Главная / Издания / Исцелить за пятнадцать минут

Исцелить за пятнадцать минут

Исцелить  за пятнадцать минут
30 сентября 2015

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№40 (945) 30.09.2015

Саратовские врачи будут принимать пациентов по ограниченному времени

Установлены нормы времени приёма пациентов врачами поликлиник. Теперь терапевты и педиатры должны тратить на каждого больного не более 15 минут, семейные врачи — 18, а неврологи и акушеры-гинекологи — 22 минуты. Меньше всего времени выделено офтальмологам — 14 минут на приём. Насколько утверждённые нормативы соответствуют реальной нагрузке на врачей, чиновников в белых халатах, видимо, не интересует. Минздрав РФ пребывает в полной уверенности, что компьютеризация и информатизация лечебных учреждений ускорили работу докторов, поэтому и давать лишние минуты на осмотр ни к чему. Саратовские врачи уверены: здоровье пациента невозможно измерить в минутах и любые нормы приёма на практике приводят лишь к ухудшению диагностики. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Скоростной рекорд

Просчитывать, сколько времени каждый пациент должен находиться на приёме у врача, чиновники Минздрава РФ начали ещё полтора года назад. В первом варианте документа, обнародованном весной 2014 г., предлагалось выделить терапевту 10 минут, семейному врачу — 12, а педиатру и того меньше — всего 9 минут на приём больного. Медицинское сообщество встретило предложение в штыки, а эксперты Национальной медицинской палаты сообщили, что нормативы не соответствуют реалиям врачебной практики в России. Более того, установленные в 80-х годах врачебные нормативы отводили больше времени на приём врача, чем предложенные сейчас.
Больше года готовился новый проект, и на прошлой неделе приказ Минздрава России от 02.06.2015 г. № 290Н вступил в силу. Пока он затрагивает лишь терапевтов, педиатров, неврологов, отоларингологов, офтальмологов, акушеров-гинекологов и врачей общей практики. На очереди — стоматологи, эндокринологи и кардиологи.
Как объясняют в Минздраве РФ, все цифры обоснованы и для вычисления оптимального времени приёма пациента проводились фотохронометражные наблюдения за врачами соответствующих специальностей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Нет оснований не верить чиновникам, однако почему тогда врачебные интернет-форумы забиты критикой нового приказа Минздрава? Интересно, что в самом ведомстве указывают: мол, новый норматив — средняя величина и при необходимости доктор может потратить на пациента больше времени (действительно, не выгонять же больного из кабинета?). В реальности это пустые слова, поскольку график приёма и оплата труда врача в таком случае напрямую увязаны с количеством пациентов, которых он обязан принять в течение рабочего дня. А количество пациентов будет расписано согласно новому нормативу.

Комментарий эксперта
Галина ШЕМЕТОВА, доктор медицинских наук, завкафедрой поликлинической терапии СГМУ им. В. И. Разумовского:

— До сих пор у нас действовали советские нормативы, согласно которым на приём у терапевта было выделено 12 минут. Конечно, они требовали пересмотра, и сейчас врачу-терапевту выделили на три минуты больше. Понятно, что Минздрав взял цифры не с потолка, существуют научные выкладки по нормированию труда, но в реальности успеть принять пациента за столь короткое время довольно проблематично. По статистике около 40% посетителей поликлиник — люди пожилого и старческого возраста. Многие имеют целый букет заболеваний и разносторонние жалобы. Пациента нужно выслушать, он должен раздеться — а пожилые люди делают это медленно, затем следует его осмотреть, поставить предварительный диагноз, назначить плановое обследование, выписать направление на диагностические процедуры. На это требуется больше времени, чем прописано в нормативах.

Как считает кандидат медицинских наук, главный акушер-гинеколог Саратовской области Ольга АККУЗИНА, 22 минуты, отведённые на приём, правомерны лишь как экономический норматив.
— Администрации лечебного заведения необходимо рассчитать количество ставок, заработную плату и прочее, для этого и требуются нормативы, — говорит Ольга Петровна. — Но для приёма пациента этого времени, конечно, мало. Здесь сказывается кадровый дефицит и нехватка времени у самого доктора. Акушеров-гинекологов завалили бумажной работой: врач должен заполнить всевозможную медицинскую документацию, и у него банально не хватает времени на пациента. Поэтому, на мой взгляд, нужно не нормативы принимать, а сначала освободить врача от многочисленных бумаг и позволить заниматься своим делом. Тогда, возможно, и 22 минут хватило бы. 

 

А поговорить?


Не совсем понятно, как принятые нормативы согласуются с острой нехваткой врачей, ведь даже в областном центре один терапевт порой обслуживает пациентов нескольких участков. Медсестёр, которые помогают на амбулаторном приёме, скоро не останется совсем: в Саратовской губернии дефицит средних медицинских работников составляет 7 тыс. человек, врачебных кадров — около 2 тыс. человек. Но, как считают эксперты, даже в отсутствие кадрового дефицита уложиться в отведённые нормативы очень сложно. Особенно если речь идёт о приёме маленьких пациентов.

Комментарий эксперта
Ирина ЗАЙЦЕВА, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты Саратовской области:

— На мой взгляд, выделенного времени недостаточно для приёма пациента врачом-педиатром, независимо от того, полностью укомплектован штат в лечебном учреждении или же ставки пустуют. При этом в приказе Минздрава указано, что на заполнение бумажной и электронной карты, выписки рецептов и направлений врач должен тратить не более 35 процентов от времени приёма, то есть примерно 5 минут. Но это трудновыполнимо, на бумажную работу у врачей уходит много времени. В идеале помогать доктору должны две медсестры, которые подготовят пациента к осмотру, помогут разобраться с бумажными делами. Отмечу, что первичный осмотр ребёнка — это очень важно. Поскольку необходимо собрать детальный анамнез: как малыш родился, как рос, развивался до посещения врача. Ведь даже если ребёнок пришёл с банальной простудой, то, как я говорю, его нужно осмотреть с  макушки до пяток. В моей личной практике были случаи, когда во время осмотра неожиданно выявлялись другие заболевания: к примеру, однажды я обнаружила опухоль в брюшной полости малыша. Поэтому если мы будем пытаться укладываться в нормативы, бегло осматривая маленького пациента, то можем пропустить серьёзный недуг.

Весной этого года фонд независимого мониторинга «Здоровье» опросил медработников из 85 регионов России, ощущают ли они дефицит кадров среднего медицинского звена, то есть медсестёр, которые могли бы помочь врачам в заполнении карт. Эксперты поинтересовались у докторов, сколько минут терапевт или педиатр должен тратить на приём пациента. Более 60% опрошенных медиков считают, что 15 минут для качественного приёма пациента недостаточно. Причиной нехватки этого отрезка времени, доктора называют необходимость заполнять медицинские карты, оформлять другие документы. По мнению большинства медицинских работников, нормативное время приёма терапевтов и педиатров должно быть увеличено с 15 до 30 минут. Что же касается медсестёр, то 71% опрошенных врачей сообщили, что ощущают дефицит сестринских кадров. Сложно поверить, что чиновники в белых халатах не осведомлены о кадровых проблемах среднего медицинского звена.

 

В приёме отказать?


Врачи саратовских поликлиник в неформальных беседах рассказывают, что уже много лет администрация лечебного заведения устанавливает свои нормы, которые напрямую зависят от количества пациентов. Больше всего «ущемляется» время приёма узких специалистов: уролога, эндокринолога, невролога. Во многих поликлиниках этих врачей просто нет, пациентов направляют в близлежащее медучреждение, где они встают в длинную очередь. Ожидать посещения доктора можно 3-4 недели, но приём врача оказывается краток — быстрый осмотр, предварительный диагноз и выписка рецепта. Иногда узким специалистам в день приходится принимать 30-40 пациентов, о каких нормах Минздрава в этом случае может идти речь?!
Как говорят врачи, широко разрекламированная Министерством здравоохранения компьютеризация информатизации поликлиник и больниц вовсе не ускоряет, а замедляет работу врача. Ведь после заполнения документации её нужно продублировать в электронном виде, что не добавляет свободных минут докторам, особенно пожилым, которые не очень дружат с компьютером. Поэтому на практике получается, что врачам не облегчили, а усложнили работу.
По мнению Дмитрия ГОНЧАРОВА, представителя Межрегионального союза медицинских страховщиков на территории Саратовской области, цели организаторов здравоохранения по нормированию вполне понятны: подсчитать расходы на медицину, выяснить количество ставок, необходимых специалистов, оборудования. Другой вопрос, что подсчитывать затраты можно при помощи различных методов, и какой из них наиболее подходящий — вопрос риторический. 

Комментарий эксперта
Дмитрий ГОНЧАРОВ, представитель Межрегионального союза медицинских страховщиков на территории Саратовской области:

— Здоровье человека не поддаётся измерению и подсчётам. Нет одинаковых болезней — даже простое ОРВИ у каждого пациента протекает по-разному, с индивидуальными особенностями. В медицине существует правило: «лечить не болезнь, а больного», врач сам должен решить, сколько времени ему требуется для приёма пациента. Опять же, помимо попыток уравнять пациентов с различными формами проявления заболеваний пвозникает стремление уравнять в навыках и самих врачей. А это не совсем правильно. Есть опытные доктора, которые проведут приём профессионально и очень быстро, а есть молодые врачи, которые только пришли в медицину. Нормирование уместно лишь в том случае, если речь идёт о времени, отведённом для обследования пациента на флюроографе, электрокардиографе или УЗИ-аппарате. Опять же, нужно учитывать личность пациента. Если это пожилой человек или инвалид с сопровождающим, то время приёма никак не может вписываться в строго отведённые рамки. 

Однако вступление приказа в силу означает, что врачам и администрации поликлиник придётся соблюдать новые нормы. А страховые компании в случае жалоб пациентов на слишком длительный или слишком короткий приём должны будут проверить лечебную организацию на предмет выполнения нормативов. 
Можно предположить, что новый приказ Минздрава является логическим продолжением тех изменений, которые принесли отечественной системе здравоохранения модернизация и оптимизация. Сначала начались сокращения ставок среднего медперсонала, затем самих врачей, следом «в расход» пошли пациенты: стало меньше койко-мест, сжались сроки пребывания в стационарах. Теперь врачам предоставили выбор: выставить пациента за дверь по истечении указанного в приказе времени либо получить взбучку от главврача и потерять в зарплате.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий