располагает денежными средствами». Средствами располагает РКЦ, который производит перечисления собранных средств по распоряжениям управляющей организации. Оплата потреблённых коммунальных ресурсов стоит обычно на последнем месте либо в списке «нужд» и вовсе не значится. В итоге энергоснабжающие организации вынуждены отнести дебиторскую задолженность на свои убытки.
Работая на рынке ресурсоснабжения не первый год, ООО «Энергосбыт» уже приобрёл богатый печальный опыт по работе с недобросовестными управляющими организациями. Причём когда возникает понимание, что очередное ТСЖ, ЖСК или УК готовится к банкротству, переименовывается в очередной раз и т.п., имея миллионные долги, мы не сидим сложа руки, а при первых же признаках обращаемся во все инстанции, которые теоретически способны пресечь незаконные действия, более того, это и является их основными функциями. Однако на прак­тике мы имеем не реальную помощь, а лишь отписки стандартного содержания: «вы вправе обратиться в суд» и «Пред­се­дателю (директору) внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства». Получение положительного судебного решения и исполнительного листа не является гарантией обретения денежных средств, а представления чаще всего носят характер формальной отписки, документа «для галочки». Так, на сегодняшний день мы имеем на руках положительные решения по взысканию задолженности на общую сумму порядка 50 миллионов по общеизвестным компаниям, которые впоследствии признаны банкротами: АТСЖ «Микрорайон-Ю» — 14,5 миллиона рублей, ООО «Сара­тов­ская ЖЭК» — 15 миллионов рублей, ООО «УК ПНКБ» — 1,7 миллиона рублей и др.
Для того чтобы исключить возможность «оседания» миллионов в карманах мошенников, мы практикуем расчёты непосредственно с жителями, минуя уп­­ра­в­ляющие организации. Такая возможность сейчас предусмотрена общеизвестным Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 г., и хотелось бы, чтобы в ближайшее время это стало не только возможностью, а обязательным условием поставки коммунальных ресурсов. Сейчас 320 жилых многоквартирных домов города оплачивают счета напрямую в ООО «Энер­госбыт», они обслуживаются 48 управляющими организациями, это порядка 24 тысяч лицевых счетов. То есть вместо сорока восьми контрагентов-юридических лиц мы получили 24 тысячи абонентов-физических лиц. А это, несомненно, усложнение работы, увеличение штата абонентского отдела, это огромный объём исковой работы. Но это вынужденная мера для сведения к минимуму риска получения очередных миллионных долгов. Так, по крайней мере, мы знаем своего потребителя в лицо и в суде работаем с реальными неплательщиками. Да, есть и среди жителей «безнадёжные должники», но порядок сумм, которые превращаются в невосполнимые долги, в тысячи раз меньше.
Однако даже в условиях, когда собственники изъявляют желание платить непосредственно ресурсоснабжающим организациям, находятся «деятели», которые продолжают собирать деньги в свой карман. Яркий пример, вызывающий недо­умение, — председатель ТСЖ «Держа­винское» МУНТЯНУ Р.Р.: на протяжении трёх лет выпускает квитанции, собирает с соседей деньги, которые потом приносят оплаченные квитанции в ООО «Энергосбыт» и сообщают: «Оплатили отопление в ТСЖ, снимите с нас задолженность». Масса очевидных доказательств откровенного мошенничества, множество жителей-свидетелей и ответ из районной прокуратуры: «Изложенные доводы носят гражданско-правовой характер, и органы прокуратуры федеральным законодательством не уполномочены вмешиваться в данный вид общественных отношений».
Если уж прокуратура «не имеет полномочий», то кто должен препятствовать мошенничеству? Может быть, стоит создать структуру, которая будет заниматься всеми вопросами именно в жилищно-коммунальной сфере: от проверки подлинности протоколов собрания (когда в наш адрес поступает одновременно два, а то и три протокола собраний об избрании именно этой управляющих организаций) до проверки движения денежных потоков на предмет целевого использования и своевременной оплаты счетов. Или внести изменения в законодательные акты и поменять полномочия существующих органов?
К сожалению, действующие законы в сфере теплоснабжения не дают реальных рычагов воздействия на недобросовестных потребителей. Очевидно, что пришло время менять именно законодательство.
Даже дети знают, что нельзя войти в магазин, взять товар и не заплатить, это называется воровством и карается законом. Так почему же «взять» тепло или любой другой ресурс и не заплатить за него никто не считает преступлением? Должник должен знать, что если он не оплачивает счета, то ему не просто погрозят пальчиком и будут дальше подавать тепло, воду, свет, газ, а что он может лишиться мало того этих услуг, так ещё и жилья! На деле же от отсутствия ГВС в основном страдают соседи должника, которые также лишаются услуг в случае прекращения поставок газа на котельные. Как известно, поставку природного газа, электрической энергии должнику можно прекратить, а без отопления оставить жилые дома мы не вправе. Это не преду­смотрено законодательством и это невыполнимо технически: нельзя «отрезать» от тепла одну квартиру, даже если в квартире останутся лишь стояки, за счёт теплообмена с соседними квартирами в такой квартире хоть и без особого комфорта, но вполне можно жить. Вот главная причина неплатежей граждан за тепло — безнаказанность! Ответственность за неплатежи должна быть реальная, ощутимая, чтобы не только должника наказать, а чтобы и другим неповадно было. Ведь не могут  ресурсоснабжающие организации постоянно кредитовать потребителей за свой счёт! Где взять недостающие средства? В банке! Но отдавать их приходится с процентами, а было бы неплохо тратить эти средства на мероприятия по улучшению качества услуг.
Одно время шли активные разговоры на тему переселения должников в меньшие квартиры, однако на практике всё так и осталось на словах из-за отсутствия так называемого «обменного фонда». Почему, например, какой-нибудь деградировавший до предела элемент будет жить в комфортабельной квартире, доставшейся ему каким-то чудесным образом, не оплачивая счета годами, портя жизнь добропорядочным соседям, а какая-нибудь многодетная семья будет мыкаться по хижинам с удобствами на улице или по аварийным домам, ждущим расселения? Почему нельзя узаконить такой обмен? До каких пор долги асоциальных личностей и откровенных мошенников будут убытками ресурсников и управляющих организаций? Гуманная политика государства по отношению к гражданам — это прекрасно, но гуманность не должна противопоставляться разумности!
Законодательством предусмотрено закладывать в тарифы «резервы по сомнительным долгам», однако на деле заложить эти убытки в тариф не получается, так как рост тарифа ограничивается индексом предельного роста. Складывается ситуация, когда малообеспеченные граждане не в состоянии платить по счетам, а при снижении тарифа ресурсоснабжающей компании не хватит средств на покрытие основных затрат на производство ресурса. Как не допустить, с одной стороны, социального взрыва и разорения РСО — с другой? Прекрасным ответом на этот вопрос был предельный размер платы за коммунальные услуги для граждан с компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услугу теплоснабжения через министерство ЖКХ области. Население платило по разумным тарифам, РСО получали свои деньги. Дефицит бюджета, скажете вы? Да, но это уже другая проблема…
В заключение скажу, что для улучшения платёжной дисциплины необходимо на законодательном уровне:
 запретить регистрацию одноименных юридических лиц;
 установить минимальный порог уставного капитала управляющих организаций, скажем в 5 миллионов рублей + аналог агентства страхования банков ;
 установить обязательным оплату коммунальных ресурсов непосредственно поставщику;
 запретить должностным лицам, которые привели компанию к банкротству, быть учредителем новой компании и занимать руководящие должности в течение, скажем, трёх лет;
 изыскать обменный фонд жилья для переселения неплательщиков (таких квартир скорее всего не понадобится бесконечно много — как только выселение начнёт применяться на практике, неплательщиков станет меньше);
 для снятия социальной напряжённости и финансовой нагрузки граждан в условиях финансового кризиса принять предельный тариф для населения с компенсацией выпадающих доходов поставщику.
Очевидно, что такие глобальные вопросы не решаются мгновенно. Но на данном этапе главное — понять, в какую сторону мы должны двигаться, с чего начать, и даже если реальные положительные результаты нашей сегодняшней встречи появятся через 5 или 10 лет, это позволит поставщикам процветать и заниматься не бесконечным взысканием долгов, а именно тем делом, которому они посвящают свою жизнь.

Метки: Горшенин, Энергохолдинг

Оставить комментарий