Чиновники намерены найти и наказать вываливших во дворе строительный мусор людей
Главная / Издания / Раскол: идущие против солнца

Раскол: идущие против солнца

 
Раскол: идущие  против солнца

01 июня 2016     

Автор: Антон Краснов

МК в Саратове №23 (980) 01.06.2016

350 лет назад реформа патриарха НИКОНА привела к массовому бегству староверов на Волгу.

Российская история помнит немало водоразделов, когда общество разом раскалывалось на предельно поляризованные сегменты, нетерпимые друг к другу. Самый яркий пример, конечно, Гражданская война прошлого века, красные и белые. Но были и Великая смута, разорвавшая страну в клочья, и реформы Петра ВЕЛИКОГО, также не способствовавшие установлению гражданского согласия в России… В мае текущего года подоспела ещё одна суровая дата: 350 лет исполнилось Великому расколу, когда преобразования патриарха НИКОНА поделили страну на старообрядцев и сторонников веры «по новому чину».

Раскол — именно из числа таких исторических феноменов, которые возникают быстро, разрастаются молниеносно, а последствия коих не изглаживаются веками. Наверное, только в последнее столетие нетерпимость старообрядцев и, что называется, никониан существенно сбавила градус. А до того — пылали глаза и костры, трещали срубы и кости, рылись схроны по поволжским лесам…

Да, это известный факт: Саратовская земля была той территорией, куда побежали от никонианства староверы. Эти места изобиловали раскольничьими скитами и селеньями — сначала тайными, потом и явными. Как известно, староверы создали на Большом Иргизе что-то вроде «старообрядческого Афона»: пять монастырей были российским духовным центром «прежней веры» вплоть до 20-30-х гг. XIX в., когда император НИКОЛАЙ I обошёлся с разбогатевшими иргизскими обителями весьма сурово. 

В общем-то, обвинений в адрес староверов хватало во все времена. В расколе видели первопричину многих последующих бедствий: и восстания Степана РАЗИНА, и чудовищного бунта ПУГАЧЁВА, и даже Кровавого воскресенья 1905 г. и последующих революционных событий (версия о финансировании богатыми старообрядцами, МОРОЗОВЫМИ и РЯБУШИНСКИМИ, первой русской революции актуальна и поныне. — Авт.) Словом, отношение к староверам во все времена было крайне противоречивым: кто-то представлял их хранителями истинной набожности, а кто-то — этакими православными ваххабитами, фанатиками, упорствующим в своём древнем, дремучем анахронизме веры… 

Но обо всём по порядку. 

 

Церковные «мелочи» и большая кровь

23 мая 1666 г. по решению Собора православной церкви был расстрижен и предан церковному проклятию знаменитый протопоп АВВАКУМ. Именно это событие многие историки склонны считать официальной датой раскола: до этого момента Аввакум, пусть гонимый, формально состоял в священстве церкви. 

Что послужило причиной гонений, а потом и гибели Аввакума? Если не лезть в бездны религиозных и хитрых богословских догматов, то всё довольно просто. Помните, как говорил Портос в «Трёх мушкетёрах»: «Почему я должен убивать этих еретиков-гугенотов, всё прегрешение которых состоит только в том, что они поют по-французски псалмы, которые мы поём по-латыни?» Вот и тут та же история, только в роли «еретика»-реформатора выступил Никон, призвавший менять отнюдь не догматы, а обрядовую часть вероучения — к примеру, креститься тремя пальцами (символ Троицы), а не двумя, как старообрядцы (символ божественной и человеческой природы ХРИСТА); вместо одноголосного церковного пения было введено многоголосное, обход храма во время крещения стали производить не по солнцу, а против солнца; вместо восьмиконечного креста были введены в религиозную практику четырёх- и шестиконечный, а имя Христа, прежде писавшееся как «Исус», в новопечатных книгах было дано как «Иисус». И так далее. И все эти, с точки зрения современного человека, непринципиальные мелочи привели к большой крови и большому гневу. 

«Мелочи» эти, однако же, проистекали из соображений весьма серьёзных. Патриарх Никон, человек властный, непреклонный, грубоватый, лелеял мысль об унификации церковного обряда по греческому образцу. Впрочем, глагол «лелеять» к Никону подходит мало — тут скорее уместно слово «утверждать» и «насаждать», причём огнём и мечом. А тому, по мысли предстоятеля Русской церкви, было самое время: уже два века как пал Константинополь, «переделанный» в Стамбул; внешнеполитическое влияние Московского государства, несмотря на ряд системных внутренних проблем, увеличивалось, и нужно было утверждаться в громком статусе «третьего Рима», правопреемника и прямого наследника Константинополя. Главного центра веры… Конкурента католическому Риму.

Сыграло свою роль и присоединение малороссийских земель (1654): киевские священники, люди хорошо образованные, бойкие, самоуверенные, приобрели большое влияние в Московском патриархате (один Симеон ПОЛОЦКИЙ, выпускник Киево-Могилянской академии, чего стоит: по определению чрезвычайно известного в своё время на всю Россию и весьма плодовитого саратовского писателя Даниила МОРДОВЦЕВА, автора романа «Великий раскол», Симеон «расплодил в Москве продувных хохлов как тараканов». — Авт.) 

 

Три шестёрки, «лесные старцы» и Шушеры 

1666-й ожидался в стране как год заведомо пугающий: по России, как мурашки, бегали тревожные слухи, крепли толки-перетолки о «порче», которую патриарх Никон навёл на церковь. И конечно, ждали очередного конца света: несмотря на то, что государство жило по календарю «от сотворения мира», а не «от Рождества Христова», о наступлении года со страшными «666» из Апокалипсиса знали и помнили. И конечно, неоднозначные реформы Никона, шедшие уже десять лет, создали питательную среду для разного рода прорицателей, «вещих людей» и прочих — в обстановке страхов и сомнений они множились, как уже упомянутые выше тараканы. Так, у нас в Заволжье появились некие «лесные старцы», предрекавшие близкий конец света для грешников и спасение для «чистых». Другое дело, что аскетичнейшие технологии «очищения» у старцев были такие, что мало кто выживал. В числе «спасительных» процедур были полный отказ от пищи, «очищение огнём» и удаление от мира: люди убегали в лес и… Да вот, пожалуйста, духовные стихи тех лет: «Уйду в лес еловый, // Лягу в гроб сосновый, // Буду там лежать, // Конца света поджидать...» Думаю, нет надобности говорить, что подобные рекомендации исполнялись буквально. 

Труб архангелов не дождались и на этот раз, но патриарху Никону был устроен его личный «конец света»: в декабре 1666-го он был низложен Собором. Пострадал он не за реформы, а за высокомерие и за то, что ставил церковь выше государства, а себя титуловал — вслушайтесь, каково: «…великий государь, старейший Никон, архиепископ московский и всея Великие, Малые и Белые России, земли же и моря сея земли патриарх». Обладателя всех этих пышных титулов вызвали в Кремль ночью и фактически без сопровождения, и у Никона была все основания думать, что с ним могут расправиться точно так же, как это сделал век назад Малюта СКУРАТОВ с митрополитом ФИЛИППОМ: последний был удавлен. Его сопровождал только ставрофор (крестоноситель, служитель, несущий Патриарший крест — главный атрибут высшего сана) Иван ШУШЕРА. (Человек, несмотря на неблагозвучное прозвание, весьма отважный, преданный сторонник патриарха, автор «Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха» — одного из главных источников сведений для уже упомянутого Мордовцева. — Авт.) Но и Шушера, у которого попытались отобрать крест, не помог: Никона объявили «многих бесчестиях и укоризнах» в отношении царя Алексея Михайловича, лишили сана и отправили в Ферапонтов монастырь. Он ещё переживёт царя Алексея Михайловича, он ещё дождётся того, что народ будет целовать ему руки и ноги и называть «святым», но это не восстановит ни мира в умах, ни Никона в патриарших правах...

 

«Русский Афон» и монастырские аферы

Переселение староверов на берега Волги приняло массовый характер ещё при жизни царя и экс-патриарха (хотя значительная часть раскольников «утекла» в Польшу). Однако в Поволжье этим людям приходилось таиться, жить в лесных схронах и «не видеть света». Ситуация коренным образом переменилась сто лет спустя после Великого раскола: сначала император Пётр III, человек с довольно свободным взглядом на вопросы религии и веры, подал в Сенат проект указа, отменяющего всякое притеснение староверов: жить и вести службы по дониконианскому обряду, носить бороды и так далее. Екатерина Великая довершила дело, 14 декабря 1762 г. издав указ, прекращавший поражение старообрядцев в правах и разрешавший им открыто селиться на свободных землях. В числе таких земель были территории на Иргизе: уже жившие тут староверы легализовались, выйдя из схронов и тайников, а за ближайшие три года сюда, на саратовскую землю, прибыло ещё несколько тысяч человек из раскольничьей среды. Стартовые условия были неплохие: свыше 70 тыс. га плодороднейшей земли и освобождение от податей сроком на шесть лет. 

И пошло-поехало. Старообрядцы, люди добросовестные, с отличной торговой смекалкой, основали несколько поселений, ныне ставших городами — например, Балаково и Мечетное (ныне Пугачёв), и пять монастырей, прославившихся на всю Россию. Расцвет же «старообрядческого Афона» пришёлся на 1797-1826 гг., когда благодаря госполитике благоприятствования раскольничеству Прииргизский край, населённый исключительно староверами, расцвёл. Сюда хлынули огромные, как бы сейчас сказали, инвестиции: среди купечества Саратовской губернии доля капитала староверов превышала 60%. 

«Монастырская республика» староверов богатела: сюда стекались не только капиталы, но и драгоценности и реликвии стоимости немалой. Разбогатевшие монастыри, как показалось ряду государственных мужей, стали бросать прямой вызов новообрядческой церкви. Кроме того, на Иргизе начали селиться сначала беглые — попы-расстриги, изгнанные из «никонианской» церкви за реальные прегрешения, а то и просто авантюристы и уголовники. Традицию принимать беглых и «воровских» людей прославил ещё незабвенный Емельян Иванович, засветившись тут в 1772-м, а жирный крест на ней поставил один авантюрист, в 1828-м выдававший себя за великого князя Константина Павловича (брата императора и «претендента на престол» в ходе декабристского бунта. — Авт.) и укрываемый монастырской верхушкой. Деятельность лже-Константина привела к череде бунтов в ряде уездов. 

Терпение царя Николая Павловича, человека отнюдь не склонного к снисходительности, лопнуло. Он приказал арестовать настоятеля, виновного в укрытии самозванца, и закрыл монастырь. Через несколько лет из пяти староверческих монастырей сделали три «единоверческих» («единоверие» — нечто вроде православного варианта униатства, предложенное императором 

ПАВЛОМ I и предлагавшее объединить старо- и нововеров). Так кончилась вольная староверческая «республика» на берегах Иргиза. 

P. S. Староверов издавна обвиняли во многих грехах — даже в таких смехотворных, как поклонение Христофору-псоглавцу, уникальному святому с головой собаки, чья икона якобы защищает от внезапной смерти. И пыл ревнителей старой веры, людей упрямых, упорных и недоверчивых, и многовековое желание никониан переломить противостояние в свою пользу не привели ни к чему хорошему. Позволю себе закончить словами Николая КОСТОМАРОВА, знаменитого историка, десять лет прожившего в Саратове: «…При более благоразумном и осторожном способе действий исправление буквы в русской церкви совершилось бы тихо, без больших потрясений». 

Без мученичества, без костров и схронов на крутых волжских берегах.

 

оставить комментарий
 

Фото

  • 18 сентября

    Пять тысяч артистов поздравили Саратов

    429-й день рождения областной центр отметил как тысячелетие. Скромный город на Волге, некогда боровшийся за право называться столицей Поволжья, несколько дней кряду веселился, будто в последний раз. Никогда ещё День города Саратов не отмечал с таким размахом!  Итоги празднования подвёл Михаил ИСАЕВ на своей страничке в Инстаграме: «Вот и завершилась черед

  • 18 сентября

    Волга соединила Дунай и Хуанхэ

    Европа и Азия сошлись в Саратове на пожарно-штурмовой лестнице. Наш город видел всё, кроме чемпионатов мира. Футбольный мундиаль обошёл саратовские стадионы, зато пожарные и спасатели решили, что лучшего места для мирового первенства не найти. Театральная площадь и стадион «Локомотив» в эти дни вместили пожарных и спасателей со всей планеты.  Коррес

  • 18 сентября

    Рейтинг скандалов

    30 дней, по предположению облвласти, осталось до начала нового отопительного сезона в Саратове Саратов стал городом автомобильных квестов Осень 2019 г. стала настоящим испытанием для саратовских автолюбителей. Никто и предположить не мог, что реконструкция главной пешеходной улицы, а также работы тепловиков по перекладке труб выльются в настоящий транспортный колл

  • 18 сентября

    Дмитрий Астраханцев: «КВС — участник пилотного проекта по ужесточению требований в области охраны природы»

    С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта. На сегодняшний день юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение на этот объект, к

  • 17 сентября

    Экспедиционные яхты: особенности и отличия

    Многие люди хотят купить себе яхту для путешествий по воде. Помочь купить экспедиционные яхты может компания Азимут, которая предлагает людям как новые, так и б/у яхты моторного типа. В каталоге нет катеров, парусников, ведь основным направлением являются экспедиционные модели. Особенност

  • 17 сентября

    Как прописать цену в договоре, чтобы не переплатить контрагенту

    Компания оплатила большую часть выполненных работ вовремя, но по одному этапу допустила просрочку. Суд взыскал с нее неустойку со всей цены договора. Если бы компания при оформлении сделки выделила отдельно стоимость по разным этапам, то расходы могли бы быть меньше. Также сэкономить можно не только при подряде, но и при поставке либо оказании услуг. Читайте, как детализировать цену в договоре,

Система Orphus