Главная / Издания / Старикам у нас одна дорога

Старикам у нас одна дорога

Старикам у нас одна дорога
09 марта 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№11 (968) 09.03.2016

Саратовским пенсионерам чиновники предлагают осваивать туризм

«В детстве ты мечтал стать невидимым — в старости твоя мечта сбылась». Это высказывание как нельзя лучше показывает отношение общества к пожилым людям, о которых забывают чиновники, врачи и порой даже общественники. В стране, где почти каждый третий житель — пенсионер, о старости предпочитают не думать, разрабатывая программы для трудоспособных и молодых. Но неожиданно власть имущие вспомнили про стариков: премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ в феврале подписал стратегию, которая будет действовать в интересах граждан пожилого возраста. Читая это сочинение, разработанное экспертами Минтруда, понимаешь: страшно далеки чиновники от народа. В очередном новшестве и реальной жизни пенсионеров разбирался «МК» в Саратове».

Социальная утопия

Напомним, концепцию стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 г. поручил разработать президент Владимир ПУТИН по итогам заседания Госсовета 5 августа 2014 г. Действительно, проблем у пожилых и престарелых людей масса и необходимо хоть как-то улучшать качество их жизни.
И вот в феврале 2016-го документ увидел свет. Приоритетные направления стратегии весьма актуальны: стимулирование занятости пожилых граждан, повышение их финансовой грамотности, развитие рынка социальных услуг, совершенствование системы охраны здоровья, защиты прав пожилых людей. Но если вчитаться внимательнее…
Опус Министерства труда РФ (именно это ведомство занималось составлением) представляет собой 23 страницы текста, словно списанного с реферата студента 4-го курса. Указания, как должна улучшиться жизнь пожилых людей, при полном отсутствии механизмов, которые откроют сказочную жизнь в комфортное, радостное и лёгкое долголетие. 
Возникает впечатление, что чиновники никогда в реальной жизни не сталкивались с трудностями, которые испытывает пожилой человек. Не читали репортажи о лежачих ветеранах, которым волонтёры по собственной инициативе помогают с лекарствами, продуктами, уборкой квартиры (ибо социальные службы таких «клиентов» предпочитают не замечать). Не слышали громких скандалов, связанных с медицинской помощью старикам: людей отказывались госпитализировать только потому, что «возраст». Не знали об умирающей сельской глубинке, где нет даже аптеки, что уж говорить про фельдшерский пункт или почту. 
Зато в стратегии есть отличное положение: «Ослабление и предотвращение маргинализации пожилых людей в сельских и отдалённых районах». В нём прописаны азбучные истины, к примеру: «обеспечение реализации прав пожилых граждан на равноправный доступ к социальным услугам, мерам надлежащей социальной защиты и медицинского обслуживания». Какие равные права могут быть у стариков, доживающих жизнь в маленьком селе? 
Такие же общие фразы содержатся в других положениях. К примеру, о сокращении масштабов бедности среди пожилых людей (почему бы просто не поднять пенсии?), обеспечении пожилых различными видами доступного жилья (в Саратовской области до сих пор ветераны ВОВ не могут получить обещанное президентом жильё) и проч. 
Для кого это написано, кто это будет выполнять и, главное, откуда взять деньги на эти нужды, не сказано. А ведь это самое важное — без дополнительных финансовых вливаний сама стратегия оказывается пустой бумажкой.

Пенсионный турдом

Верх чиновничьего цинизма — развитие туризма для пожилых людей. Авторы стратегии недовольны тем, что люди старше 60 лет мало путешествуют. И главная причина этого явления, по мнению составителей, — раздробленность существующих мероприятий, направленных на доступность туристических услуг, а вовсе не маленькая пенсия и состояние здоровья, о которых вы подумали. 
Предлагается развивать не только коммерческий туризм (действительно, далеко ли уедешь при средней пенсии в 10 тыс. руб.), а социальный — то есть когда поездку пенсионера оплачивает государство. Да, социальный туризм был развит в бывшем Советском Союзе, занимая не менее 80% туристического оборота — распределением путёвок занимались профсоюзы, покрывая не менее 70% от их стоимости. Но возродить сегодня эту практику крайне сложно, а оплачивать бабушкам и дедушкам путешествия из скудного государственного бюджета нереально, тем более во время кризиса, когда урезаются  расходы по важнейшим социальным статьям.
Конечно, в стратегии есть свои положительные моменты, к примеру, привлечение внимания к медицинской помощи, которая оказывается пожилым людям, увеличение объёмов гериатрической помощи (гериатрия  от греч. geron старик + latreia лечение — область клинической медицины, изучающая болезни людей пожилого и старческого возраста). Как указывается в документе, в среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается 4-5 хронических заболеваний, а затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16-64-летних. При этом в нашей стране недостаёт кабинетов гериатров в поликлиниках, а также гериатрических отделений в многопрофильных стационарах. 
Как рассказала главный гериатр Саратовской области Татьяна ЛИПАТОВА, уровень заболеваемости пожилых людей выше, чем молодых почти в 2 раза, а престарелых — в 6 раз. Соответственно и потребность в медпомощи у пациентов пенсионного возраста и старше в несколько раз превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения. Пожилые люди так же, как и раньше, страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, онкологическими патологиями, хроническими болевыми синдромами (остеопороз, заболевания позвоночника, суставов).

