Главная / Издания / Итоги и перспективы для саратовских дорог

Итоги и перспективы для саратовских дорог

Итоги и перспективы для саратовских дорог
30 декабря 2015

МК в Саратове

№01-02 (958-959) 30.12.2015

На днях в пресс-центре газеты «МК» в Саратове» состоялся разговор об итогах работы дорожных и мостовых предприятий области на федеральных автотрассах региона и о взаимодействии дорожных служб всех уровней в Год дорог в Саратовской области.

Дороги в Саратовской области разные, в том числе и по уровню принадлежности. Есть дороги федерального значения, есть дороги, за которые отвечает областное правительство, и муниципальные — за их благополучие несут ответственность муниципалитеты.
Напомним, через Саратовскую область проходят три крупные федеральные трассы: Сызрань — Саратов — Волгоград, по балашовскому направлению Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Саратову) и Н. Новгород — Саратов.
Что и говорить, многие годы дороги в Саратовской области оставляли желать лучшего. И часто, выезжая за пределы родного региона, мы становились свидетелями, что у соседей автодороги намного безопасней. С приходом в Саратовскую область в 2004 г. ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») федеральный бюджет активизировал финансирование на содержание и ремонт федеральных автодорог на территории региона. В последние годы мы стали свидетелями строительства, реконструкции, капитального ремонта и более качественного содержания дорог и мостовых сооружений на федеральных дорогах по всем направлениям. Напомню лишь одно из последних и значимых событий этого года. Введён в эксплуатацию 15-километровый участок федеральной трассы в обход села Елшанка (Воскресенский район), где заказчиком являлось управление ФКУ «Поволж-управтодор» («Большая Волга»). Стоимость проекта — 2,78 млрд руб.
Ещё одно из значимых для дорожного хозяйства региона событий: с 1 мая 2015 г. км 504+500 — км 729+594 федеральной трассы Р-22 «Каспий» (подъезд к городу Саратову), а это на сегодняшний день более 200 км дорог и десятки мостовых и гидросооружений, переданы в оперативное управление ФКУ «Чернозём-управтодор». О результатах работы этой федеральной структуры можно судить по качественному улучшению дорожного сообщения до Балашова.
Этот год, объявленный в нашей области Годом дорог, также принёс немало добрых событий для жителей губернии. Отремонтировано более 200 км дорог регионального и муниципального значения, введён в эксплуатацию мостовой переход через судоходный канал в Балакове, который стал одним из самых значимых социальных проектов в истории дорожного хозяйства области. Общая стоимость объекта — 5,2 млрд руб.
И ещё. Два последних года активно работала программа ремонта сельских дорог, средства на эти цели выделялись для сельских муниципальных образований непосредственно из дорожного фонда.
Тема дорог настолько насущна для жителей нашей губернии, что в преддверии нового года немаловажно было бы узнать и получить информацию из первых рук не только о результатах работы дорожных служб всех уровней, дорожных и мостовых предприятий в нашей области, но и о перспективах дорожного хозяйства на 2016 г.
Гостями пресс-центра «МК» в Саратове» стали замминистра Саратовской области по дорожному комплексу Сергей ПЛЕШАКОВ, руководитель ФКУ «Чернозёмуправтодор» Александр ЛУКАШУК, замруководителя ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») Вадим УХАНОВ, замдиректора Саратовского филиала ФКУ «Поволж-управтодор» («Большая Волга») Дмитрий ЛЕОНОВ. Для разговора были также приглашены директор ООО «Фирма «Зоринка» Владимир ЖАДНОВ, исполнительный директор ООО «Регион-Мост» Андрей АХТЫРЧЕНКО, представитель генерального подрядчика ООО «Калининское ДРСУ-1», руководитель ООО «Дорожник-Репное» Александр ЖЕГУНОВ, директор ООО «Автотрасса» Гагик КИРАКОСЯН, главный инженер ООО «Фирма «Зоринка» Алексей БОНДАРЕВ.

Работа в тесном контакте

Журналистов региональных СМИ, конечно же, интересовали итоги года в дорожном хозяйстве области. В течение всего этого времени многие из нас были свидетелями ввода в работу буквально километров капитально отремонтированных участков дорог, вновь построенных дорожных и мостовых объектов. Вот только некоторые. Строительство новой дороги, которая через Ровенский район соединила нашу область с Волгоградской. Капитально отремонтирован 5-километровый участок автомобильной дороги Саратов — Энгельс — Ершов — Озинки. Построены обход города Аркадака, подъезд к селу Подлесное в Хвалынском рай-оне…
Не раз бывали журналисты и на строящемся мостовом переходе в Балакове, на комплексе сооружений на федеральной трассе на обходе села Елшанка. Вместе с жителями региона наблюдали мы, какая мощная современная техника работает в этом году на объектах дорожного хозяйства, отмечая высокий технологический уровень в первую очередь на строительстве новых федеральных дорог. По словам руководителей дорожных и мостовых предприятий области, работающих по контрактам с областным и федеральными заказчиками, в этом году финансирование по результатам выполненных работ поступало вовремя, что стабилизировало работу подрядных и субподрядных организаций.
— Текущий год по предложению губернатора Саратовской области Валерия Васильевича РАДАЕВА был проведён как Год дорог, — отметил замминистра по дорожному комплексу Сергей Плешаков. — Впервые за последние годы из средств областного дорожного фонда на дорожное строительство было направлено почти 7 миллиардов рублей. Всего же из бюджетов всех уровней на дорожное хозяйство области было направлено около 11 миллиардов рублей. Только на ремонт дорог мы потратили 860 миллионов рублей из бюджета области. Дорожное хозяйство — затратная отрасль в государственном управлении. Это не только ямочный и капитальный ремонт, строительство дорог, дорожных и мостовых объектов. Это и содержание дорог, мостов, инфраструктуры дорожного хозяйства в летнее и зимнее время, охрана стратегических объектов, освещение…
Мы понимаем, что накопившиеся проблемы дорожного хозяйства решить за один год не получится. Но мы в начале конструктивного пути. В этом году губернатором была проделана большая работа по привлечению средств федерального бюджета на дорожное строительство в Саратовской области. Неоднократно проводились встречи в Министерстве транспорта РФ. Трижды на автомобильных дорогах области побывал министр транспорта РФ Максим Юрьевич СОКОЛОВ. Побывал на дорогах федерального и регионального значения руководитель Росавтодора Роман Владимирович СТАРОВОЙТОВ. Из федерального бюджета были выделены средства на завершение работ по долгострою, начатому в 2009 году, — мостовому переходу через судоходный канал в городе Балакове. Движение открыто. Это стало огромным событием для всех жителей города и региона.
Сергей Александрович на пресс-конференции выразил благодарность всем присутствующим руководителям федеральных управлений. Многие вопросы по федеральным автотрассам решались совместно, было абсолютное взаимодействие и понимание общего дела. На сегодняшний день на территории области по федеральным автотрассам более 70% протяжённости всех автомобильных дорог уже отвечает нормативным требованиям. И Росавтодор планирует в таком же темпе продолжать работы в Саратовской области.
— Один из значимых объектов этого года — обход села Елшанки (Воскресенский район), — продолжил разговор об итогах работы замруководителя ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») Вадим Уханов. — Общая протяжённость почти 15 км. В результате мы получили объект, который значительно разгрузил поток автотранспорта, проходящий до этого по селу Елшанка, — почти 8 тысяч автомобилей в сутки. Ранее этот участок был одним из самых аварийных на федеральной трассе Сызрань — Саратов — Волгоград. Рельеф местности непростой, подъёмы, спуски… Сегодня новый участок дороги соответствует самым современным показателям, что, конечно же, улучшит работу саратовского транспорта и других грузоперевозчиков. Надо сказать, что огромную помощь «Большой Волге» оказывало областное правительство, лично губернатор области Валерий Васильевич Радаев. Выражаем благодарность всем, кто содействовал вводу этого объекта в работу.
Несколько слов Вадим Александрович сказал о плановой сдаче после ремонта участков дорог на федеральной трассе Сызрань — Саратов — Волгоград, в частности в Хвалынском районе. Работа по созданию современной автомагистрали ведётся целенаправленно уже несколько лет. Вот и в этом году введено после ремонта 28 км дороги нового качества. Работы выполняло ООО «АвтоТрасса», одно из самых технически оснащённых дорожных предприятий Саратовской области. В 2016 г. работы будут продолжены. Впереди строительство нескольких мостовых сооружений и путепроводов, а также ремонт самой трассы Сызрань — Саратов — Волгоград.
— Хочу выразить особое уважение всем дорожникам, мостовикам, кто работает с нами на федеральных дорогах региона. Руководители и специалисты некоторых из них сегодня присутствуют здесь. Коллективы, с которыми мы работаем в рамках государственных контрактов, настоящие профессионалы своего дела, — подчеркнул Вадим Уханов.

Качество дорог стало лучше

— Наше управление приступило к работе в Саратовской области с мая этого года. Объём намеченных нами работ — это 223 км федеральных дорог в Саратовской области со всеми искусственными сооружениями и инфраструктурой от границы Воронежской области до города Саратов, — представил ФКУ «Чернозёмуправтодор» его руководитель Александр Лукашук. — За это время удалось выполнить работы по ремонту участка км 600-615 и км 573-586 общей протяжённостью почти 28 км. Сумма инвестиций на реализацию данных проектов составила 603 миллиона рублей. Работы выполнены в срок, указанный государственным контрактом. На этом направлении был запланирован ремонт трёх искусственных сооружений. Это два моста (правый и левый) через реку Баланда и через ручей на 725-м километре. Если сооружение через ручей на 725-м километре отремонтировано было в срок и с хорошим качеством, то при ремонте двух мостов через реку Баланда возникли проблемы по вине генподрядчика ООО «ВолгоМост» по срокам выполнения. Сейчас в суде рассматриваются документы по расторжению двух контрактов. Привожу этот пример для того, чтобы было понимание: ни один бюджетный рубль не будет отдан подрядчику, если работы не выполнены или допущены нарушения госконтракта.
По словам Александра Геннадьевича, работы по содержанию автомобильных дорог ведутся в полном объёме, денежные средства выделены. Всю необходимую деятельность осуществляет генеральный подрядчик ООО «Калининское ДРСУ-1», у которого на субподряде находятся два предприятия — ООО «Дорожник-Репное» и ООО «ДЭП-6». Коллективы действуют по всем направлениям содержания и ремонта дорог профессионально, с большой ответственностью.
На сегодняшний день есть два переходящих на 2016 г. объекта капитального ремонта. Это 683-690 км в Лысогорском районе и участок капитального ремонта в Балашовском районе: 511-517 км. Сумма инвестиций на эти объекты составляет один миллиард 223 млн руб.
Александр Лукашук добавил, что в этом году завершился запланированный ремонт и по искусственным сооружениям: мост через реку Тростянка, мост через ручей Гайка и мост через реку Сухая Лебёдка. Индивидуальный подход был и к выполнению ремонта на гидросооружении — пропускной трубы на 517-м километре. Ремонт выполнялся с применением композитных материалов, что позволит увеличить срок эксплуатации объекта. 
— Федеральная автодорога Р-22 «Каспий» (подъезд к городу Саратову) со-единяет Воронежскую и Саратовскую области, здесь проходило до 7 тысяч автомобилей в сутки. Сегодня в результате выполненных объёмов ремонтных работ интенсивность движения увеличилась по этой автотрассе до 10 тысяч автомобилей в сутки. Здесь установлены 9 постов видео- и метеонаблюдений, датчики интенсивности дорожного движения, —  перечислил руководитель управления.
К разговору о состоянии дорог в Саратовской области подключился Александр Жегунов:
— Мы занимаемся круглогодичным содержанием автомобильных дорог федерального и областного значения. В этом году наше предприятие выиграло тендер по капитальному ремонту участка км 511-517 федеральной трассы Р-22 «Каспий». Одним из условий проектного задания стало применение щебёночно-мастичного асфальтобетона. Мы первыми начали применять эту технологию на наших дорогах, и результат говорит сам за себя. Благодаря тому, что финансирование выполненных работ поступает своевременно, мы можем планировать развитие своего предприятия, в первую очередь в техническом и технологическом плане. Приобрели ещё один немецкий асфальтоукладчик, катки новые, для зимнего содержания купили два новых пескоразбрасывателя на базе 20-тонных автомобилей. Перемены, несомненно, есть. Если ещё лет 10-15 назад трудно было прогнозировать будущее дорожной отрасли, то сегодня ситуация в корне меняется. Несмотря на многие финансовые сложности, свои обязательства правительство области выполнило полностью. В новый год мы идём без долгов. Расплатились со своими поставщиками, выдали зарплату, заплатили в полном объёме налоги и страховые взносы.

Мы строим будущее

— Наши мосты соединяют не только берега, но и судьбы людей, — включился в разговор о будущем и настоящем дорожной отрасли почётный дорожник РФ Владимир Жаднов. — Наше предприятие «Фирма «Зоринка» работает на мостовых сооружениях уже более 20 лет.  Первый контракт с управлением «Большая Волга» был заключён в 2006 году, и почти десять лет нам доверяют выполнять содержание, ремонт и строительство мостов и искусственных сооружений. На сегодняшний день нашими заказчиками являются ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга»), ФКУ «Чернозёмуправтодор» и министерство транспорта и дорожного хозяйства. Работаем в тесном контакте, ведь в результате — качество и безопасность наших дорог.
О работе коллектива предприятия «Фирма «Зоринка» жители области могут судить в первую очередь по состоянию главных мостовых сооружений региона. Мостовики обеспечивают содержание и ремонт на мосту Саратов — Энгельс, Гусельской эстакаде, на мостовом переходе через реку Волга у села Пристанное. На мостовых сооружениях через Волгу это предприятие отвечает не только за безопасность движения, но и, в том числе, за освещение, видеонаблюдение, за судоходную сигнализацию... В рамках государственного контракта ООО «Фирма «Зоринка» несёт ответственность за состояние всех мостов и гидросооружений на федеральных дорогах в нашей области. Объём большой, но предприятие на сегодняшний день имеет несколько производственных баз, свыше ста единиц специальной дорожной техники и машин, владеет современными технологиями. Но главное достояние предприятия — это кадры.
По мнению Владимира Петровича, молодым надо обязательно доверять, поручая им ответственные участки работы. В «Зоринке» в руководящем составе практически вся молодёжь. Сегодня стало престижно работать в дорожной отрасли.
— Этот год прошёл для нас успешно, — подытожил своё небольшое выступление Владимир Жаднов. — Выполнены все объёмы в рамках заключённых госконтрактов. Спасибо всем заказчикам за совместную работу. Государство в последние годы увеличивает финансирование, что позволяет и нам быстрее приводить дороги и мостовые объекты в надлежащее состояние. Новый 2016 год ждём с надеждой на увеличение объёмов дорожного и мостового строительства. Мы готовы к более масштабной работе, как, уверен, и многие наши коллеги.
И ещё факты. Цифры. Примеры. О работе предприятия «Регион-Мост» рассказал его исполнительный директор Андрей Ахтырченко, оценивая уходящий год как стабильный и результативный.
— Наше предприятие выполняет заказы как по региональным дорогам, так и по федеральным. Мы обеспечиваем содержание 508 мостов во всех районах области, путепроводов общей протяжённостью 21664 погонных метра. В этом году наше предприятие выполняло непростой, но очень интересный контракт на федеральном объекте — ремонт путепровода через железную дорогу возле посёлка Ивановский. Работать приходилось в условиях интенсивного движения автотранспорта, что создавало дополнительные трудности, но контракт мы выполнили в обозначенные сроки. Были заменены 21 балка пролётных строений. Использовали новые технологии. В целях защиты железобетонных конструкций применили краски нового поколения. Современные материалы использовали и для защиты таких элементов искусственного сооружения, как водосбросной лоток. Это гидрофобизирующие добавки, что придаёт бетонам и растворам водоотталкивающие свойства… Словом, Новый год мы встречаем с заключённым контрактом на ремонт  7 мостов на дорогах области. Так что настроение хорошее.
Отметил заинтересованность своего предприятия в применении новых технологий и главный инженер ООО «Фирма «Зоринка» Алексей Бондарев, приведя пример: вот уже два года мостовики предприятия устанавливают на искусственных сооружениях композитные перила. При монтаже барьерного ограждения применяются также химические анкера. В этом году предприятие приобрело специальную  передвижную установку Бецема, с помощью которой появилась возможность  качественно, быстро, надёжно ремонтировать дорожное полотно. Практически исключён ручной труд, оператору остаётся только управлять роботом-манипулятором. Кстати, применение этой технологии, по словам Алексея Бондарева, позволяет делать ямочный ремонт в дождливую погоду.

Шагая в ногу с технологиями

Несомненно, дорожная отрасль в нашем регионе шагнула далеко вперёд в своём развитии. И в первую очередь благодаря применению современных  технологий, новой многофункциональной спецтехнике. Конечно же, всех жителей области интересует, что же ожидает дорожное хозяйство в новом году, какие ноу-хау придут на дороги нашей области, появятся ли в работе дорожных и мостовых предприятий технические и технологические новинки?
На самом деле, наверное, будет сложно за один раз перечислить все инновационные новинки, появившиеся за последние 3-5 лет в дорожной отрасли. Например, применение мастичного асфальтобетона является самым прогрессивным методом восстановления дорожного покрытия. Продлевает жизнь дорогам применение эмульсий вместо всем известного битума. Эти материалы для дорожного хозяйства создаются на отечественных предприятиях, тем самым решаются вопросы импортозамещения. Везде вводится система комплексного обустройства пешеходных переходов на дорогах. Используются автономные осветительные системы, светодиодные знаки. Дорожная разметка сегодня наносится термопластичными материалами. Повсеместно внедряется эко-программа чистых хлоридов для противогололёдной обработки. В конструкции дорожной одежды применяются геотекстильные хромирующие материалы. Откосы, насыпи и русла укрепляются, в том числе, с использованием объёмных георешёток, матрасов «рено», габионов.
Расходуя сегодня деньги на современные технологические системы при строительстве, ремонте, содержании дорог и мостов, государство и исполнители госзаказов завтра получают экономию, потому что качество, как результат применения современных технологий, продлевает жизнь дорожных объектов.

Перспективы 2016 года

По словам заказчиков, в чьём ведении находятся федеральные и региональные дороги, наступающий год по финансированию дорожной отрасли в нашей области, несмотря на кризисную ситуацию в стране, не только остаётся на том же уровне, но есть и предпосылки к увеличению. Областной бюджет запланировал потратить на дороги не менее 3 млрд руб., из них 1,6 млрд руб. будет направлено на содержание дорог. Правительство РФ в 2016 г. продолжит выделение трансфертов, как и в этом году, на строительство и реконструкцию автодорог регионального значения. Но предстоит решать и более важную задачу: как считают специалисты, необходимо увеличивать объём финансирования на ремонт и содержание областных дорог. Недофинансирование прошлых лет обернулось неудовлетворительным состоянием большинства дорог.
По словам Сергея Плешакова, министерство работает над привлечением инвесторов на основе частного государственного партнёрства для реализации трёх уже разработанных проектов. Это ремонт и приведение в нормативное состояние автодороги Самара — Пугачёв — Энгельс — Волгоград от Балакова до Саратова. Это строительство участка автомобильной дороги от обхода Саратова до нового аэропорта (южный подход). И третий проект — строительство нового мостового перехода между Саратовом и Энгельсом в районе острова Казачий.
Руководитель ФКУ «Чернозём-управтодор» Александр Лукашук тоже привёл несколько цифр:
— Точнее и более полно можно говорить о перспективах 2016 года, когда будут доведены до управлений плановые цифры бюджета, — уточнил Александр Лукашук. — Пока же планируемые инвестиции на 2016 год по Саратовской области порядка одного миллиарда 705 миллионов рублей. В том числе рассматривается ремонт дороги 19,1 километра. На участке в 50 километров будут выполнены работы по устройству шероховатой поверхностной обработки асфальтобетонного покрытия. На содержание автомобильных дорог будет выделено по ранее заключённым контрактам почти 191 миллион рублей. Более 5 километров — возведение бордюрных ограждений, тросового ограждения — 6 километров. На дорогах будет также установлено 50 светодиодных и 100 типовых знаков, — и Александр Геннадьевич пригласил жур налистов встретиться летом уже на дорогах и лично ознакомиться с реализованными проектами.
— За ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») закреплено 500 километров федеральных дорог в Саратовской области. В следующем году на решение вопросов дорожного хозяйства планируется направить один миллиард 633 миллионов рублей, в том числе на содержание дорог и мостов 433 миллионов. Важно закрепить результат, которого мы достигаем, строя, ремонтируя дороги, — назвал некоторые цифры и замруководителя Вадим Уханов. — Хочу подчеркнуть, что у нас по контрактам работают в основном саратовские предприятия. Их преимущества — профессионализм и ответственное отношение к работе. Хотелось поблагодарить руководителей дорожных и мостовых предприятий и их коллективы, которые на самом деле составляют элиту дорожной отрасли Саратовской области, за хорошую работу в 2015 году.

Расставались гости пресс-центра «МК» в Саратове» и журналисты на хорошей ноте, поздравив друг друга с наступающим Новым годом с пожеланиями удачи на дорогах области.

Оставить комментарий