Главная / Издания / Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку
25 мая 2016

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Только честно – вы решите сейчас квадратное уравнение или задачку по физике про импульсы? А из химии что-нибудь вспомните, кроме формулы воды и спирта? Столицу Мадагаскара назовете? Высоту Монблана? Самую длинную реку мира? Потери с обеих сторон в Бородинском сражении? Хотя бы примерно?

Что должен знать ребенок по окончании школы? Что он будет помнить из школьной программы через десять лет? Через двадцать? На самом деле очень мало. Читать, писать и считать сможет, и слава богу. Но многие ли из нас пишут грамотно, способны посчитать в уме в пределах пятисот и прочитывают хотя бы одну книгу в неделю?

Это я вот к чему. Пришла на днях знакомая учительница и с ужасом рассказала об экзаменах, которые сдают нынешние четвероклассники (!). ЕГЭ или ГИА. Или еще какая аббревиатура, я не помню. Зато знаю теперь, как это выглядит. Все по-взрослому, как на режимном объекте. Педагоги – из других школ, детей сажают по одному за парту. Кто-то разволновался и заболел, ибо стресс просто так не проходит. Кого-то вырвало прямо на уроке. Им же по 10-11 лет.

Сейчас даже в начальной школе несколько программ. На нашем потоке четыре класса, два занимаются по одной программе, два других – по второй, третьей, четвертой... Приходят преподаватели из другой школы – принимать экзамены у наших выпускников-четвероклассников – и дают задания по совершенно незнакомой (пятой?) программе. Наши учителя в шоке, но поделать ничего не могут. Что там напишут бедные дети! И хотя много раз говорили на педсоветах, что сегодня успеваемость – не самый главный показатель при оценке работы учителя, но посмотришь, как переживают, и понимаешь – вранье. Потому что печаль в глазах настоящая, вселенская.

У одной женщины ребенок с ДЦП. Соображает замечательно, но обучается по понятным причинам на дому. К ней тоже пришли педагоги, выгнали из комнаты родителей, сурово поглядели на экзаменуемую девочку, предложили задания. И к прежним проблемам добавилось заикание.

То есть современная школа – это реальный источник неврозов и психозов. Ходить в школу – опасно для здоровья. Но почему на пачках сигарет об этом сообщают, на вине пишут, а на учебных заведениях соответствующая информация отсутствует?

В спорте и балете есть упражнения на растяжку. Иногда один тянущийся помогает другому. Но если сильно увлечься, то можно и ногу оторвать.

Дети подруги жены учатся в так называемой престижной школе. Каждый день – бои местного значения. Утром школа, после нее – нескончаемые уроки. Все с криками и истериками. На математику тратят не менее трех часов в день. Я видел эти задания на дом. Нужно решить более сотни примеров. Настоящая простыня со знаками сложения и вычитания. Повторяю, это не на лето. Это "к завтрему".

К вечеру ребенка ведет и шатает, ей бы воздухом подышать на детской площадке. Нельзя. Иначе не успеть сделать домашку. И это в третьем классе. Прессинг со стороны школы мощнейший, а тут добавляются родительские комплексы и нереализованные мечты. Пусть ребенок еще и на музыкальном инструменте играть научится. И потому сумасшествие нарастает.

А тут и школа добавляет. Второй иностранный то ли с четвертого, то ли с пятого класса. Не качеством, так количеством. То есть выпускник (за редчайшим исключением) будет плохо знать не один, а два иностранных языка. Добавьте суахили и маратхи, чего уж.

При этом в социальных сетях родители ожесточенно размножают посты психологов, призывающих отстать от детей и не лишать их простых радостей вроде гуляний на улице. Очень популярная тема, сотни лайков и комментариев. Особенно нравится, когда советуют вообще не париться насчет уроков.

Противоположная точка зрения основывается на том, что мир стал сложнее. Потому и школьная программа усложняется. Надо же соответствовать современным вызовам.

Потому интегралы изучают все раньше и раньше. Но вот я что-то не слышал, чтобы наши силиконовые долины пополнялись тысячами талантливых молодых специалистов. Во что, в какой свисток выходит пар школьных олимпиад? По ощущениям, наиболее сообразительные и рано повзрослевшие рвут когти на Запад либо идут в политику, подаваясь в общественники и помощники депутатов. Потому что так проще и легче обеспечить себе достойный уровень жизни.

А насчет того, что мир становится многограннее… Помните, как раньше учили? Приходил розовощекий выпускник политеха на предприятие, а ему с порога заявляли – забудь всё, что тебе говорили в институте, и слушай сюда. Далее выпускнику показывали станок, которого он никогда не видел, поскольку в вузе не предполагали, что наши современные предприятия продолжают эксплуатировать дореволюционную технику. Парню объясняли, куда надо тыкать пальцем и в каком месте бить ногой. После двух недель обучения молодой человек вливался в трудовой коллектив. Но сейчас разве не то же?

По большому счету, школа или вуз – это место, где происходит социализация. Детей учат главному – общению со сверстниками. А еще здесь немножко заставляют работать мозги. Но заставлять их работать можно разными способами. 150 лет назад достаточно было нанять гувернера-француза, а сегодня на одну учительницу приходится 35 отпрысков купцов, дворян, рабочих и крестьян. Попробуй успеть всем выдать поровну.

На том же Фейсбуке популярны посты о современной финской школе. Это где нет даже такого понятия, как урок. Учителя общаются с детьми в свободной обстановке, нет и классов как таковых. И домашних заданий нет. Ребятне помогают познавать мир в игровой форме. Потому что интереснее – значит, эффективнее.

Лучшие российские педагоги признаются, что сегодня они только объясняют, где взять необходимый материал. Хотя при наличии Интернета роль такого учителя очень быстро сойдет на нет. Наверное, поэтому все мысли чиновников от образования о том, чтоб не процесс обучения сделать увлекательным, а ужесточить меры контроля за сдачей экзаменов.

Сообщают, что в Саратовской области в ходе проведения ЕГЭ впервые будет работать ситуационный центр. Марина Епифанова предупреждает: «Все пункты проведения экзаменов оснащены камерами, работающими в онлайн-режиме. В связи с этим еще раз обращаюсь к выпускникам с просьбой соблюдать правила проведения ЕГЭ, надеяться только на свои знания и помнить, что в пункты проведения экзамена запрещено приносить мобильные телефоны и другие средства хранения и передачи информации. Это грозит выпускнику удалением с экзамена без права пересдачи в текущем году».

Тенденция ясна. Лет через пять каждого сдающего экзамен будут просвечивать с помощью томографа и обнюхивать собакой. А попытка обратиться к шпаргалке будет пресекаться разрядом гальванического тока, подведенного напрямую к пятой точке. Повторная попытка списать многократно увеличит силу тока. Сдадут экзамен самые крепкие и целеустремленные. Или кто догадается надеть резиновые подштанники, вспомнив, что резина – диэлектрик. Это из школьной программы, если кто забыл.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий