Главная / Издания / Свой в доску Булгаков

Свой в доску Булгаков

Свой в доску Булгаков
16 сентября 2015

Павел Веденеев

МК в Саратове

№38 (943) 16.09.2015

Автор «Собачьего сердца» увековечен в Саратове

Обилие культурных событий на саратовской земле в последние полтора-два месяца пробудили у земляков живой интерес к истории родного края. А заодно снова выдвинули Саратов в число соискателей почётного звания культурной столицы Поволжья. Оснований для этого у нас много. Не верите? Тогда мы идём к вам.

Лев Толстой и кумыс
На открытие скульптурной композиции в честь 80-летия народного артиста СССР Олега ТАБАКОВА, как мы писали, пришли тысячи саратовцев. Прибыли местные чиновники и депутаты, из различных уголков страны прилетели наши земляки — сам Олег Палыч с семьёй, другой замечательный артист и уроженец Саратова Евгений МИРОНОВ, политик федерального уровня и автор идеи установки монумента всенародному любимцу Вячеслав ВОЛОДИН. 
Хорош памятник молодому Табакову, оригинален кот Матроскин. И теперь отбоя нет от желающих сфотографироваться на фоне новой достопримечательности Саратова!
Но как же точно сам юбиляр изобразил, как происходит «посев» талантов на саратовской земле! Пролетает, мол, создатель над нашей губернией, видит — Саратов, и рукою раз — бросает новые семена.
Шутка, конечно, но сколько имён в артистической среде открыла для мира Саратовская область! Словно действительно существует неизвестная науке сила притяжения талантов, и работает эта сила исключительно на нашей земле. Одни великие мастера у нас рождаются, других влечёт сюда любовь. Мы даже не всё ещё знаем. На днях в селе Бобровый Гай Пугачёвского района открылась мемориальная доска великому русскому писателю Льву ТОЛСТОМУ, а заодно был дан старт новому туристическому маршруту «Башкиры Заволжья. Дружба с 
Л. Н. Толстым».
Две старшеклассницы при поддержке сотрудников местного музея в ходе долгих исследований доказали, что на протяжении 20 лет в их село приезжал лечиться кумысом Лев Толстой. Выяснилось, что Лев Николаевич был очень дружен с башкирами, в голодные годы помогал крестьянам. А после общения с ними даже написал два рассказа: «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно».
Но сегодня хороший повод поговорить о другом писателе — Михаиле Афанасьевиче БУЛГАКОВЕ. На улице Сакко и Ванцетти, где расположен дом, в котором ныне размещается областная федерация профсоюзов и на который в минувшие выходные в честь автора «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» установили мемориальную доску. Именно в этом доме гостил Булгаков, когда приезжал к своей первой жене Татьяне ЛАППА.

Мистика какая-то!
Михаил Булгаков — едва ли не самый мистический писатель, поскольку с актёрами, играющими его персонажей, случаются невероятные вещи, причём зачастую трагические. Очень странная судьба даже у мемориальной доски в честь Михаила Афанасьевича. Оказалось, что идея её установки возникла ещё в 80-х годах прошлого века, когда благодаря мемуарам Татьяны Лаппа, прожившей 90 лет, стало известно, что Булгаков часто бывал в Саратове.
Автор мемориальной доски с барельефами Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа (в окончательном варианте появился ещё и спящий кот) скульптор Владимир ХАРИТОНОВ тогда же и предложил своё произведение на суд отцов города. Однако положительное решение было принято лишь в 1991 г. Правда, со сменой политического строя в стране саратовцам снова стало не до доски.
Ну а дальше — как в произведениях Михаила Афанасьевича. Появлялся меценат и неожиданно умирал. Возникали деятели, готовые помочь с установкой мемориальной доски, но тут же всплывали доселе неизвестные и совершенно непреодолимые обстоятельства. Поставить точку в хорошем деле удалось только теперь, в год 425-летия Саратова.

«Миша стреляется»
И хотелось бы рассказать трогательную романтическую историю взаимоотношений между Михаилом Афанасьевичем и Тасей, да сделать это будет трудно. Булгаков увлекался многими женщинами, женат был трижды. Но на смертном одре, сильно страдая, просил: «Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться». Сбылось печальное пророчество его сестры, которая предрекла, что Булгаков, бросивший жену, будет чувствовать вину перед ней всю оставшуюся жизнь.
…Познакомились будущие супруги в 1908 г. в Киеве, куда дочь управляющего Саратовской казённой палаты приехала погостить к тёте. Та заранее предупредила, что познакомит племянницу с интересным молодым человеком, который покажет ей город. (Тётка Татьяны служила вместе с матерью Булгакова во Фребелевском институте — женском образовательном учреждении.) Михаилу и Татьяне было тогда по 16 лет, и нет ничего удивительного в том, что между молодыми людьми быстро вспыхнули нежные чувства.
Когда каникулы закончились, Таня уехала обратно в Саратов, влюблённые продолжали переписываться. И это приводило в ужас родителей обоих. Мать Булгакова переживала из-за того, что сын совершенно забросил учёбу в университете, а родители Татьяны были напуганы телеграммой, которую прислал приятель Булгакова: «Телеграфируйте обманом приезд. Миша стреляется». (Это когда родители не захотели отпускать Таню на праздники в Киев.)
Но, как водится, препятствия только подогрели чувства, и три года спустя Михаил приехал в Саратов, чтобы познакомиться с родителями Татьяны. Ещё через два года согласие на брак было получено и молодые обвенчались. Вспоминают, что, когда они стояли у алтаря, та самая сестра Булгакова Вера сказала, что Михаил и Тася очень подходят друг другу. Правда, главным образом — по безалаберности натур.
А мать Булгакова писала другой его сестре Наде в Москву: «Давно собираюсь написать тебе, но не в силах в письме изложить тебе всю эпопею, которую я пережила в эту зиму: Миша совершенно измочалил меня… В результате я должна предоставить ему самому пережить все последствия своего безумного шага: 26 апреля предполагается его свадьба. Дела стоят так, что всё равно они повенчались бы, только со скандалом и с разрывом с родными; так я решила устроить лучше всё без скандала».

В болезни и здравии
В 1916 г. Булгакова мобилизовали на фронт военным врачом. Татьяна последовала за мужем, работала сестрой милосердия. В частности, помогала супругу ампутировать ноги раненым. По её собственным признаниям, молодой военврач научился делать эту операцию виртуозно: «Я ещё одну ногу держу, а он уж другую пилит, понюхаю нашатырю — и опять держу». От такой работы и мужчины подчас падали в обморок.
После возвращения с фронта Булгаков работал земским врачом в маленькой деревеньке Сычёвка под Смоленском, туда же отправилась и Татьяна. Но здесь Михаил пристрастился к морфию, сделавшись натуральным наркоманом. Жена, как могла, боролась с пагубной привычкой супруга. Но в минуты ломок Булгаков был поистине невменяем. Однажды он бросил в Татьяну горящий примус, в другой раз угрожал ей пистолетом. В это же время Тася сделала второй аборт, поскольку боялась, что из-за пристрастия мужа к морфию ребёнок может родиться больным.
По одной из версий, соскочить с иглы морфинисту Булгакову помогла именно Тася. Она стала разбавлять каждую дозу дистиллированной водой. Всякий раз жидкости добавляла всё больше и больше, пока не дошло до того, что Михаил Афанасьевич начал колоться чистой водой.
В 1919 г. Булгаков снова записался в армию, супруги отправились во Владикавказ, где Михаил заболел тяжелейшей формой тифа. Ухаживая за больным мужем, Татьяна продала остатки украшений, в том числе обручальные кольца.
Осенью 1921 г. супруги перебрались в Москву. Здесь в обстановке голода и холода Булгаков работает над «Белой гвардией», а Татьяна подаёт мужу тазики с тёплой водой, чтобы тот мог отогреть пальцы рук, которые уже не держали перо.

Давай жить втроём!
В Москве семейная жизнь Булгаковых дала трещину. Михаил Афанасьевич обещал Тасе никогда её не бросать. Но при этом однажды предупредил: «Если встретишь меня на улице с дамой, я сделаю вид, что тебя не знаю». В то время Булгаков стал известен в литературных кругах, имел массу поклонниц.
Тася же, напротив, литературной деятельностью мужа особо не интересовалась. И попросту потерялась на фоне богемных сборищ. Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна развелись в 1924 г.
Роман со второй женой, Любовью БЕЛОЗЕРСКОЙ, Булгаков закрутил ещё при Тасе. Белозерская только что вернулась из Парижа и представлялась писателю интересной собеседницей — она всегда была нарядная, настоящая светская львица. А главное — много рассказывала о загранице, где так мечтал побывать Булгаков, о встречах с КУПРИНЫМ, БАЛЬМОНТОМ, ТЭФФИ. 
Булгаков имел наглость предложить Татьяне жить втроём, но такой вариант отвергнутая супруга отмела сразу. Писатель какое-то время помогал Тасе материально. Однажды принёс ей журнал с только что напечатанной «Белой гвардией». Своё произведение Булгаков посвятил Белозерской. Тася бросила журнал на пол, и больше они не виделись.
Измены и новая любовь Михаила Афанасьевича стали причиной разрыва и с Любовью Белозерской. В сердцах она сожгла все письма писателя, адресованные ей. Татьяна Николаевна боролась с изменами мужа иначе. Она перестала давать ему свою браслетку-талисман, в чудесную силу которой верил Булгаков. «Будет знать, как шастать», — говорила Тася.

Не Маргарита, но Татьяна
Сейчас местные общественники неуклюже пытаются убедить саратовцев в том, что именно в Саратове Булгаков начала писать своё главное произведение, роман «Мастер и Маргарита». Это, конечно, не так. Настоящей Маргаритой была «официально» признана третья жена писателя — Елена БУЛГАКОВА (в предыдущем браке ШИЛОВСКАЯ). Разумеется, и сам роман Булгаков писал гораздо позже, уже после разрыва с Татьяной Лаппа. Но именно с нашей землячкой он был обвенчан и прожил, наверное, самые трудные годы. И очень правильно, что на мемориальной доске в честь писателя нашлось место и прекрасной головке Татьяны Николаевны — любимой, верной, мужественной, брошенной, но очень гордой женщины.

Павел Веденеев

Оставить комментарий