Главная / Издания / Антонов - 110: Леонардо советского авиапрома

Антонов - 110: Леонардо советского авиапрома

Антонов - 110:  Леонардо  советского авиапрома
03 февраля 2016

Автор: Антон Краснов

Фото: wikipedia.org

МК в Саратове

№06 (963) 03.02.2016

Великий авиаконструктор начал свой разбег и взлёт именно на саратовской земле.

Не забудем, что именно в нашем городе прошли детство и юность патриарха оте­чественного авиастроения, именно здесь окрепла и обросла плотью разработок и пилотных проектов его тяга к небу. 7 февраля — 110 лет со дня рождения Олега Константиновича. 
Но, как и всякий гений, он был одарён всесторонне: «Если бы не авиация, стал бы художником», — говорил о себе Олег Константинович. Помимо главного дела своей жизни, он занимался живописью (прекрасный пейзажист!), писал книги, играл в теннис фактически на уровне профессионального спортсмена. Говорил на нескольких языках и сорвал аплодисменты на авиасалоне «Ле Бурже-1965», эффектно ответив западному журналисту на прекрасном французском. 
…Сейчас состояние дел в его родной отрасли таково, что, пожалуй, не до аплодисментов. На минувшей неделе власти Украины сделали мощный «подарочек» к 110-летию великого авиаконструктора и к 70-летию концерна, названного его именем: предприятие было объявлено ликвидированным. Хорошо, что не застал Олег Константинович и уничтожения Саратовского авиационного завода в городе его детства и юности, согретых мечтами о небе.
Но обо всём по порядку. 

Драгоценный мальчишка с улицы Грошовой 

У человека должна быть мечта. Человек без мечты — это как птица с подрезанными крыльями: способен только жрать, жиреть, воспроизводить себе подобных, но взлететь, воспарить телом ли, мыслью — никогда. 
У мальчика по имени Олежка Антонов с маленькой саратовской улицы Грошовой такая мечта была — небо. Он мечтал о покорении воздушной стихии с самых ранних лет, хотя отец, Константин Константинович, не особо одобрял увлечения сына и предпочитал, чтобы тот в конечном итоге выбрал более основательное и приземлённое поприще. Сам Антонов-старший был прекрасным инженером-строителем и, к слову, принимал участие в возведении той самой Канатчиковой дачи — знаменитой психиатрической клиники в Подмосковье. Впрочем, то, что предстоит построить его сыну Олегу, в те годы не могло привидеться даже в самом безумном сне ни одному из пациентов легендарной психолечебницы… 
Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 г. в подмосковном селе Троица. Шести лет от роду он оказался в Саратове: сюда под крыло влиятельных родственников переехала семья Антоновых. В числе саратовских адресов О. К. — дом на улице Грошовой (ныне ул. Дзержинского, 39), куда Антоновы переехали после смерти матери Олега в 1915-м (будучи медсестрой в военном госпитале, она умерла от заражения крови); 1-е реальное училище, где Олег учился в 1915-1922 гг. (ныне гимназия № 1 на Мичурина, 88). 
Ещё один условный антоновский «адрес» в Саратове, не такой конкретный, но очень важный — аэродром на Соколовой горе близ так называемого Жареного бугра, где базировался 33-й авиационный отряд красвоенлётов (то есть красных военных лётчиков). 13-летнего Олега с друзьями как магнитом тянуло к этим трофейным «фарманам», «ньюпорам» и «вуазенам», латаной-перелатаной авиатехнике, которую с грехом пополам заправляли «казанкой» — адской смесью газолина со спиртом. Вдохновлённые мальчишки создают КЛА — Клуб любителей авиации, Олег выпускает одноимённый рукописный журнал, полностью посвящённый этому делу. Откуда брали для него наполнение, редчайшую информацию эти ребята в голодном, зажатом белогвардейцами в клещи провинциальном городе? Покупали у старьёвщиков и спекулянтов на Верхнем базаре (ныне на его месте на ул. Московской Институт геологии и геофизики и здание правительства области. — Авт.) журналы и книги, учебные пособия по аэродинамике и сопромату, «колдовали» над ними, вырезали картинки с самолётами, чертежи, схемы… И мало-помалу в голове Олега вырисовывались контуры будущей «авиационной энциклопедии» — колоссального корпуса самых разнообразных знаний, впоследствии позволявших академику Антонову находить ответы на весьма сложные вопросы, на наиболее резкие вызовы времени. 
А сложностей у Олега Константиновича хватало с самых первых шагов на его главном жизненном поприще. Не взяли в лётную школу. Расформировали путейский факультет Саратовского университета, куда только-только поступил Антонов. Удача начала улыбаться лишь после того, как друзьям-«авиаторам» выделили помещение при Саратовском индустриальном техникуме, где и было создано первое детище Олега — планер «Ока-1 «Голубь». Доведя проект до ума, в августе 1924-го Антонов и его товарищ Евгений БРАВАРСКИЙ погрузили планер на ж/д платформу и спустя тринадцать дней, проведённых под проливным дождём и дырявым брезентом, прибыли в Крым, в Коктебель — на II Всесоюзные планерные испытания. 
«Рекордный паритель» (столь пафосно именовал О. К. свой аппарат!) так и не взлетел, но начало великого полёта Олега Антонова над Россией и миром было положено: на коктебельском слёте юный изобретатель из Саратова познакомился с таким же, как сам, 18-летним Александром ЯКОВЛЕВЫМ (будущим отцом «Яков»), Сергеем ИЛЬЮШИНЫМ («Ил»), а также с 33-летним Константином АРЦЕУЛОВЫМ, лётчиком, пилотом-планеристом СССР № 1, а по совместительству прекрасным художником и внуком гениального АЙВАЗОВСКОГО. 
Такие встречи и знакомства просто так не проходят: уже в следующем, 1925-м, Антонова рекомендуют для поступления в Ленинградский политехнический институт и он уезжает из Саратова.
Но не навсегда. 

Лётные испытания жизнью

Будучи ленинградским студентом, Антонов приезжал в Саратов на испытания планера «Ока-2», на котором он, как считается, совершил первый в жизни полёт. Это происходило на уже упоминавшемся выше Жареном бугре — известной 199-метровой высоте в вольском направлении. 
Последующие профессиональные «перелёты» О. К., разумеется, хорошо известны. После окончания института в 1930-м он на организационной работе в Тушине, строит планерный завод, с 1933-го — его главный конструктор. Планеры Антонова серии «Рот Фронт» бьют все мыслимые рекорды дальности. Однако в суровое время — во второй половине 30-х — планерный завод закрыли: поменялось руководство ОСО­АВИАХИМа, которое руководствовалось распространённой в лётной среде иронической поговоркой «Ниже (меньше) летаешь — больше живёшь» буквально. Безработного Антонова принял к себе в КБ на должность ведущего инженера его коктебельский знакомец, ещё один титан отечественного авиапрома Яковлев. И снова — перелёты: в 1940-1941 — главный конструктор завода в Ленинграде, потом Каунас, с началом войны — эвакуация в Тюмень и Новосибирск, где в очередной раз с нуля и под открытым небом запускается уникальное производство… Уже через два месяца Антонов дал фронту десантные планеры «А-7», уникальные бесшумные аппараты, которые доставляли продукты в блокадный Ленинград, патроны и медикаменты партизанам Белоруссии. («А-7» гитлеровцы так ни разу и не перехватили: «Встретиться в боевой обстановке с объектами не удалось», — доносили командованию немцы; и недаром в числе наград О. К. — медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1944)! — Авт.) 
Интересный факт: в Новосибирске Олег Антонов познакомился с молодым специалистом, организатором производства Алексеем ШИБАЕВЫМ. В 1950-м 35-летний Шибаев возглавит Саратовский авиазавод, в 1959-м — всю Саратовскую область. 
Как известно, весной 1946 г. в Новосибирске было создано ОКБ Антонова, которое в 1952-м перебазировалось в Киев. Навсегда: «Хватит ездить по стране: Саратов, Ленинград, Москва, Каунас, Тюмень, снова Москва, Новосибирск. Не многовато ли?» — задавался вопросом Олег Константинович. Именно в Киеве он создал свои главные воздушные машины: «Ан-2», легендарный «кукурузник»; «Ан-10», первый отечественный турбовинтовой пассажирский самолёт; «Ан-12», который возьмёт под себя две трети грузовых авиалиний страны и долетит до Северного и Южного полюсов; наконец, великий «Ан-22 «Антей», победно приземлившийся ровно полвека назад в Париже на местном авиасалоне «Ле Бурже». Здесь Антонов даст свою триумфальную пресс-конференцию прямо в грузовом отсеке самолёта-гиганта, крупнейшего из всех, что были созданы до того. Западная пресса в экстазе: «Антей» политически весит больше, чем весь американский военно-воздушный флот!» Отныне Олег Антонов — мировая знаменитость. Худенький саратовский мальчик с Грошовой, с пылающими глазами, устремлёнными в небо, достиг самых ошеломительных высот… 
«Сколько самолётов вы создали?» — спросил О. К. французский журналист. «Сам, то есть один, я не смог бы разработать и стиральную машину», — ответил великий авиаконструктор. Истинная правда, но только в отношении того, что он действительно не брезговал проектировать вещи существенно более «приземлённые», нежели самолёты. Известный факт: Антонов разработал дизайн своего рабочего кабинета, в частности запроектировал рабочий стол длиной более трёх метров, прямо на крышке которого можно было писать расчётные формулы — «Антея», «Руслана», первые подступы к транспортному супергиганту «Мрия», который был спроектирован и создан уже после смерти Антонова. Олега Константиновича не стало 4 апреля 1984 г.: гений авиастроения умер в Киеве и покоится на Байковом кладбище. 

Последняя «Мечта»…

…точнее, «Мрия». «Ан-225», самый большой в мире самолёт, существующий в мире в единственном экземпляре. Его название нарушает принцип «крещения» самолётов, заложенный самим создателем линейки «Ан». По сложившейся традиции в названии каждого самолёта, разработанного и построенного ОКБ «Антонов», должен присутствовать слог «Ан» («Ан-22 «Антей», «Ан-124 «Руслан», а легендарный «кукурузник» «Ан-2» сами авиаторы ласково именовали «Аннушкой»). Нынешняя украинская власть, ломающая все традиции, доставшиеся в наследство от «клятой радяньской влады», неожиданно решила этот принцип сохранить, но по-своему: был объявлен всеукраинский конкурс на лучшее имя для нового «литака» «Ан-178» с непременным содержанием титульного слога. Варианты впечатлили: «Майдан», «Аркан» («украинський чоловичий танец»), «Гетьман» и, куда уж без него, «Степан Бандера». Но самолёт с именем «Бандера» ведь всё равно не полетит. Тем более что 26 января сего года украинское руководство подвело черту под брендом «Ан», официально ликвидировав государственный авиаконцерн «Антонов». Только думается, что эта черта — промежуточная: слишком уж колоссально наследие, оставленное «мальчиком с Грошовой». Есть за что побороться. 
P. S. Великий Леонардо да ВИНЧИ, художник, учёный, инженер, был воплощением «универсального человека» — личности, преуспевающей во множестве сфер деятельности. Леонардо создал один из первых в истории проектов летательного аппарата «тяжелее воздуха» и всей своей жизнью показал, что творчество — дело многогранное и всепроникающее. Олег Антонов, художник, учёный, инженер, прожив ровно столько же, сколько гений Возрождения, успел доказать, что техническое совершенство и красота неразрывны: «Почему красивой считается женщина с широкими бёдрами и пышной грудью? Потому что может родить и выкормить здорового ребёнка!» — сказал он французскому журналисту на том самом «Ле Бурже-65». Красота! Вот лётчик Арце­улов, внук великого Айвазовского, не дал бы соврать.

Автор: Антон Краснов

Метки: Александр Яковлев, Антей, Евгений БРАВАРСКИЙ, Константин Арцеулов, Мрия, ОКБ Антонов, Олег Антонов, Руслан, Саратов

Оставить комментарий