Главная / Издания / С ума сойти!

С ума сойти!

С ума сойти!
18 мая 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№21 (978) 18.05.2016

Саратовские школьники страдают психическими расстройствами?

Главный психиатр России Зураб КЕКЕЛИДЗЕ огорошил общественность информацией, что от 70 до 80% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. «Мой ребёнок сумасшедший?» — возопили мамы и папы, отправляя детей в кабинеты школьного психолога, дабы подтвердить: всё в порядке, проблем нет. Но беда в том, что в некоторых школах психолога нет вообще, а также в том, что даже имеющиеся в наличии школьные «специалисты» порой имеют низкую профессиональную квалификацию. Вопрос — кого мы растим, гоняя на дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ и уроки физкультуры, остаётся открытым. Улыбчивые дети убивают родителей из-за запрещённых компьютерных игр, снимают на видео избиение старушек и изнасилование одноклассниц, выкладывая ролики во Всемирную паутину, парами отправляются в последний свой «полёт» с крыши девятиэтажки. Кто в этом виноват, разбирался «МК» в Саратове».

Тревожный звонок

Состояние психического здоровья россиян (в том числе и несовершеннолетних) уже давно вызывает опасения. И не зря, ведь, по словам Зураба КЕКЕЛИДЗЕ, доктора медицинских наук, профессора, директора Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского, от 70 до 80% российских школьников страдает от расстройств психики.

«Среди детей, обучающихся в дошкольных заведениях, психические аномалии можно встретить у 60%», — сообщил психиатр. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70-80% от общего числа учащихся». Он пояснил, что у каждого третьего ученика можно наблюдать признаки социальной дезадаптации. Дети с таким диагнозом плохо приспосабливаются к условиям определённой социальной среды. Им трудно понять, почему домашняя стилистика общения запрещена в учебных заведениях. В старших классах такие подростки часто либо становятся изгоями, либо, наоборот, агрессорами.

Чтобы вовремя помочь ребёнку, школьные специалисты должны обладать хорошими знаниями в сфере психиатрии. Зураб Кекелидзе предлагает ввести обязательное спецобразование: «Школьный врач должен сделать всё возможное, чтобы ребёнок не попал в психоневрологический диспансер», — считает врач. Напомним, что в прошлом году Минздрав РФ разработал специальную программу обучения основам психиатрии. Также ведомство планирует вести работу, направленную на профилактику детских самоубийств.

В Саратовской области, как и в большинстве других российских регионов, подобные социологические исследования среди школьников не проводились. Действительно, зачем? Как считает Александр ПАРАЩЕНКО, и так всё ясно.

Комментарий эксперта
Александр ПАРАЩЕНКО, главный психиатр-нарколог Саратовской области:
— Думаю, что те цифры, которые привёл генеральный директор Центра психиатрии и наркологии им. Сербского, — некоторое преувеличение, я бы сказал гипербола. Хотя проблемы имеются. Молодым крайне тяжело найти себя в современном мире. Подростки ещё в школе видят, что вокруг масса возможностей, вариантов, но выбор — эфемерный, это миражи. В реальности возможности человека ограничены его внутренним состоянием, генетикой, интеллектом, его микросоциальной и макросоциальной средой. Сравните возможности школьника в Москве и где-нибудь в маленьком городишке — да никаких равных возможностей нет. Подростки начинают строить планы на будущее, но постепенно понимают, что на самом деле ситуация совсем иная и пробьётся только сильнейший и умнейший. Поэтому я вполне соглашусь с мнением психологов: уровень тревоги в обществе крайне высок, невероятно высок, в том числе и у детей. 

Мнения насчёт «нездоровости» школьников разделяются. Одни эксперты считают, что виной всему ЕГЭ — детей запугивают до смерти, особенно если учесть тот факт, что 80% школьников Саратовской губернии нацелены на поступление в вуз. Другие винят тяжёлую учебную программу, третьи — истеричных учителей, которые ломают детям психику ещё в начальных классах, четвёртые — отрешённость родителей, когда ребёнок остаётся наедине с самим собой, а чаще — с компьютером, где «виртуальные» друзья, сообщества, игры.

Действительно, сравнительный анализ психических состояний, доминирующих у учащихся 3-х, 5-х и 9-х классов, проведённый сотрудниками Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства несколько лет назад, подчеркивает нарастание у них болезненных психических проявлений в процессе школьного образования. Причём значительное ухудшение настроения происходит в 5-м классе, то есть при переходе из начальной школы в школу 2-й ступени. Здесь уже 87% школьников находится в состоянии разной степени психического неблагополучия, что, надо полагать, связано прежде всего с резким повышением информационной нагрузки и возрастанием требовательности со стороны учителей. Так что вполне возможно, что заявление Кекелилзе вовсе не преувеличение.

 

Школьные страсти

А вот ещё одно социологическое исследование школьников. Почти 15% российских учеников страдают серьёзными депрессивными расстройствами и нуждаются в специальной помощи — таковы данные зав­кафедрой клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), доктора психологических наук, профессора Аллы ХОЛМОГОРОВОЙ.

По её словам, психолог, работающий со школьниками, должен хорошо ориентироваться в проблемах детской депрессии, страхов, зависимого поведения. Но, к сожалению, у школьных психологов зачастую плохая подготовка в области клинической психологии, сообщила завкафедрой МГППУ. По её мнению, в каждой школе должно работать минимум три психолога. 

Но саратовские директора школ и педагоги лишь иронически улыбаются, когда слышат о «третьем психологе» в школе. Одного бы сохранить, хотя бы на полставки. 

— При оптимизации штатной численности в школах под сокращение, как правило, попадают специалисты из категории «не учителей», — рассказывает Андрей РЫЖКОВ, директор одной из школ Балашова. — И часто это именно педагоги-психологи, социальные педагоги, вожатые, воспитатели, педагоги-организаторы. О каких трёх психологах можно говорить в этом случае? Я говорил и говорю: учитель-предметник должен быть очень глубоким специалистом в своём предмете и стремиться заинтересовать ученика. Но массу времени у учителя-предметника занимают классное руководство и другая работа. При таком распылении качество преподавания снижается. В школах необходима должность педагога-воспитателя, который будет выполнять функции классного руководителя и во многих случаях сможет заменить педагога-психолога. 

Комментарий эксперта
Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:
— Грамотные педагогические подходы имеют очень большое значение для взрослеющей личности. И, к сожалению, довольно редко сегодня встречаются в массовой школе. Зачастую учитель не может или не хочет найти педагогические подходы к ученику и сваливает всё на школьного психолога. Знаете, как иногда школьник попадает в кабинет штатного психолога? Учитель даёт подзатыльник и чуть ли не за шкирку тащит «провинившегося»: мол, вот он, на уроках плохо себя ведёт. Повлияйте! До сих пор в школах работают педагоги, которые начинают урок с крика и криком же его заканчивают. Они просто не умеют по-другому обращаться с детьми, не могут их мотивировать на учёбу, не пытаются искать подходы к ребёнку. Крик, муштра и унижения — вот основные инструменты таких учителей. Но ведь каждый ребёнок — индивидуален, кто-то спокойно переживёт такое поведение учителя, а кто-то замкнётся, начнётся депрессия, тревожные расстройства. Плюс нагрузки в школах — об этом давно все говорят, но никто ничего не делает. И, конечно, тащить современный воз знаний для многих учеников очень тяжело.

Андрей Рыжков не поддерживает мнение некоторых педагогов о том, что ЕГЭ способствует излишней невротизации школьников. По его мнению, госэкзамен — это обычная проверка знаний, которая была и раньше, только в иной форме. 

— Всегда были дети, которые падали в обморок перед аудиторией, где должен был состояться «главный экзамен» в их жизни, и были те, кто относились к оценке или баллам спокойно, — говорит Андрей Георгиевич. — ЕГЭ нельзя назвать провоцирующим фактором и стимулятором дополнительных стрессов, это было бы неправильно. Это не тот фактор, который может вызывать нер­возность и тревожность школьников за несколько лет до самого экзамена.

 

Истцы и дети

А что же говорят сами психологи?

Как объясняет саратовский психолог Ольга КАЗАКОВА, тревожные родители, столкнувшиеся с раздражительностью, агрессией детей, не знают, как вести себя со своими детьми, и перепоручают ответственность за них врачам, полиции, учителям, тем самым «умывая руки». 

— В семье либо вообще перестают уделять внимание детям и плохо к ним относятся (алкогольные ячейки общества), либо просто не замечают их (если родители в разводе), — говорит психолог. — Жизнь ребятишек в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в сирот при живых родителях. Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм ребёнка, так как требуют больших затрат энергии. Невротическая симптоматика при этом усугубляется, часто возникают депрессии, психосоматические расстройства. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний, негативных последствий болезни (суицидальных наклонностей, пристрастия к вредным привычкам). Да и, кроме того, уровень тревоги в обществе в последние годы крайне высок.

Комментарий эксперта
Ольга КАЗАКОВА, психолог-анали­тик, руководитель центра самоперестройки:
— Институт возрастной физиологии свидетельствует, что школа выступает источником почти 40% всех стрессогенных факторов, снижающих качество жизни детей. Известно, что в школу поступает уже около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Кабинет психолога должен быть для ребёнка тем местом, где выслушают, поймут и подскажут, как жить. Психологов в школе должно быть, как минимум, два: с 1-5-й и с 6-11-й для более качественной помощи детям более старшей возрастной группы. Это в идеале. Если мы, конечно, не хотим ухудшения нынешней невесёлой статистики.

Психолог указывает на ту же проблему, что и директора школ. 

— Некоторым учителям самим нужен психолог: они ограничивают свободу самовыражения учеников, запрещают, унижают, обесценивают, насмехаются, издеваются, — говорит Ольга Казакова. — Печально и опасно, когда своя боль и обида переносится на тех, кто попал под руку, в данном случае — учеников, и отыгрывается на них. Несчастные судьбы одиноких учительниц становятся прессом для детей и задавливают их разумность и спонтанность. 

Оскорбления учителей (причём даже в адрес первоклашек) родители в последнее время догадываются записать на диктофон. Ибо без этого детям никто не поверит. Несколько лет назад восьмиклассники одной из школ Энгельса записали речь педагога на диктофон и обратились в суд. Как сообщает местная пресса, «Учитель года», получившая за доблестный труд награду президента, вела себя на уроках, мягко говоря, странно. Понятно, что подростки — своеобразный народ: не слушают задания, шумят, хамят, отказываются сдавать гаджеты учителю, но если ты не справляешься с детьми, зачем тогда идти в школу? — удивляются психологи. «Я так подойду, звездану по харе, что родители не отмоют от стенки!!! Понятно, да? Я не боюсь! Я лучше буду сидеть на нарах и наслаждаться — хоть одному нахалу досталось от меня», — это записанная на диктофон речь педагога из Энгельса. А буквально на днях в Туле уволилась учительница русского языка и литературы, которая оскорбляла учеников и использовала ненормативную лексику. 

Так, может, если современных ребятишек попробуют полюбить семья и школа, у них есть шанс попасть в те 20-30% психически здоровых школьников? Хотя бы призрачный.

 

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий