Главная / Издания / Полезть в бутылку

Полезть в бутылку

Полезть в бутылку
13 апреля 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№16 (973) 13.04.2016

Саратовцы смогут покупать спиртное только в алкомаркетах?

Вас смущают алкогольные витрины в супермаркетах и универсамах? Привлекают яркие этикетки на бутылках и разнообразие винно-водочного товара? Нет? А народным избранникам широкий ассортимент алкогольной продукции не даёт спокойно спать ночью. Только так можно объяснить очередную инициативу, запрещающую продажу спиртного в супермаркетах. По замыслу депутатов-федералов, водка, вино, коньяк и другие напитки «с градусом» должны переехать в специализированные магазины. Предполагается, что раздельная продажа будет снижать уровень алкоголизации населения и способствовать снижению количества контрафакта. Так ли это, выяснял «МК» в Саратове».

Невинная инициатива

Впервые тема специализированных алкомаркетов была поднята ещё четыре года назад депутатами Госдумы РФ от ЛДПР. Только тогда вместе со спиртным в «чёрный» список попали сигареты. Обоснование было такое же, как и сейчас: ограничение детей и подростков от созерцания бутылок, ну и, конечно, ориентир — западные страны, где спиртное продаётся в отдельных магазинах. На крайний случай депутаты рекомендовали последовать опыту реализации табачных изделий и убрать из зоны видимости продаваемую алкогольную продукцию. Законопроект не прошёл, поскольку эксперты сделали вывод, что в итоге ничего не изменится — будет перепрофилирование и покупатели плавно перетекут в специализированные магазины. «Прятать» бутылки совсем смешно да и чревато: спросил потребитель, какая водка есть в продаже, а заинтересованный продавец назвал ему те марки, за которые получает бонусы от продажи.

В 2015 г. тема всплыла снова, на этот раз от представителей Минздрава РФ. В пресс-службе ведомства сообщили, что, оказывается, «алкоголь на прилавках супермаркетов соблазняет некоторых россиян, не собиравшихся выпивать». О как! А вы не знали?

Главный психиатр-нарколог России Евгений БРЮН пояснил позицию ведомства: мол, размещение на полках магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто и не планировал приобретать «пол-литру». Более того, в продуктовые магазины вместе с родителями приходят дети и подростки, и ярко оформленные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю. И следовательно, «именно бизнес пытается алкоголизировать население», — уверен Евгений Брюн. О том, что население спивается по причине социальной неустроенности, безработицы, отсутствия перспектив, главному наркологу, в отличие от социологов, видимо, не известно. 

Хотя здравая доля смысла в словах врача есть, поскольку практически все сетевые магазины расставляют витрины так хитро, чтобы покупатель, зашедший за пакетом кефира, сначала прошёл длинные ряды со спиртным и лишь потом попал в молочный отдел. Так, может быть, сначала стоит разобраться с ритейлерами?

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим ДРОБИЗ сообщил одному из федеральных СМИ, что торговля спиртным в специальных магазинах давно действует в скандинавских странах (Финляндия, Дания), а с 1 января 2015 г. на уровне местного закона была введена в Республике Саха (Якутия). И первоначально нужно посмотреть, как работает нововведение в Якутии, прежде чем обсуждать массовый перевод алкоголя в специальные торговые точки.

Комментарий эксперта
Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— На мой взгляд, это абсолютно популистское заявление. В реальности, я уверен, никаких экономических расчётов и обоснований сделано не было. Нам в очередной раз предлагают монополизацию рынка, нездоровую конкуренцию. Но, если в России рыночная экономика, давайте жить по законам рынка, тем более что его участники работают каждый в своей нише: специализированные магазины, торгующие алкоголем, — в своей, продовольственные сети — в своей. И если у них и возникают какие-то противоречия, они не должны касаться граждан, это конкуренция и рыночная политика.

Михаил Якушев задаётся вопросом: куда в этом случае девать пиво? Так как его приравняли к алкогольным напиткам, получается, его место тоже в специализированном магазине?

— Есть маленькие пивоварни, которые варят пиво небольшими объёмами и реализуют его в таких же небольших торговых точках, что будет с ними? — рассуждает Михаил Николаевич. — Вообще, следуя логике законодателей, хлеб нужно продавать, как в советские времена, в булочных, овощи — в овощных магазинах, молоко — в молочных. Только кому это нужно — не понятно.

Навстречу градусу

Но выяснилось, что в этот раз депутаты оказались более милостивыми: вопрос по пиву и медовухе оставили открытым, не настаивая на том, чтобы эти слабоалкогольные напитки были выдворены из продуктовых магазинов. А вот в отношении крепкого спиртного оказались непреклонны: алкоголь должен продаваться только в специализированных магазинах. 

Руководитель парламентской фракции «Справедливая Россия» Сергей МИРОНОВ — один из разработчиков данной инициативы, считает, что принятие законопроекта позволит улучшить контроль качества и количества продаваемых алкогольных напитков. И опять же пьянство. Депутаты Госдумы РФ привели данные Московского научно-исследовательского института психиатрии, согласно которым ежегодно от причин, связанных с употреблением алкоголя, погибает около 400 тыс. человек. «Налицо недостаточность и неэффективность мер по борьбе с употреблением алкоголя», — считает Сергей Миронов.

Вероятно, членам «Справедливой России» не известно, что за последние три-четыре года в стране стали активно открываться специализированные алкогольные магазины. Их становится всё больше и больше, они занимают свободные площади, даже несмотря на высокую стоимость аренды. По данным РБК, опубликованным в 2015 г., пятёрка лидеров в стране по открытиям магазинов — это «Магнит», Х5 (компания-ритейлер, владелец нескольких торговых сетей), «Красное & Белое», «Бристоль» и сеть Fix Price. По данным того же 2015 г., сеть «Красное & Белое» включает больше 1700 магазинов, «Бристоль» — более 1200. Каждая работает примерно в 350 населённых пунктах. Это две самые крупные сети алкомаркетов в России, сообщает РБК. Причём в том же «Красном & Белом» продаётся не только спиртное, но и провиант: консервы, яйца, майонез, печенье, конфеты, шоколад, мороженое и проч. В «Бристоле» тоже можно найти кофе и консервацию. Тем не менее алкогольный ассортимент в этих магазинах в разы превышает провиант. А если вспомнить другие специализированные магазины — «Горилка» или розничную сеть алкомаркетов «Пикник», то можно с полной уверенностью сказать: специализированные магазины есть, так к чему же огород городить? Однако законопроект о новых правилах торговли спиртным уже внесён на рассмотрение в Госдуму РФ.

Комментарий эксперта
Владимир ТИТАЕВ, заслуженный экономист России, доктор исторических наук, профессор:
— В последнее время законодатели проявляют особую склонность к разного рода ограничениям и запретам. Но в данном случае ограничения вряд ли принесут пользу. Какая разница, где человек купит бутылку спиртного? Он может пойти в алкомаркет, которые у нас открыты на каждом шагу, а может купить в супермаркете сразу и еду, и закуску. Не совсем понятно, какое отношение эти «перестановки» имеют к борьбе с алкоголизмом. Одними ограничительными мерами бороться с алкоголизацией населения бессмысленно, тут должен применяться комплексный подход.

Как считает Михаил ВОЛКОВ, председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области, нет смысла регулировать рынок.

— У народных избранников начался предвыборный чёс: как только у них зачесалось, об этом тут же нужно громко заявить, — иронизирует председатель комиссии. — В реальности у нас работают как сетевые, так и специализированные магазины, торгующие алкоголем. Но, когда сверху начинают регулировать, всё начинает сдвигаться, и не факт, что в лучшую сторону. Ведь если сейчас убрать из сетей алкоголь, они будут думать, чем занять пустующую нишу. И вполне вероятно, что это будут лекарства, о продаже медикаментов в продовольственных сетях давно говорят на всех уровнях. Или же это будет косметика, или другой товар. Конечно, сети хотят торговать всем чем только можно, и мировые тенденции такие же: есть специализированные магазины, есть сетевые, в которых масса различного товара. Торговля идёт у тех и у других. И в России точно так же, не совсем понятно, зачем нужно в это вмешиваться. Если мы говорим о борьбе с алкоголизмом, то наш человек всегда найдёт, где купить бутылку спиртного. Не будет в сетях — пойдёт в алкомаркет, не будет там — найдёт продукт самогоноварения.

 

Распитые надежды

Так, может быть, всё дело в алкогольном контрафакте? Только в прошлом году в России закрыли 120 подпольных производств алкоголя, из незаконного оборота изъято 1,4 млн декалитров продукции. А буквально на днях четыре тысячи бутылок несертифицированной водки с этикетками известных брендов пытались перевезти в Крым.

В Саратовской области весь прошлый год оперативные службы то там, то здесь изымали «палёное» спиртное, в том числе из мелких продуктовых магазинчиков. Если проблема в этом — и в отсутствии контроля над небольшими торговыми точками, то, возможно, вопрос нужно ставить иначе: спиртное должно быть доступно только сетям и специализированным алкомаркетам, а бывшие мини-маркеты, чьи размеры позволяют вести торговлю крепкими напитками, должны полностью убрать спиртное из ассортимента. Или оставить только пиво.

Комментарий эксперта
Александр ПАРАЩЕНКО, главный психиатр-нарколог Саратовской области:
— Сначала, на мой взгляд, нужно избавить потребителя от алкогольного контрафакта, вероятно, высказанная депутатами инициатива и есть первый шаг к урегулированию алкогольного рынка. Что же касается алкоголизации населения, то здесь вопрос неоднозначный. Но думаю, что в предложенной депутатами инициативе есть некое разумное зерно. Человек заходит в магазин, чтобы купить еду, видит полки со спиртным, и у него может возникнуть мысль купить ещё и алкоголь. Ему не нужно для этого искать специализированный магазин, всё в одном месте — выпивка и закуска. Поэтому идея развести продукты и алкоголь вполне разумна. Не думаю, что перевод спиртного в специализированные магазины негативно скажется на потребителях: привыкли же люди к тому, что после 22.00 нельзя купить спиртное, так же привыкнут покупать его в алкомаркетах.

Но почему-то последние «антиалкогольные» инициативы всё больше напоминают передел рынка. Нет сомнений, что специализированным алкогольным магазинам мешают сетевики, ибо отбивают у них клиентов. Так же как и для продовольственных сетей алкомаркеты словно бельмо в глазу. Иногда доходит до смешного: алкомаркет объявляет акцию на определённый товар, и буквально через неделю этот же товар продаётся с «жёлтым» ценником в сетях. Всё это нормально, но только до тех пор, пока в рыночные механизмы не начинают вмешиваться слишком уж заинтересованные чиновники.

 

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий