Главная / Издания / Музейные работы

Музейные работы

Музейные работы
03 ноября 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Федеральный музей космонавтики появится на месте приземления Гагарина в Энгельсском районе.

Об этом заявили на заседании областного правительства и добавили, что вице-премьер Ольга Голодец, которая недавно к нам приезжала, идею такого музея одобрила. И вот уже губернатор Валерий Радаев обращается ко всем заинтересованным министерствам с предложением включиться в работу, намекая на то, что здесь должен быть туризм федерального уровня. Глава региона не сомневается, что новый музей повысит имиджевую привлекательность Саратовской области, добавит еще один бренд и увеличит инвестиции.

С этим спорить трудно. Потому что создали на Соколовой горе Музей трудовой славы, и заметно возросла имиджевая привлекательность региона, инвестиции так и поперли. Меня больше техническая сторона вопроса интересует. Чем помогут музею космонавтики, скажем, минздрав и минтруда? Какие экспонаты здесь появятся? Положим, сдадут сюда скафандр, в котором почти летал в космос Ландо. Растрясут гагаринский музей на Сакко и Ванцетти. Соберут по стране тюбики с мясным супом. Что еще? Чем поразят воображение туристов со всего мира?

Летом я был в Самаре. Всей семьей посетили музейно-выставочный центр "Самара Космическая". Впечатлило главным образом то, что фасад небольшого здания украшает подлинная ракета "Союз". Как рассказали, это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде. Высота ее вместе со зданием – 68 метров. Нафотографировались вдоволь. С расстояния и стоя под носителем. Солидно. И такого точно нигде больше нет. С Волги видно.

Эту ракету создали на Куйбышевском заводе "Прогресс" в 1984 году, как образец для тренировок на космодроме в Плесецке. После 15 лет эксплуатации она выработала свой ресурс и была передана заводу. Ракета-носитель стала подарком на 40-летие предприятию, где ее переделали под макет.

В самом музее было не так интересно, хотя экспонаты тут уникальные, настоящие артефакты. Причем гидом нашим была женщина, которая трудилась одним из конструкторов на том самом "Прогрессе". Больше часа с некоторой ленцой говорила про перегрузки и крошечные кусочки хлеба в пакетиках. Больших кусков в космос не берут, чтобы крошки не летали потом по всему кораблю. Их ведь не подметешь. Потому так: пакет вскрыл, хлеб в рот. Черт, а куда же пакет? Вот не спросили.

Тут были ракетный двигатель РД-108 – самый внушительный из музейных экспонатов, весящий 1250 кг. Двигатель НК-33 для лунной ракеты сверхтяжелого класса Н-1. Его разработал куйбышевский конструктор Николай Кузнецов. До настоящего времени еще никому не удалось превзойти НК-33 в его классе тяги.

Тут были и спускаемые капсулы, побывавшие в околоземном пространстве. Внешняя обшивка оплавлена, на всем слой космической пыли…

Это я сейчас прочел на сайте музея. Так обычно и бывает. Сначала съездишь куда-нибудь, а потом читаешь, где же ты был и что видел. И вот еще: ну не бог весть какие впечатления остались от посещения самарского музея. Пятнадцати минут вполне достаточно, чтобы всё увидеть. А потом тянет на улицу. Может, потому что рядом был легендарный жигулевский пивзавод.

В общем, я это к тому, чтобы "все заинтересованные министерства" представляли себе, какая задача перед ними поставлена. Вот уровень, которого нужно достичь. Это вам не танк стырить у Московской области, сказав – погоняем и отдадим. И, наверное, не достаточно будет в чистом поле разложить местные колбасы и калачи для привлечения туристов. Придется реально что-то космическое искать. А где ж его найдешь?

Захочется по максимуму сделать то, что можно сделать без денег. А это что? Устроить выставку книг о Гагарине. Конкурс поделок школьников на тему космоса. Выставку рисунков. Притащить из аэроклуба лопасть винта от самолета, на котором впервые поднялся в воздух Юрий Алексеевич. Сами понимаете, что лопасть можно достать какую угодно, кто там будет проверять на оригинальность. А можно и крыло целое. Говорят же, что Гагарин именно в Саратовской области встал на крыло. Ну и вот оно.

Можно поводить вокруг стелы, устремленной ввысь, хороводы силами самодеятельных творческих коллективов. Написать биографию местных жителей, встретивших Гагарина. Как-то по-новому взглянуть на их участие в полете. Мол, корректировали первого космонавта, чтоб тот приземлился, где надо. Тут слегка приврать – не приврать вовсе, а поработать на создание легенды, внести свою скромную лепту в патриотическое воспитание молодежи.

Можно пригласить на денек-другой живого летчика-космонавта, чтобы показать туристам.

Всё остальное – за большие деньги, которых у нас нет. Уверен, бизнес уже напрягся, ожидая очередную просьбу от полненьких дядек в поблескивающих очочках с Московской, 72 – помочь материально хорошему делу.

Если брать шире, то сейчас только и остается, что создавать музеи и вспоминать славное прошлое. Это тенденция. Современность дает слишком мало поводов гордиться нашими достижениями. Была вот выставка в правительстве, слово "импортозамещение" на растяжке висело, но опять на подносах какие-то кулебяки лежали да фальшивые осетры. В прошлом побед больше. Военных и трудовых, спортивных и культурных.

Потому у нас уже нет авиационного завода, тоже грезившего космосом, но есть место, где можно его помянуть. Давно нет дружбы народов, но есть Национальная деревня с ее харчевнями в национальном стиле.

Нужен музей саратовской гармошки и саратовского калача. Зашел, поел, послушал, как играют, и дальше побежал.

Давно пора создать музей саратовской стерляди. Все-таки гербовая рыба, должна же о ней какая-то память сохраниться. Совершенно не обязательно подавать уху из стерлядки. Заменить ее можно простой окуневой похлебкой. Главное – антураж и запахи. Костный стерляжий остов, рассказы рыбаков, ловивших стерлядь близ Саратова, записанные на магнитную пленку:

- Я ее, значит, тащу, а она упирается! Тады я ее по башке хлоп, и вытащил. Так и жили…

Не решат вопрос с энергетиками, придется создавать музей электрического общественного транспорта. Тут хотя бы экспонатов будет много. Совсем старые трамваи и чуть поновее, совсем развалившийся троллейбус и тот, что раскусили-разодрали благодарные пассажиры. Если рельсы кое-где сохранить, то можно раз в день совершать поездку по городу.

Музей саратовского водопровода понадобится на случай, если с концессией не задастся. Отдельный уголок посвятим Ларисе Абрамовой. И чтоб экскурсовод водил группу туристов вокруг огороженного участка земли с раскопками и ржавой трубой и приговаривал:

- Представляете, уже в XX веке саратовские поселенцы знали о прелестях цивилизации в виде водопровода и канализации!

Главное – чтобы не дошло до создания большого музея Саратовского области. В память о замечательном регионе, где растили урожай и народных артистов. Тут даже не зазорно было приземлиться после полета в космос. Юрий Алексеевич не даст соврать.

Дмитрий Митрошин

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий