Главная / Издания / Учитель - это кто (что)?

Учитель - это кто (что)?

Учитель - это кто (что)?
14 октября 2015

Автор: Станислав Орленко

Фото: Нина Ватолина. 1956 год.

МК в Саратове

№42 (947) 14.10.2015

На юбилей Дня учителя гром аплодисментов слился с криками о гибели школы

День учителя по определению должен становиться праздником души. Надо вспоминать свои «школьные годы чудесные», трель первого звонка и мелодию выпускного вальса, тетрадки, учебники, крошки мела на пальцах, ноутбуки, проекторы, лазерные указки, интерактивные доски… Ну и конечно, самое главное — своих любимых учителей (и нелюбимых тоже). Или педагогов? Как правильно? Раньше было всё равно, а теперь большие учёные спорят, можно ли эти понятия отождествлять. Ну а те, кто попроще и попрактичнее, предлагают переименовать тех, кто работает в школе, в специалистов (или менеджеров) по оказанию образовательных услуг. Говорят, так вернее будет по нынешнему времени.

 

«Уплывающая» дата


Вряд ли все помнят, что День учителя, который мы отмечали на прошлой неделе, в нынешнем году празднуется в 50-й, юбилейный раз. Правда, раньше он приходился не на постоянную дату, как теперь, а был «плавающим», то есть выпадал на первое воскресенье октября. Не всегда, кстати, самим учителям это удовольствие доставляло — в ряде школ ретивая администрация затевала какие-нибудь праздничные мероприятия, лишая людей законного выходного. Между прочим, история празднования Дня учителя в нашей стране — и не только — весьма поучительна, извините за тавтологию.
Итак, в нашей некогда по-настоящему великой стране этот праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 г., ровно полвека назад. Почему же теперь мы прикрепили его к 5 октября? Очень просто — в следующем 1966 г. в славном городе Париже собралась Специальная межправительственная конференция по определению статуса учителей. В результате представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали документ по рекомендациям, касающимся этого статуса. Было это как раз 5 октября.
Ну, в Советском Союзе на ЮНЕСКО и прочие капиталистические выдумки было наплевать, поэтому в 1980 г. наш Президиум Верховного Совета окончательно утвердил день поздравления учителей за первым октябрьским воскресеньем, приравняв его к «праздничным и памятным датам».
Но времена менялись, и к 1994 г. в ЮНЕСКО спохватились: почему в разных странах есть свои дни учителя, а единого международного нет? Это не соответствует тенденциям всеобщей трансформации и глобализации. Тут и вспомнили о парижском 5 октября 1966 г. Советского Союза уже не было, а ф новой России во всём учились у Запада, и праздник трансформировался во всеобщий.
Случайного в истории ничего не бывает, вот и перечисленные даты легко могут быть отнесены к смене эпох в нашем Отечестве.
1965 г. — ХРУЩЁВА уже нет, но следы «оттепели» остались. Мало того, расцветает уникальная культура советских «шестидесятников» с «физиками» и «лириками», песнями ВЫСОЦКОГО, ВИЗБОРА и ОКУДЖАВЫ, стихами ЕВТУШЕНКО, ВОЗНЕСЕНСКОГО и АХМАДУЛИНОЙ, фильмами ХУЦИЕВА, ТАРКОВСКОГО и РЯЗАНОВА, с культом науки и фантастики, туристскими тропами (а не туристическими курортными маршрутами) и много чем ещё. Учителя должны быть на высоте всего этого, вот им и дали свой праздник.
1980 г. — ничего нового не нужно, потому что и так всё хорошо. Нужно только закрепить прежний праздник преподавательско-педагогического состава школьных учреждений. А то уже какая-то идейная шаткость намечается, и в школах в том числе.
1994 г. — раз они празднуют 5 октября, мы тоже будем так делать. Учителям в это время вообще не до праздников, в школах зарплату дают раз в полгода — вот это настоящий праздник.

 

Учились  у врагов


При этом есть мнение, что изначально советские руководители эпохи расцвета, которую потом обзовут застоем, переняли идею этого праздника у… главных идейных врагов — американских империалистов. Ещё в 1944-м скромная учительница Матти Вит ВУДРИДЖ из Арканзаса написала письмо в правительство о том, что неплохо бы отметить в календаре день тружеников школ. Идея понравилась жене РУЗВЕЛЬТА Элеоноре. Но реализовать её удалось только в 1953 г. Что характерно, за океаном учителей чествуют в конце учебного года — 7 мая. И не только морально — мэры городов выделяют средства на подарки педагогам, а торговые сети вводят для них скидки по профпризнаку.
Вообще по истории этого праздника можно проследить отношение ко многим серьёзным событиям. Например, в Китае учителей с древнейших времён почитали и поздравляли в определённые дни. Но официальный праздник на государственном уровне ввели лишь в 1985 г., осмыслив жуткие итоги «культурной революции» 1960-х, когда учителей физически истребляли как потенциальных носителей инакомыслия — слишком много знают! — а школы разрушали, чтобы в них не зародилась крамола. Сейчас в Китае спорят: нужно ли возрождать добрые древние традиции, когда ученики мыли ступни своим учителям в знак уважения.

 

Училок не сломили!


Пару лет назад довелось мне разговаривать со знаменитым психологом педагогики директором Института дошкольного образования РАН профессором Виктором СЛОБОДЧИКОВЫМ. Заглянул он в Саратов проездом, поэтому времени на интервью не имел. Вырвав для себя буквально несколько минут, я поспешил пойти в атаку и сразу спросил: в чём, по его мнению, заключается главная беда нынешней российской школы? Спросил так, потому что знал резко критическое отношение академического светила к большинству нынешних образовательных явлений — всяким ЕГЭ, компетентностным подходам и тому подобному. Но совершенно неожиданно господин Слободчиков заговорил не о бедах школы, а о победах.
Средняя школа, — сказал он, — оказалась единственным государственным институтом в нашей стране, который выстоял в 1990-е годы. Всё остальное рухнуло — производство, оборона, здравоохранение, сельское хозяйство, не говоря уже о системе социальной защищённости. А школа продержалась, как минимум, ещё десять лет. Почему? В силу своей консервативности. В это «лихое» десятилетие молодёжь в школу практически не приходила — ни зарплат, ни перспектив. А опытным учителям, получившим советскую закалку, никак невозможно было уходить «в бизнес» и так далее. К тому же тогда ещё не дошло дело до многочисленных образовательных экспериментов, школу попросту забросили. Это и оказалось для неё благом. «Совковые училки», которым не платили зарплату, над которыми смеялись в кино, в телешоу и в повестях писателей типа Юрия ПОЛЯКОВА, продолжали тихо и незаметно делать то, что они делали раньше, — учить детей по тем же методикам, как их самих учили. В результате школа в России вплоть до начала XXI в. оставалась именно школой, а не учреждением, где оказываются образовательные услуги, как теперь. 
Правда, насчёт состояния школы нынешней мой собеседник никаких оптимистических мнений не высказывал. Наоборот, считал, что уместнее говорить о катастрофе. И на недавнем съезде «Родительского Всероссийского сопротивления» вновь на эту тему высказался.
— Две катастрофы вижу. Первая — мировоззренческая. Отменили марксизм-ленинизм, и появилось на его месте чужебесие — потребительство, которому призывает обучать нынешний министр образования России. Из образовательных учреждений вымывается корпус профессионалов и появляются менеджеры. Они отвечают за эффективность производства: как можно меньше вкладывать, как можно больше производить и как можно дороже продавать. Но всесторонне развитую личность не продашь — никто не купит, а вот компетенцию человека продать можно. Отсюда и компетентностный подход, с которым носятся наши образовательные начальники. А ведь это не новаторство в образовании — это жёсткое требование бизнеса, который прямо заявляет: надоело возиться с выпускниками, затачивать их под что-то конкретное. Значит, либо бизнес полностью берёт образование на себя и перестаёт финансировать образование (в смысле выделения отчислений от налогов), либо работайте по нашим конкретным заказам.
Второй катастрофой Виктор Иванович назвал «склеенность» таких понятий, как образование и обучение, учитель и педагог. Если не углубляться в тонкости психологии, образование развивает способности человека, а обучение даёт ему комплекс знаний о мире. Это явно не одно и то же. Так же как учитель учит чему-то, а педагог ведёт куда-то (кстати, в античные времена так рабов называли, которые водили детей). Не зря же раньше были учебные заведения, которые затем почему-то смешали в одно с образовательными, а ещё раньше были учительские институты, переименованные позже в педагогические, хотя выпускают они тех же учителей-предметников.
Конечно, с этим профессором-акаде­ми­ком соглашаться вовсе не обязательно, но всё же… Да бог с ней, с терминологией, посмотрим лучше, как трансформировалось (опять новомодное словечко!) само представление об учителе.

 

Не дожить до понедельника


Если спросить, «какой самый лучший фильм о школе?» — я уверен, большинство вспомнят «Доживём до понедельника» режиссёра Станислава РОСТОЦКОГО с неподражаемым ТИХОНОВЫМ и очаровательной (правда, позже спившейся, но вылечившейся) ПЕЧЕРНИКОВОЙ. С этим спорить невозможно, это классика.
Фильм способствовал повышению авторитета профессии. После триумфа «Доживём до понедельника» начался настоящий переворот в сознании молодёжи: толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы.
Но — вот странность, многие исследователи эволюции образа учителя в отечественной культуре отмечают: именно с этого прекрасного фильма с великолепными актёрами началось… разрушение образа учителя в кино, в массовой культуре, а затем и в массовом сознании. Почему? Да потому что учитель лишился ореола недосягаемости — впервые на советском экране появился такой Илья Семёнович, который переживает кризис, перестаёт считать себя учителем, срывается, ругает учебную программу, даже водку пьёт (правда, дома и очень культурно). Тем он и нравится зрителям, но трещинка в монументальном образе работника советской школы появилась и дала разрушительные плоды.
Вот уже появляется смешной обаятельный неудачник Нестор СЕВЕРОВ в «Большой перемене» — ученики вечерней школы, многие из которых старше его, относятся к такому учителю с покровительственным уважением, как к ребёнку.
А там уже недалеко и до честной, но несчастной «дорогой» Елены Сергеевны из одноимённого фильма Рязанова, которую наглые и циничные ученики доводят до инфаркта в прямом смысле слова. Ну а последним киноударом по учителям стал герой фильма Киры МУРАТОВОЙ «Астенический синдром», которого ученики бьют на уроке, а ученицы насилуют на вечеринке. Это, правда, было ещё в 1989 г., но вряд ли с тех пор по­явилось в культуре что-то более убедительное насчёт учителей. Хотя посмотрите скандальный сериал Валерии ГЕРМАНИКИ «Школа» или «Географ глобус пропил» Александра ВЕЛЕДИНСКОГО.
Ну а о СМИ, то есть об интернете, и говорить не стоит — там что ни сообщение из школы, то «бомба». Все помнят, как в Год учителя прогремела история невероятных издевательств учеников над пожилой физкультурницей в сибирской школе. Правда, учителя в долгу не остаются: иногда появляются сообщения, что учительница выпорола шнуром от ноутбука десяток школьников и теперь её будут судить. Не говорю уже о педагогической «клубничке» — пару лет назад учительницу, выложившую в сеть свои более чем откровенные фото, сначала уволили из школы, зато потом сделали звездой ток-шоу, во время которого назвали «яркой личностью» и предложили интересную работу. И так происходит не потому, что СМИ неуважительно относятся к учителям. Просто такие новости — продаются! А сообщения об учителях-новаторах никуда, кроме педагогического журнала, не запихнёшь. Опять закон рынка…
Всё, конечно, не так мрачно. И хорошие учителя в нашем Отечестве не переводятся. Вот, например, я узнал, что моя знакомая, работающая педагогом в школе, получила почётное звание и награду. Потом случайно пересёкся с её учениками, поинтересовался, как она с ними занимается. Ответ потряс:
— Никак. У неё сплошные проекты для одарённых, олимпиады, конкурсы, новации. Общается с теми, кто в этом участвует, а мы тупо сидим на стульях. Как экзамен сдавать, непонятно. Наверное, она хороший учитель, раз награждают, но нам это как-то всё равно.
Вот и подумаешь, как теперь правильно называть день 5 октября — может быть, стоит переменить вектор празднования?

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий