Главная / Издания / Средства на детство

Средства на детство

Средства на детство
04 ноября 2015

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№45 (950) 04.11.2015

Какие платные услуги предоставляют саратовские школы?

Ещё десять лет тому назад сама тема платы за обучение в общеобразовательной школе казалась дикой и абсурдной. За что платить деньги родителям школяра, кроме как на охрану, ремонт да подарки для учителей? Правда, эти взносы оформляются как «попечительские» и отчитываться за них школа не обязана. А вот все остальные услуги, к примеру, такие как репетиторство, изучение дисциплин, не предусмотренных учебным планом, или подготовка к ЕГЭ, теперь должны быть выставлены для всеобщего обозрения на школьном интернет-сайте — такие требования установлены в новом постановлении камбина. Чему и по какой цене учат школы Саратовской губернии? И чем занятия в школах отличаются от уроков с частными репетиторами?

Прямо в кассу Постановление Правительства РФ 

№ 1120 от 20 октября 2015 г. обязывает образовательные организации публиковать на своих сайтах информацию о денежных сборах с родителей. Правда, только официальных, таких как всевозможные дополнительные занятия и кружки. Принятое решение обеспечит «открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации», — говорится в материалах кабмина. Подобная практика позволит родителям сравнивать стоимость схожих услуг в соседних школах и обращать внимание на случаи, когда она явно завышена.
Как выяснил «МК» в Саратове», основные услуги в школах Саратова и области — это подготовка детей к школе, преподавание курсов, которые помогут школьникам успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, изучение иностранного языка (дополнительного, на выбор родителей) или компьютерной грамотности. Плюс за плату предоставляются занятия в так называемых кружках: секциях ритмики, хореографии, рукопашного боя, бокса и проч. Практически во всех школах средняя стоимость одного часа дополнительных занятий составляет от 45 до 70 руб. (в группах 7-10 человек), у частного репетитора за это же время придётся отдать 500-600 руб. Чаще всего общеобразовательные учреждения сами разрабатывают тарифы и потом согласовывают их с муниципалитетом, но порой местные власти издают общий прейскурант для всех школ района, как, например, в Вольском районе. 
Как рассказывают в общеобразовательных учреждениях, наибольшим спросом пользуются две услуги: подготовка малышей к поступлению в 1-й класс и, конечно, тесты ЕГЭ, которые открывают двери в вузы.
— В этом году мы только начинаем оказывать платные услуги, но популярными у родителей и учеников, думаю, будут подготовка к итоговой аттестации и занятия в хореографическом коллективе «Журавушка», — рассказывает Тамара ЗАПЯТКИНА, директор школы № 16 г. Балаково. — Ещё хотим привлечь родителей школьников 5-11-х классов на курсы основ компьютерной грамотности, поскольку многие мамы и папы не могут разобраться, чем же их детей привлекает компьютер.
В эпоху повального получения «корочек» о высшем образовании репетиторы оказались очень востребованными. Несколько лет назад минобраз Саратовской области провёл опрос 1800 выпускников школ, который выявил, что 100% учеников занимались с репетиторами, дабы поступить в вуз. Расценки на услуги репетиторов в Саратове, как было указано выше, составляют 500-600 руб. в час, в Балашове, Марксе — 450-500, в других регионах — Нижнем Новгороде, к примеру, 600-700 руб. Самая высокая ценовая планка установлена в Москве — столичные выпускники готовятся к ЕГЭ за 1200 руб. в час. 

Раздвоение наличности

Правда, как считают некоторые педагоги, частное репетиторство не мешало бы привести в цивилизованный вид. 
— Сегодня некоторые учителя, занимающиеся репетиторством, называют свою основную работу «хобби», — говорит Андрей РЫЖКОВ, директор одной из балашовских школ. — Я видел объявление одной учительницы, в котором она так и назвала своё преподавание в школе. То есть у человека такое отношение к работе: зачем выкладываться в классе, если гораздо выгоднее сделать это на занятиях с одним учеником? Из школы учитель тоже не уходит, к чему? Ведь основные «клиенты» всегда под рукой. 

Комментарий эксперта
Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:
— В нашем городе родители вынуждены искать несколько работ, чтобы обеспечить своему ребёнку занятия с репетитором. Тем не менее нередки ситуации, когда за репетиторство берутся люди, которые в школе были, мягко говоря, не совсем сильными педагогами. Более того, я знаю учителей, которые никогда в старших классах не преподавали, но выйдя на пенсию, вдруг начинают заниматься подготовкой учеников 10-11-х классов к ЕГЭ. Возникает вопрос: какие знания они могут им дать? В идеале нужно легализовать громадный рынок частного репетиторства, который сложился в последние годы. Хотя бы для того, чтобы родители могли знать, у какого педагога дополнительно занимается ребёнок, и если после полугода занятий он не поступает в вуз, набрав небольшое количество баллов, было с кого спросить. Ведь репетиторство, независимо от того, как оно оформлено: в виде дополнительных платных услуг в школе или в виде частных занятий, — это услуга, и она должна оказываться качественно.

Конечно, Андрею Рыжкову могут возразить родители отличников и сами педагоги: мол, далеко не все дети способные, есть такие, которым даже ежедневное дополнительное занятие с учителем не поможет набраться знаний. Как и тридцать лет назад, многие директора общеобразовательных учреждений часто используют термин «необучаемые дети». Тем не менее директор балашовской школы напоминает: в советское время знаменитый педагог-новатор Виктор ШАТАЛОВ доказал, что нет двоечников — есть неправильно подготовленные учителя. Начиная с 60-х годов, Шаталов брал самые отстающие классы с преобладанием двоечников, от которых обычные педагоги отказывались, и за несколько лет, благодаря собственной методике преподавания, превращал их в отличников. Причём в «школах Шаталова» математика — алгебра, тригонометрия, геометрия оказались самыми лёгкими и приятными для освоения всеми без исключения детьми предметами. Фантастика? Научный популизм? Возможно, но около 60 книг известного педагога были изданы в 20 странах мира, а это о многом говорит. 
Мнение, что нет неуспевающих детей, есть лишь незаинтересованные педагоги, косвенно подтверждают и в других общеобразовательных учреждениях области. В одной из школ Марксовского района завуч призналась, что в прошлом году ни один из учеников 11-го класса не брал репетитора, при этом все до одного школьники поступили в вузы — 75% на бюджет, 25% на коммерческое обучение. В этой небольшой школе считают: если учитель заинтересован в успехах своих подопечных, он сделает всё, чтобы дети знали предмет по максимуму. И репетиторству в этом случае нечем будет кормиться, как, впрочем, и платным услугам в школах.
Такого же мнения придерживается и директор средней школы села Камышки, один из финалистов федерального конкурса Сергей ХАРЬКОВ, «Лучший директор школы-2014».

Комментарий эксперта
Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области:
— В прошлом году мы пытались организовать в нашей школе платные дополнительные услуги — хотели готовить учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Разработали положение, провели анкетирование детей и родителей, разместили на нашем сайте. Но столкнулись с тем, что среди родителей не нашлось желающих оплачивать дополнительную подготовку школьников. Думаю, причин этого явления несколько: во-первых, наше население, и особенно сельское, не обладает такими денежными средствами, чтобы вкладывать их в образование детей. У людей просто нет денег. Во-вторых, это особенности менталитета: с советских времён мы привыкли к тому, что среднее образование — бесплатное, и платить за дополнительную подготовку учителям школы родители не хотят. Ну и самый важный фактор: все выпускники нашей школы в течение многих лет поступают в вузы на бюджетные места. Они успешно учатся в различных вузах, в том числе, в СГУ, на факультете компьютерных наук и информационных технологий. Поэтому родители считают, что им просто нет смысла оплачивать дополнительные занятия.

Оплаченному верить?

Впрочем, у каждой медали есть две стороны. Небольшим школам проще «вырастить» отличников за счёт того, что в классах мало учеников. Как говорится, было бы желание педагога. В больших городских школах, где один учитель приходится на 20 учеников, порой просто нереально сделать всех выпускников будущими успешными студентами. И здесь на помощь приходят как раз те самые платные дополнительные услуги, оказываемые школами. 
Но у родителей имеется своё мнение насчёт платы в школах. Как считает саратовчанка Наталья НОВИЧКОВА, мама двух школьников, преподавать и одновременно быть репетитором у школьника — неправильно.
— Несколько лет я возглавляла родительский комитет и неоднократно сталкивалась с тем, что на основном уроке педагог почти ничего не разъясняет, дети не понимают материала, а потом на родительском собрании классный руководитель объявляет, что ученики отстают, поэтому все желающие могут записаться на дополнительные, платные занятия к тому же учителю, — рассказывает Наталья. — Это абсолютно безнравственная схема, получается, что объём знаний, которые ребёнок должен получить бесплатно, приходится оплачивать из кармана родителей. И даже это не всегда помогает. Мой сын, будучи в шестом классе, стал посещать платные занятия в школе — всё без толку, всё равно перебивался с тройки на четвёрку. Тогда учитель предложила позаниматься с ним отдельно, в качестве репетитора, и сын буквально за месяц перешёл на пятёрки. Но как только у нас кончились деньги на индивидуальные занятия, ребёнок снова «скатился» на тройки. Помогло только вмешательство нового репетитора со стороны.
Не только мамы школьников, но и некоторые педагоги подтверждают: лучше всего, когда урок ведёт один учитель, а репетиторством занимается другой. 
— Безнравственно доучивать собственных учеников в нерабочее время и за отдельную плату, — говорит педагог одной из саратовских школ и мама сына- студента Лариса Николаенко (фамилия изменена). — Но дополнительные платные услуги в школах, которые стали процветать несколько лет назад, именно к этому и подталкивают. Вижу, что некоторые учителя начинают этим пользоваться и переводят всё в «денежную» плоскость. Вообще термин «платные дополнительные услуги в общеобразовательном учреждении» режет слух. Мне кажется, школа, несмотря на финансовые трудности, не может и не должна продавать знания за деньги. Для этого есть образовательные центры, развивающие студии, наконец, частные репетиторы. 
Но, как ни крути, благодаря реформе системы образования учителя узнали, что такое «ученико-час», и осознали, что предоставляют услугу. А она может быть как платной, так и бесплатной. Кого в этом винить — реформаторов или педагогов, вопрос риторический. Однако говорить, что школы губернии медленно, но верно встают на рельсы дополнительного платного образования, было бы неверно. Из 907 общеобразовательных школ области лишь 208 предоставляют платные услуги, большинство из них расположены в Саратове.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий