Главная / Издания / Привет из светлого прошлого

Привет из светлого прошлого

Привет  из светлого прошлого
30 сентября 2015

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№40 (945) 30.09.2015

Получение справки для льготного питания школьников потребовало ночных дежурств

В самом крупном районе Саратова очередь — с составлением списков, с номерами, записанными на руках. Очередь, место в которой нужно занять с вечера, если хочешь утром попасть туда, где быть необходимо… Что это — одно из мрачных воспоминаний о светлом советском прошлом, когда без очереди невозможно было себе представить жизнь в принципе? Или героическая сказка военной поры, когда людей в тылу, как и на фронте, не ломали никакие трудности? Увы, ни то и ни другое. Это, оказывается, реальность  нашего продвинутого настоящего. И стоять в этой очереди долгими часами приходится не кому-нибудь, а нашим с вами землякам-саратовцам. Не верите? Мы тоже сначала не поверили.

 

Вас тут не стояло!

На прошлой неделе от нашей постоянной читательницы жительницы Ленинского района Саратова Светланы ОРЛОВОЙ поступило сообщение, которое выглядело, как письмо из 1970-х годов двадцатого века, а ещё вернее — из времён достославной перестройки. Якобы у дверей заведения, громко именуемого подразделением по предоставлению мер социальной поддержки (проще говоря, бывший собес) района, в котором она живёт, творится нечто непонятное. Точнее — понятное, но не поддающееся осмыслению и тем более объяснению. 
Читательница рассказала, что она направилась в упомянутое подразделение для того, чтобы получить справку, подтверждающую право на льготное питание в школе двух её детей, обучающихся в первом и втором классах. Пришла, как положено, к открытию, то есть к девяти часам утра. И увидела на ступенях здания на площади Ленина, которую саратовцы издавна величают Третьей Дачной по имени остановки транспорта, огромную толпу.
— Вы за чем? — поинтересовалась Светлана. И с изумлением услышала в ответ, что все за тем же, что и она, то есть за справками, подтверждающими право на льготы при оплате питания детей в школе. Кроме того, ей было указано, что не стоит надеяться проскочить «на халяву», а следует, как всем, встать в очередь. 
— За мной будете, — уточнила одна из женщин, стоящих на крыльце парадного подъезда дома, где помогают малоимущим и обездоленным, и назвала свой номер в очереди — он оказался трёхзначным!
Орлова вместе со всеми прошла внутрь здания, когда двери открылись, и очень скоро, примерно через полчаса, осознала, что если до неё сегодня и дойдёт очередь, то в лучшем случае к концу рабочего дня, часам примерно к шести. Люди, выстроившись у двух окон, продвигались вперёд буквально черепашьим шагом. 
Потом нашей собеседнице пришлось узнать ещё очень много интересного о том, как в нынешнем году приходится добираться до места оформления заветных справок для детей. Оказывается, ежедневно составляются списки очередников — причём составляются они с вечера! Люди приходят к точке, где предоставляются меры социальной поддержки, и в три, и в четыре часа утра (причём не всегда им это помогает). В последние дни нашли оригинальный выход: кроме составления «вечерних» списков установили ещё и график дежурств, начиная с 18.00. Первый дежурит два часа, затем его сменяет следующий — и так до самого утра, до открытия дверей. При назначении дежурных предпочтение отдаётся тем, кто может подкатить на собственном автомобиле и нести вахту, не выходя из салона — так в тёмное время суток безопаснее. Задача часовых — не пропустить ни одного «халявщика», всех прибывающих срочно заносить в список под соответствующим порядковым номером. Короче, ситуация, очень напоминающая очередь у пункта раздачи продовольствия в блокадном Ленинграде или в голодающем Поволжье. 
Так до конца и не поверив, я сам направился утром к Ленинскому подразделению по предоставлению мер социальной поддержки. На календаре было 24 сентября. И — не увидел в девять часов утра никакой очереди. «Значит, даме всё-таки показалось», — подумал я и зашёл в отдел, где оформляются справки. Мне тут же указали место в очереди — уже во внутренней. 
Но всё же то, что рассказано выше, оказалось не выдумкой и не страшным сном. Стоящий передо мной мужчина — он назвал себя Андреем — подтвердил, что всё это — и списки, и ночные дежурства, до 24 сентября были реальностью. Собственно, и в этот день тоже: Андрей пришёл на место к шести утра и оказался сорок пятым по списку. Буквально за полчаса к нему присоединились ещё не менее полутора десятков страждущих. Вот прошло три часа, а он в очереди всё ещё не первый. 
Правда, именно 24 сентября, точно в честь моего визита, подразделение начало свою работу на час раньше — в восемь, а не в девять. И сотрудников, работающих с просителями, стало больше — не двое, как прежде. Так что наметился прорыв. Но всё же меня не оставляла мысль: как же стало возможным то, что происходило раньше, причём, по словам разговорчивых женщин из очереди, в течение почти целого месяца?

 

Трудности внезапные и сезонные


Свой вопрос я адресовал руководителю подразделения по предоставлению мер социальной поддержки в Ленинском районе Саратова Нине КРАСНОЩЁКОВОЙ. И получил очень подробный и обстоятельный ответ:
— Я тоже не слышала о подобных явлениях уже в течение нескольких лет, — сказала Нина Валентиновна. — Почему так случилось в этом году? Я связываю это с несколькими факторами. У наших граждан остаётся привычка приходить за оформлением справок в последний момент — поток посетителей начинается после 20 августа, а справки нужны к 1 сентября. К сожалению, это бывает невозможно сделать чисто физически. А ведь оформлять необходимые документы можно в течение всего года и зимой, и летом — но все приходят осенью. 
Поэтому август и сентябрь — всегда напряжённое время для нас. Мы обязательно приносим извинения всем, кто испытывает при этом неудобства, призываем их приходить к нам заблаговременно, экономить своё и чужое время. Ну а тех, кто пришёл, конечно, обслуживаем. 
У нас существует запись в информационно-справочной службе. Но если кто-то приходит ко мне и говорит, что справка нужна срочно, стараемся обслужить по мере своих возможностей. Нужно учитывать, что мы не можем увеличивать численность сотрудников специально в определённый период — конец лета и начало осени. Поэтому возникают очереди. 
Надеюсь, что уже в октябре появится возможность выдавать гражданам необходимые справки не только у нас, но и в многофункциональном центре, который располагается недалеко, на улице Международной. Уже прошло обучение специалистов МФЦ на базе нашего подразделения. Преимущество этих центров ещё и в том, что в них принимают граждан не по месту регистрации, а просто всех без исключения — можно зайти в МФЦ любого района. 
Надо понимать, что специалисты по оформлению социальных выплат, например, не всегда могут заниматься оформлением справок на получение госсоцпомощи — им это не свойственно, нет необходимого опыта, это может привести к возникновению дополнительных сложностей в работе. 
Мы также стараемся открывать свои двери пораньше и закрывать их попозже, но физические возможности сотрудников не безграничны. Мы периодически проводим собрания в школах и в детсадах, разъясняя, как можно получить меры соцподдержки в оптимальные сроки. 
В разговоре с руководителем подразделения по предоставлению мер социальной поддержки выяснилась и ещё одна причина осложнения обстановки. Российское правительство вновь подняло планку прожиточного минимума — соответственно, и претендующих на льготы стало больше. Думаю, что при желании можно было бы найти и ещё целый ряд факторов дестабилизации.
Что ж, хорошо, что проблемы людей не остаются без внимания, их стараются решать, как говорят госслужащие, «по мере сил». Только странно, что большинство проблем в нашей стране уже много лет носят «сезонный» или, наоборот, внезапный характер — то учебный год начался, то прожиточный минимум вырос, то работников социальных служб не хватает… Неужели за всё это всегда будут должны платить простые смертные, обычные люди — если даже не деньгами, то временем, нервами, силами?

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий