Главная / Издания / Когда Энгельс был круче Чикаго…

Когда Энгельс был круче Чикаго…

Когда Энгельс был круче Чикаго…
02 декабря 2015

МК в Саратове

№49 (954) 02.12.2015

Город-спутник Саратова в середине 1990-х находился в центре криминальных событий.

На календаре криминальной истории нашего края ещё одна кровавая круглая дата. Ровно 20 лет назад, в ночь на 2 декабря 1995 г. в Энгельсе был убит один из местных авторитетов — Владимир Зыряев, или попросту Зыряй. Конечно, это преступление не вызвало такого ажиотажа, как расстрел Чикуна в «Грозе», о котором мы писали совсем недавно. Но всё же оно стало точкой отсчёта одного из этапов бандитских разборок в городе-спутнике Саратова (который по ряду криминальных показателей превосходил «старшего брата»). К тому же в последние годы имя убиенного Зыряя часто возникало в самых громких судебных процессах по уголовным делам — прежде всего, в «деле Лысенко». 

Взрывы на улице Школьной

Убийство Владимира Зыряева выделяется в бесконечном ряду преступлений против всевозможных авторитетов 
1990-х гг. Во-первых, если большинство «крутых», как саратовских, так и энгельсских, погибали либо от взрывчатки в подъезде, либо от пули стрелка, выследившего их в тёмное время суток в укромном месте, то расправу над Зыряем обставили весьма экзотически. Во-вторых, главное отличие: это одно из немногих преступлений тех лет, которое считается раскрытым. По этому делу есть осуждённые, которые сейчас отбывают срок разной длины, включая пожизненный. Между прочим, приговор в областном суде им был вынесен ровно десять лет назад — в конце декабря 2005-го. Ещё одна круглая дата. 
Около 5 часов утра 2 декабря 1995 г. жильцы домов по улице Школьной в Энгельсе были разбужены шумом взрывов. Их было два. Почти сразу прозвучало восемь выстрелов — опытный слух мог бы определить, что стреляют из пистолета ТТ, излюбленного оружия киллеров.
Когда люди стали выглядывать на улицу, их взорам предстал охваченный огнём частный дом. Все в округе знали, что здесь живут авторитет Вовка Зыряй и его подруга Ирина. Приехавшие пожарные и милиция их обоих увидели лежащими на снегу во дворе пылающего дома. Авторитет был мёртв — в него всадили целую обойму. Девушка выжила — на неё пули не хватило, и убийца оглушил её рукояткой пистолета по голове. Её показания сыграют не последнюю роль в расследовании этого громкого уголовного дела. 
О том, что произошло несколькими минутами раньше, станет известно десять лет спустя. В 2005 г., когда в Саратовском областном суде слушалось дело об убийстве Зыряя и ещё некоторых весьма известных людей, на скамье подсудимых сидели двое — Андрей СОЧАН по прозвищу Веник и Виталий ПЕРШИН по прозвищу Витас. Третьего, главного участника — Игоря МУТЕНИНА по прозвищу Сапара или Длинный среди них не было. Его расстреляли в Энгельсе у собственного подъезда в мае 1999 г. Среди убийц был Веник. А Витас сопровождал Сапару (пахана) и сумел убежать от пуль. Вот так причудливо и страшно переплелись судьбы этих энгельсских парней.  

Старт эстафеты убийств

Картина произошедшего на улице Школьной в суде была представлена так. Под утро к дому Зыряя подъезжает автомобиль. Из него выходят Сапара и Веник, Витас остаётся за рулём. Дальше разыгрывается сцена из телебоевика. Веник обливает стены дома бензином и швыряет в окно две гранаты. Дом вспыхивает, на улицу выбегают Зыряй и Ирина. Спрятавшийся в тени Сапара расстреливает мужчину и оглушает женщину. Вся троица скрывается с места преступления.
Мотив? В обвинительном заключении по уголовному делу будет сказано, что Мутенин — Сапара мечтал стать «крутее всех крутых», если не в мире, то хотя бы в Энгельсе. Для этого надо было устранить конкурентов, и он решил начать с Зыряя, чья бригада в то время считалась в городе одной из самых влиятельных наряду с группировкой АНИСИНА (между их бойцами, по некоторым сведениям, происходили кровавые разборки). 
Вроде бы логично. Но в последние годы в связи с «делом Лысенко» в саратовском медиапространстве появилось великое множество очень подробных публикаций, где фигурировали только что упомянутые нами персонажи. Что в них правда, а что домысел — разбираться можно годами. Хотя большинство из них основаны на рассказах сотрудников компетентных органов (которые я тоже слышал из первых уст). При этом у рассказчиков часто прямо противоположные мнения по поводу одних и тех же событий. Попробуем их здесь очень коротко пересказать. 
При чём тут «дело Лысенко»? Как известно, одним из основных обвинений, выдвинутых в адрес экс-главы Энгельсского района, был заказ убийства «вора в законе» Балаша — Николая БАЛАШОВА, которое произошло в ноябре 1998 г. Присяжные не признали Михаила Алексеевича виновным в этом преступлении, как и в организации преступной группировки. А Веника и Витаса привозили из мест заключения для дачи свидетельских показаний. 
Сапара и Веник были приближёнными Балаша. Сапара считался чуть ли не его правой рукой, зато Веник отличался большей преданностью боссу и обладал талантом заметать следы разных деяний, за что и получил своё прозвище (сам он очень не любил, когда его так называли).  
Самое интригующее — Зыряй тоже находился с Балашом в очень дружеских отношениях, и оказывал ему всемерную поддержку в противостоянии с доминирующими в то время  в нашей области «пиковыми», грузинскими «ворами в законе» — Шотой, Дато, Ноем. Мог ли Мутенин-Сапара устранить друга своего шефа без ведома последнего? Сомнительно. Но в обвинительном заключении Николай Балашов не упоминается. 
Зато там упоминаются другие «воры в законе», обитавшие в Энгельсе и создавшие спутнику Саратова славу «воровского города». Согласно обвинению та же троица, что «грохнула» Зыряя, в ноябре 1996-го «замочила» Шоту ГАГУА — авторитетнейшего человека в криминальном мире России, имевшего право решающего голоса на всероссийских воровских сходках. Его расстреляли в «тойоте». Стрелял Сапара, Веник с Витасом прикрывали. Затем они же в феврале 1999 г. организовали взрыв Дато — Тенгиза ОЗМАНОВА (курд-езид по национальности, тбилисец по месту рождения), который стал после гибели Шоты самым влиятельным среди местных «воров в законе». Это произошло после того, как Дато в компании водочного магната Романа ПИПИЯ встретился с Сапарой по его просьбе в одном из энгельсских казино. Было известно, что вернутся два короля — криминального и делового мира — в дом по улице Кутякова в Саратове, где Веник с Витасом успели заложить взрывное устройство в подъезде. Они отследили путь приговорённых и нажали кнопку пульта. Дато и Пипия остались живы чудом — у Дато оказалась повреждена лобная кость черепа, в голове застрял осколок металла.
По сути, это означало открытие новой страницы в истории криминальных разборок — воровская «корона» перестала быть защитой от пуль и взрывчатки наёмных убийц. Правда, не всё прошло гладко в суде — прокурор-гособвинитель Игорь ТАРАСОВ тогда признавался мне, что процесс для него был очень трудным. Пришлось снять обвинение в убийстве Шоты Гагуа, поскольку доказательств оказалось недостаточно. В приговоре, прозвучавшем 17 ноября 2005 г., суд признал подсудимых виновными в убийстве Зыряева и покушении на убийство еще двух человек — Озманова и Пипия.
Першину-Витасу назначили 12 лет лишения свободы. Сочан-Веник получил второй пожизненный срок. Согласно российскому законодательству, если человек однажды удостоился такой меры наказания, то любая следующая судимость, пусть даже за хулиганство или мелкую кражу, ведёт к «пыжу» (так в тюрьме называют пожизненное заключение). Сочана же приговорили к первому пожизненному сроку за участие в убийстве нескольких человек, первым из которых был Мутенин-Сапара, их с Першиным школьный товарищ, с которым они вместе убивали Зыряя и взрывали Дато.

Тропою мести

Невероятно сложно поверить, что энгельсский парнишка Игорь Мутенин, которому в то время не было и тридцати лет, творил всё это совершенно самостоятельно — расстреливал и взрывал авторитетов и олигархов. И главное — никто ему за это не мстил. Однако по официальной версии всё именно так. Хотя существует и неофициальная версия: за этими громкими преступлениями стоял «вор в законе» Балаш. Это куда более правдоподобно, но юридически не подтверждено. Правда, РУБОП его тогда задерживал, но ненадолго.  
Черёд самого Балаша — Николая Балашова — пришёл в ту же пору. Его застрелили ровно через два года после убийства Шоты и за три месяца до покушения на Дато, в ноябре 1998-го. Кто застрелил? Официальный (подчёркиваю!) ответ был дан в июле 
2012 г., когда организатором этого убийства суд признал Юрия НЕФЁДОВА — Балаш получил пулю, когда выходил из его офиса. Заказчиком же, по признанию осуждённого, стал не кто иной, как Михаил ЛЫСЕНКО, занимавший в то время скромный пост директора предприятия по обслуживанию автомобилей и недавно получивший статус депутата. 
Но уже в 2013 г. в ходе судебного процесса по «делу Лысенко» появляются показания свидетелей, из числа тех, кто участвовал в убийстве Мутенина-Сапары в мае 1999-го, которые, если их принять за правду, в корне меняют взгляд на ситуацию. Они говорят, что заказчиком и организатором убийства Балаша был никакой не Лысенко, а правая рука «вора в законе» — Сапара! Мотив — на Мутенина было покушение, в ходе которого он получил ранения и узнал, что Балаш хочет его устранить — то ли из-за того, что он стал прибирать к рукам слишком много участков криминального бизнеса (например, весь энгельсский рынок наркотиков), то ли из-за того, что, выполняя убийственные поручения, стал слишком много знать. Тогда получается, что Сапара опередил своего шефа и убрал его раньше, спасая свою жизнь. Но пережил убитого ненадолго — всего на полгода. И теперь в роли мстителя выступил его школьный товарищ и подельник по прежним убийствам Сочан-Веник. Он организовал убийство Мутенина, решив одновременно две задачи: отомстил за их общего шефа и стал единственным наследником последнего. Затем организованная Сочаном группа устранила двух остальных участников убийства Балаша, за что заслужила название ОПГ «покровских киллеров». Судили их за это в 2002 г., тогда Веник и получил первый «пыж». Но окончательного закрепления на официальном уровне эта версия убийства Балаша и последующих за этим актов мести пока не получила.
Вот какая кровавая эпопея стартовала в Энгельсе в ночь на 2 декабря 1995 г., когда был убит Владимир Зыряев. Его самого знали как «крышевателя» многочисленных фирм и негласного хозяина целой сети автозаправочных станций. Известно, что он не раз успешно решал вопросы с правоохранительными органами по «отмазке» своих друзей. Подозревался в том, что заказал одного из энгельсских авторитетов, убитого в Москве в 1994 г. Не любил излишне светиться и привлекать к себе внимание. 
Кстати, среди «покровских киллеров» была часть бойцов зыряевской бригады — они тоже мстили за своего убиенного босса, действуя под руководством Веника, который участвовал в его убийстве. 
Всё, что сказано здесь, относится лишь к одной линии кровавых криминальных разборок 1990-х гг. на левом берегу Волги, к малой их части. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ту пору Энгельс называли поволжским Чикаго. 

Оставить комментарий