Комментарий эксперта
Татьяна ЛИПАТОВА, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по гериатрии Саратовской области:
— На мой взгляд, объём гериатрической помощи нужно увеличивать, поскольку население стремительно стареет. Но могу сказать, что сегодня в каждой поликлинике Саратова есть врач-гериатр, работающий пусть не на полную ставку, на 0,5 ставки, но этот специалист есть. В районах области, к сожалению, ситуация складывается хуже: там гериатры имеются только в больницах Вольска и Балакова.

«Скорые» здесь не ездят?

Численность пенсионеров в Саратовской области составляет 741668 человек, из них старше 80 лет — 72850 человек. Средний размер пенсии по Саратовской области составляет 10 тыс. 926 руб., из этих небольших денег пожилые люди оплачивают растущие день ото дня коммунальные платежи, покупают лекарства и еду. 
В одном из положений стратегии ведётся речь о совершенствовании охраны здоровья пожилых граждан. Эта тема, действительно очень важная, чиновники признают, что граждане старшего поколения гораздо чаще обращаются за медицинской помощью, но не получают её в достаточном объёме. 
На национальной конференции «Общество для всех возрастов», прошедшей осенью 2015 г., специалист Минздрава РФ по вопросам гериатрии Ольга ТКАЧЁВА обозначила проблему и сообщила, что «любой пациент должен получить помощь, и мы не должны ему отказывать по причине возраста». Понятно, что эта тема взялась неспроста, ведь информация о стариках, которым отказывают «скорая» или врачи, практически каждую неделю появляется в новостных сводках.
В Саратовской области общественность до сих пор обсуждает вопиющий случай, когда в приёмном покое одной из саратовских больниц  95-летнего ветерана ВОВ отказались госпитализировать — «скорая» привезла, а из больницы родственникам пришлось доставлять лежачего ветерана самостоятельно. Ещё один случай был признан саратовскими чиновниками «дефектурой в работе бригады скорой помощи»: родственники 85-летней пенсионерки, ветерана ВОВ, несколько дней не могли добиться госпитализации. У пожилой женщины были сильные боли в животе, но попасть в больницу, а затем в реанимацию удалось лишь на четвёртый день. Ветеран перенесла операцию, а через две недели умерла. Проверка показала, что фельдшер «скорой» допустил ошибку, пропустив хирургическую патологию. 
Но каждый саратовец, имеющий на руках престарелого родственника, знает, сколько трудов нужно приложить, чтобы заставить врачей выполнять свои обязанности и вовремя оказывать помощь престарелым людям. Фельдшеры «скорой» в неформальных беседах объясняют: есть негласный приказ не брать в больницы пациентов старше 75 лет.
Правда, дальше всех пошёл главврач одной из районных больниц Курганской области, издав официальный приказ, в котором чёрным по белому было указано: «запрещено выезжать к людям с инсультом старше 80 лет, если им противопоказаны госпитализация и транспортизация». Но как фельдшеру «скорой» за 5 минут определить — нужна ли госпитализация или нет, главного врача не интересовало. Таким образом, как выяснилось, больница экономила бензин. Вероятно, о приказе никто не узнал, если бы не смерть 64-летнего пенсионера из села Камышное, родственники которого не смогли добиться оказания ему экстренной помощи.

Приказано выжать

Может быть, стратегия поможет решить хотя бы эти вопросы и главврачи будут с опаской принимать негласные и гласные приказы, нарушающие права пожилых пациентов?

Комментарий эксперта
Евгений КОВАЛЁВ, председатель комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты Саратовской области:
— К нам поступает немало обращений от пожилых граждан, которые говорят, что им было отказано в медицинской помощи. Конечно, большая часть жалоб необоснованна, но есть случаи, которые действительно требуют вмешательства и выяснения. На мой взгляд, для того чтобы совершенствовать и улучшать систему охраны здоровья пожилых людей, нужна федеральная инициатива. Насколько она будет эффективной — покажет время. Единственный момент: любая стратегия должна быть подкреплена мнением научного сообщества, проанализирована. Только в этом случае можно быть уверенным, что позитивные идеи не останутся на бумаге.

Чиновники Саратовской губернии уже начали работать в направлении «всё для пожилых». Так, на этой неделе министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимир ПОЖАРОВ рассказал журналистам о потенциальных инвесторах, которые готовы прийти в наш регион. По словам министра, компания «Мир старшего поколения» предлагает строить в области частные дома престарелых. «В Подмосковье и Санкт-Петербурге они уже построили 8 таких учреждений, — сообщил господин Пожаров. — Им интересны места с хорошей природой и экологией, а таких в Саратовской области много. Это будут учреждения по типу пансионата, в которых смогут жить от 100 до 130 человек». 
Отличная идея, почему и нет? Только министру не мешало бы посмотреть прайс-лист у организаций, которые входят в некоммерческое партнёрство «Мир старшего поколения» — общественное объединение негосударственных поставщиков услуг для пожилых людей. К примеру, в сети частных домов престарелых «Забота» стоимость одного дня пребывания начинается от 987 руб. в сутки, в сети «Жёлтый крест» — от 1 до 2 тыс. руб. в сутки. В среднем выходит от 30 до 60 тыс. руб. в месяц, по карману ли такие расценки беднеющим день ото дня саратовцам? Хотя в случае прихода инвестора областное правительство может поставить себе «галочку»: вот, мол, делаем всё возможное для комфортной старости саратовцев. Правда, в нашей губернии работает 23 госучреждения для обслуживания престарелых и инвалидов и очередей в них нет.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий