Гадостей в нашей жизни много, а повод для смеха только в том, чтобы говорить о них на всю страну. И гордиться этим.
Самое страшное проклятие простолюдина – вот бы губернатора провезти по этой дороге! Приезжал Медведев, проехал, потом смущенно говорил, что не понравилось. А наши при этом хихикали. Ага, мол, понял, как мы тут живем?!
И почему-то вот этого всем достаточно. Ха-ха. Медведева по ухабам провезли. Будет знать. А еще б лучше было, чтоб рядом и свалка находилась. И чтоб глава российского правительства прям за нос схватился!
- Господи, да как вы тут живете-то?!
Вот здесь наши совсем со стульев попадали бы. А потом, когда разговор перешел бы в конструктивное русло, саратовские чиновники, скромно глядя в пол и вычерчивая носками туфель несложные геометрические фигуры, посетовали бы:
- Вот каково нам. Натурально задыхаемся. Дышать нечем, ходить трудно. А вы нас за программу переселения ругаете. Эх…
На НТВ запустили социально-сатирическое шоу "Салтыков-Щедрин", в котором Саратову всегда находится место. На большом экране показывают конкретное бытовое безобразие – огромную мусорку близ детской площадки. Ведущие по сценарию должны в этом месте смеяться. И они смеются. Через неделю показывают, что власти мусор убрали, но ведущие обратно смеются. Что-то, говорят, детишек мало стало. Ясно же, что к свалкам тянутся, а не к горке.
И вроде бы телевизионная передача выполняет свою социальную функцию – наводит порядок в стране. Но прикинешь, сколько стоит одна минута рекламного времени на федеральном ТВ, и понимаешь, что за эти деньги можно было пол-Саратова от скверны избавить, фонтанов настроить, парки разбить, а детвору бесплатно катать на пони.
В дурацком рейтинге дурацких дорог Саратов тоже занимает лучшие места. Наш город вообще – салтыковский. Названием, пейзажами и слабыми чиновниками, по наблюдению будущего депутата Госдумы от Саратовской области Глеба Хора. И цель передачи вовсе не в том, чтобы с помощью любительского видео исправлять имеющие место недостатки. Так, чисто поржать. И привить зрителям такое же легкое отношение к дерьму, в котором они живут. Чтоб не возмущались, а хватались за смартфоны, записывали ролики и отправляли их в телевизор. Смотри, страна, в Саратове ямы глубже, чем в Красноярске! Есть, чем гордиться. Есть, что постить в социальных сетях.
В студии ГТРК "Саратов" прошли дебаты участников предварительного голосования… короче, кандидатов в кандидаты. И один пенсионер, говоря об общественном порицании коррупционных преступлений, ударился в воспоминания: "Раньше на местном телевидении существовала программа, которая в юмористическом жанре рассказывала о тех или иных нарушениях в работе органов власти, чиновники боялись, чтобы рассказу о них не нашлось место в эфире. В газетах в прежние времена был очень популярен жанр фельетона. Его было интересно читать, и в нем для читателя доступно и главное интересно излагались проблемные вопросы".
Кто-то из коллег написал, что речь, возможно, о всесоюзном киножурнале "Фитиль", его поправили, уточнив, что на местном ТВ передача называлась "На крючок". Зрители ждали ее с нетерпением, потому что после нее реально что-то менялось. Это была публичная порка, и она не ограничивалась свистом розог. Летели головы, и следующая голова действительно старалась всеми силами не оказаться героем очередной программы.
Ностальгия – не комнатная собачка, умиляющая окружающих. Ностальгия – это злобная сторожевая псина, вцепившаяся в лодыжку или куда повыше. Кусает точечно и крепко. Магазины нам оставьте нынешние, а клумбы подавай советские. Автомобили пусть будут иностранные, а дороги те, из детства. Давайте возьмем от СССР самое лучшее, говорят нам. Но возвращается почему-то исключительно дурной опыт, в виде партсобраний и бесконечного агитпропа. Вот еще вернут статью за тунеядство, возродят медвытрезвители, введут распределение по окончании вузов, и бабочка снова станет гусеницей. От трактора "Беларусь".
Телепередачи вроде "Салтыкова-Щедрина" – это, в сущности, лайт-версия прямых общений первых лиц государства с гражданами. Ну это когда россиянам дозволяют подать челобитную в прямом эфире. Просьбы удовлетворяют со скоростью, с какой выполнял приказы Вольки незабвенный Старик Хоттабыч. Нет денег на то, чтоб сделать дороги по всей стране, но есть на то, чтоб положить асфальт между конкретными точками А и Б. Нельзя обеспечить ноутбуками всех российских детишек, но конкретную Люсю из Уренгоя можно. Невозможно вылечить всех больных, но одного мы пошлем в Германии, где ему все сделают, как в России еще не научились.
Нормальная лотерея – 5 из 36 или 6 из 45. Вы в какую играли? Не застали ни того, ни другого? Ну что вы – отличная затея была. Шарики с циферками летали в прозрачном шкафчике под "Воздушную кукурузу". Комбинация всегда выпадала не та, которая была нужна. В СССР во всех лотереях выигрывали в лучшем случае рубль. А теперь видите – можно песочницу новую получить. Или даже уволить районного начальника. Совсем, как после "Фитиля".
На самом деле не по сатирическим передачам тоскуют наши сограждане и не по фельетону, как жанру. А по связи между безобразием, сообщением о безобразии и оргвыводами. Сегодня эта связь не просматривается. Ты хоть что пиши – реакции не будет. Вот у него какая зарплата, и вот какой коттедж. Где деньги взял? На Западе после обнародования такой информации чиновник выбрасывается из окна небоскреба или хотя бы слагает полномочия. У нас презрительно улыбается и говорит:
- Это вброс, который давно готовился, чтобы раскачать лодку и внести смятение в наши ряды. Не позволим тлетворному Западу управлять нашей страной!
И потом добавит с хитрым прищуром:
- Я знаю, кто за этим стоит.
Словом, не передачи нужно возрождать, а такую систему управления, при которой чиновники опять боялись бы газетных публикаций, а точнее резонанса. Чтоб после выступления журналиста действительно кого-то гнали с работы поганой метлой.
Какой смысл показывать российские ямы, если при этом не говорить о том, какое наказание понесли дорожные строители, ремонтировавшие данную дорогу?! Смысл уголовного преследования в том, чтоб никто не ушел от заслуженного наказания. И кто же станет работать на совесть, если за ее отсутствие только бранят?
Вообще смеяться над ямами и свалками – это, конечно, абсурд. В яму может влететь кто угодно, возникнет аварийная ситуация с провалом или вылетом на встречку, с трупами и многочисленными пострадавшими. Обхохочешься.
И на мусорке ребенок может серьезно пораниться. Или собака бездомная нападет, полагая, что кто-то пытается лишить ее куска. Смешно?
Но с экрана нам говорят: легче нужно относиться к реальности. Улыбайтесь, господа! С улыбкой на лице проще переносить несправедливость!
А в следующий раз они составят рейтинг улиц, где чаще всего грабят и насилуют. Передачу назовут "Достоевский". Я смотреть не буду.
Алексей Блиндяев