Чиновники намерены найти и наказать вываливших во дворе строительный мусор людей
Главная / Издания / Глеб Хор: «Пора понять - бюджет небесконечен»

Глеб Хор: «Пора понять - бюджет небесконечен»

 
Глеб Хор:  «Пора понять - бюджет небесконечен»

18 мая 2016     

Автор: Андрей Мельников

фото из архива автора

МК в Саратове №21 (978) 18.05.2016

Депутат идёт защищать интересы Саратовской области на федеральном уровне.

Недавно регион посетил первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Глеб ХОР. Он принял участие в работе комиссии Министерства финансов РФ, изучавшей бюджет Саратовской области. Нам удалось встретиться с депутатом и поговорить с ним о том, каким оказалось его знакомство с регионом, какие ключевые проблемы и пути их решения он увидел.

— Глеб Яковлевич, какое первое впечатление сложилось от региона?

— Поскольку я здесь изучал состояние бюджета, давайте с этого и начнём. Посмотрел историю долгов бюджета Саратовской области и муниципалитетов. В 2012 году, когда сменилось руководство региона, объём коммерческих кредитов, которые набрало правительство, оценивался в 36-37 миллиардов рублей. Причём брались они по очень высоким ставкам. Это требовало 4,5-5 миллиарда рублей в год только на обслуживание долга. На сегодня власть региона сумела сократить сумму банковских кредитов примерно до 25 миллиардов рублей, что уже очень хорошо. Сумели частично перекредитоваться в коммерческих банках под более низкие проценты, частично заместить банковские кредиты бюджетными по ставке в 0,1 процента, которые почти не требуют расходов на обслуживание. Тем не менее у региона есть обязательств на 3,1 миллиарда рублей, по которым нужно заплатить до конца года. Будем стараться добиться пролонгации этих долгов на несколько лет вперёд через Минфин, потому что сегодня финансовое положение области крайне тяжёлое, это правда.

— Какой выход вы видите из этой ситуации?

— Во-первых, нужно сделать так, чтобы деньги, которые собираются с населения и бизнеса в виде налогов и сборов, эффективно тратились. Для этого Министерство финансов РФ создало комиссию, которая изучает расходы региональных бюджетов. Задача — проанализировать основные статьи, найти неэффективные расходы и безжалостно их сократить. 

С 29 апреля эта комиссия работает в Саратовской области. Наша работа будет прозрачной, мы готовы рассказывать о результатах. Губернатор Саратовской области Валерий РАДАЕВ сам настаивает на том, чтобы деятельность комиссии была максимально открытой. Нет задачи найти какие-то нарушения и кого-то наказать. Цель — подсказать экономистам и финансистам правительства области максимально эффективные решения в нынешней непростой ситуации. Не исключаю, что придётся какие-то расходы оптимизировать.

— Но есть и защищённые статьи бюджета, которые трогать нельзя.

— Конечно. Самое важное — в первую очередь обеспечить неукоснительное выполнение Указов президента, выплату достойных зарплат бюджетникам и функционирование социальной сферы на том уровне, который задан в посланиях президента. Мы понимаем, что люди, работающие в бюджетной сфере, врачи, учителя, социальные работники не должны переживать о том, что у них может не быть зарплаты. Регион не должен в поисках денег на зарплаты своим бюджетникам набирать кредиты по коммерческим банкам под залог последнего имущества.

Мы понимаем, что надо вернуть деньги в дорожный фонд региона, потому что без этого не будет ремонта и содержания дорог. 

— Кстати, о дорогах...

— Давайте шире — об инфраструктурных проблемах региона. По дорогам. И ремонт, и содержание дорог должны выполнять только те, у кого есть квалификация, опыт, база. Во все конкурсы на строительство, ремонт и обслуживание дорог нужно допускать только такие компании. Вводить в конкурсную документацию жёсткие квалификационные требования — по наличию производственных мощностей, спецтехники, обученного персонала. Даже для ямочного ремонта они должны быть, не говоря о капитальном. И гарантийные сроки необходимо устанавливать. Вскрылись за этот срок ямы — пусть подрядчик переделывает работу за свой счёт. Нет — в «чёрный список», чтобы он и близко не мог подойти к государственным или муниципальным закупкам. И не только фирму, но и её владельцев и руководителей, чтобы не создавали фирм-«однодневок» и под новым названием те же люди не осваивали бюджетные деньги. Пора понять: бюджетный ресурс небесконечен. 

По водоснабжению. Недавно узнал, что водоканалы всех основных городов Саратовской области почему-то убыточны, хотя во всей стране они приносят прибыль. Основная причина — очень изношены сети. Мы должны подойти к этой проблеме системно. Везде, где это возможно, найти инвесторов, может быть, соинвесторов, которые под контролем властей способны качественно изменить и модернизировать инфраструктуру. Власти должны получить гарантии того, что налоги в бюджеты всех уровней будут платиться чётко и в срок, что исполнитель гарантирует бесперебойную работу водоканалов.  

Модернизацию при этом нельзя проводить за счёт населения, просто подняв тарифы на воду и канализацию. Жители в этой схеме не должны остаться крайними.

Третье. Ветхое и аварийное жильё. Саратовская область, особенно Саратов, очень сильно выделяются по его количеству. Ни в одном другом регионе ПФО и Южного федерального округа, где я раньше был депутатом, таких его объёмов нет. Нужна специальная программа на уровне муниципалитетов и региона по реставрации или сносу ветхого жилья с привлечением денег федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Губернатор уже изложил свои предложения по этой программе, буду их изучать и поддерживать. 

При этом очень важно сохранить культурно-исторический облик Саратова, который славен своей уникальной архитектурой. Центр Саратова нельзя просто сносить или расселять, его можно только реконструировать, очень бережно и тщательно. Надо эти красивейшие здания отреставрировать, чтобы они стали украшением города.

— Это проблемы текущие. И даже на них региону не хватает денег. Как выйти из ситуации с многолетним латанием дыр в региональном бюджете? Как перестроиться на нормальное, планомерное развитие?

— Вопрос не одного дня и не одного года. Знаю: правительство области очень много делает для формирования доходной части бюджета. Появляются новые производства, в том числе и крупные, в регион приходит инвестор. Но проблему надо решать системно. Не только работать с точечными инвесторами, а включаться в крупные проекты. Например, сейчас в Ямало-Ненецком автономном округе НОВАТЭК реализует крупнейший газовый проект — «Ямал-СПГ». Проектов такого уровня в России больше нет. Есть решение всю вторую очередь проекта обеспечивать силами российских предприятий. Считаю, что мы способны договориться с руководством НОВАТЭКа о том, чтобы Саратовская область вошла в число тех регионов, где эти заказы будут размещены. Вот такую задачу я для себя поставил. Сроки сжатые: в июле-августе нужно чёткое понимание наших возможностей. До 1 июня представители НОВАТЭКа должны подготовить перечень номенклатуры, которая им необходима, соответственно, в июле-августе мы должны выйти со своими предложениями. 

— Знаю, что до того, как стать депутатом, вы работали в угольной промышленности. Как пришли в эту профессию?

— Я потомственный горняк, родился на Донбассе, где после Днепропетровского горного института работал мой отец. По его стопам я и пошёл. Закончил, правда, московский горный. Работал на разных шахтах — объединений «Воркутауголь», «Южкузбассуголь», «Якутуголь». Там, на шахте Джебарики-Хая, познакомился с женой, которая приехала к нам в 1983 году на практику. Она тоже родом из Донбасса и тоже из шахтёрской семьи.

Начинал горным рабочим, был помощником начальника участка, заместителем начальника участка, исполнял обязанности начальника участка. В Якутии получил свои первые ведомственные шахтёрские награды, чем очень горжусь. В 93-м году, уже имея 10 лет подземного стажа, я уволился как человек, который честно заработал свою пенсию. Оформил пенсию и занялся бизнесом. Естественно, не ушёл никуда от угольной промышленности и с товарищами создал страховую компанию «Геополис», которая начала обслуживать все 22 угольных объединения, которые были тогда в России. С 1993 года мы страховали всех шахтёров в РФ. Тогда их было 367 тысяч человек — от Сахалина до Воркуты. Сначала страховали людей от несчастных случаев на производстве, а с 1994 года начали работать по программе негосударственного пенсионного обеспечения. До сих пор «Геополис» выплачивает шахтёрам всё положенное, нареканий к нам нет. На сегодня в «Геополисе» получают вторую пенсию порядка 230 тысяч человек. 

Открывали угольные предприятия на месте тех, что закрылись в трудные времена, строили угольные шахты и угольные разрезы. Занимались лесопереработкой, переработкой бумаги, создавали даже молочные компании. Например, в соседней с вами Ульяновской области работала знаменитая компания «Биотон». Её создали мы.  

Финансового образования мне, конечно, не хватало, и поэтому я поступил в Финансовую академию Министерства финансов на близкую мне специальность «страховое дело», через два года закончил её, ещё через год поступил туда же на специальность «банковское дело», тоже закончил и уже с этим багажом вполне уверенно себя чувствую в финансовых вопросах. И страховое дело, и промышленность, и финансы — все эти направления были мне интересны. 

В 2003 году, уже с довольно большим опытом в бизнесе и в промышленности, я принял решение избираться в депутаты Госдумы. Выборы прошли успешно, и с тех пор я — первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, все 13 лет на этом посту.

— Что входит в ваши обязанности?

— В Госдуме по роду деятельности приходится заниматься и бюджетным законодательством, и налоговым, и таможенным, валютным регулированием, и взаимодействием с Центробанком в части денежной политики, и множеством сопутствующих вопросов. И конечно, бюджетными отношениями. Являюсь членом трёхсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, поэтому прекрасно понимаю проблемы бюджетов регионов и местных бюджетов. Естественно, эта работа подразумевает служебные контакты со многими высокопоставленными чиновниками — министрами, заместителями министров, руководителями федеральных агентств и служб, госкорпораций. Трудно найти место, где я бы никого не знал.

 

оставить комментарий
 

Фото

  • 18 сентября

    Пять тысяч артистов поздравили Саратов

    429-й день рождения областной центр отметил как тысячелетие. Скромный город на Волге, некогда боровшийся за право называться столицей Поволжья, несколько дней кряду веселился, будто в последний раз. Никогда ещё День города Саратов не отмечал с таким размахом!  Итоги празднования подвёл Михаил ИСАЕВ на своей страничке в Инстаграме: «Вот и завершилась черед

  • 18 сентября

    Волга соединила Дунай и Хуанхэ

    Европа и Азия сошлись в Саратове на пожарно-штурмовой лестнице. Наш город видел всё, кроме чемпионатов мира. Футбольный мундиаль обошёл саратовские стадионы, зато пожарные и спасатели решили, что лучшего места для мирового первенства не найти. Театральная площадь и стадион «Локомотив» в эти дни вместили пожарных и спасателей со всей планеты.  Коррес

  • 18 сентября

    Рейтинг скандалов

    30 дней, по предположению облвласти, осталось до начала нового отопительного сезона в Саратове Саратов стал городом автомобильных квестов Осень 2019 г. стала настоящим испытанием для саратовских автолюбителей. Никто и предположить не мог, что реконструкция главной пешеходной улицы, а также работы тепловиков по перекладке труб выльются в настоящий транспортный колл

  • 21 сентября

    Заголовок: Купить недвижимость в Италии

    Хотите приобрести недвижимость за границей? Хотите выбрать вариант, который будет отвечать всем вашим запросам и предпочтениям? В таком случае отличным вариантом будет покупка недвижимости в Италии, изучить полный ассортимент которой можно по ссылке https://tranio.ru/italy/. Современная итальянская недвижимость характеризуется большим разнообразием, поэтом

  • 18 сентября

    Дмитрий Астраханцев: «КВС — участник пилотного проекта по ужесточению требований в области охраны природы»

    С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта. На сегодняшний день юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение на этот объект, к

  • 17 сентября

    Экспедиционные яхты: особенности и отличия

    Многие люди хотят купить себе яхту для путешествий по воде. Помочь купить экспедиционные яхты может компания Азимут, которая предлагает людям как новые, так и б/у яхты моторного типа. В каталоге нет катеров, парусников, ведь основным направлением являются экспедиционные модели. Особенност

Система Orphus