Главная / Издания / Квадратура круглого стола

Квадратура круглого стола

Квадратура круглого стола
08 июня 2016

Автор: Станислав Шалункин

МК в Саратове

№24 (981) 08.06.2016

Льготники недовольны внесёнными изменениями, но их не слышат.

У рядовых граждан немного возможностей отстаивать свои права, в том числе на льготы, урезанные чиновниками. Проведение круглых столов им такую возможность даёт. Во всяком случае, так принято считать, что переговоры позволяют найти выходы из непростых ситуаций. Так ли это?

 

По разные стороны

Накануне майских праздников уполномоченная по правам человека в Саратовской области Татьяна ЖУРИК собрала за своим круглым столом чиновников по соцразвитию, общественников от ветеранов и инвалидов, ну и отдельно пришедших льготников, пожелавших поучаствовать в обсуждении наболевших вопросов. Тему обозначили так: «Изменение порядка предоставления мер социальной поддержки: первые итоги».

В основном говорили о компенсациях за ЖКУ и о «новшествах» получения и использования льготных проездных билетов, а также возможного сокращения их количества. Последнее вызвало возмущённый гул присутствующих льготников. Билетов, наоборот, недостаточно. Приходится ходить пешком даже в гололёд, если до аптеки одна остановка. Однако на просьбы об увеличении количества талонов чиновники реагировали вяло. Как, впрочем, и на другие критические замечания по поводу произошедших изменений в порядке предоставления льгот. И у меня, к сожалению, сложилось мнение, что мероприятие прошло формально. Терпеливо выслушали недовольных граждан и тем ограничились. Участники круглого стола так и остались по разные стороны баррикады. Представители власти уверены, что изменения улучшили положение льготников, а сами льготники считают, что, наоборот, им стало хуже.

 

Без разговора

Председатель саратовской ассоциации сельхозпродукции «Волжский сад» (создана с целью защиты прав садоводов губернии) Владилен ПОЛЯНИЧКИН обратился с риторическим вопросом: «Если раньше жили хорошо, а сейчас — лучше, то почему хочется вернуться туда, где было хорошо?» И пояснил на примере «старых» ЕДВ. После того как льготы были переведены в денежный эквивалент, то есть их «монетизировали», ветераны труда стали получать за телефон, проезд и прочее 400 руб. ежемесячно, а за ЖКУ, например, около 2 тыс. руб. в зимний период. Теперь вместо 400 руб. получают 150, а льготный проезд ограничен 50 талонами. Ну а за ЖКУ за такой же период меньше тысячи. Разница значительная. И это притом, что тарифы за ЖКУ увеличились в 3 раза. И если бы не изменения, то компенсация должна быть не около 2 тыс. руб., а не менее 5 тыс. (за зимний период в квартирах со всеми удобствами).

Председатель комитета социальной защиты населения областного министерства социального развития Наталья АЛЫМОВА объяснила, что изменён порядок расчёта. Раньше считали по нормативам потребления, а сейчас по фактическому объёму.

Однако это не совсем так. Ведь если фактический объём превысит нормативный, то будут считать по нормативу. А если не превысит, то по факту. Иными словами, из двух вариантов выбирают худший для льготника. Это и есть суть социальной политики? Впрочем, данное «изменение» не противоречит старому закону о ветеранах, так как и в нём утверждалось, что льготы предоставляются в пределах социальных нормативов. Другой вопрос, откуда счетоводы знают, сколько именно по факту употребил ветеран, например, горячей воды? Допустим, живёт он в семье из трёх человек. Потребила семья за месяц 6 кубов горячей воды. Считают просто: делят кубы на членов семьи. И значит, «наш» ветеран потребил 2 куба. И вот только за них и получит компенсацию. И всё-таки даже при снижении учитываемого объёма услуг, но значительного роста тарифов нынешняя компенсация должна хотя бы быть равной величине выплат, например, в 

2009 г. А значит, вопрос Поляничкина, по моему мнению, заслуживает детального изучения. Но его проигнорировали.

Жительница Заводского района Валентина СТРЕЛКОВА попыталась продолжить разговор на тему ухудшения положения льготников: мол, когда-то проезд был неограничен и бесплатный, а ныне… Однако Алымова её осадила, утверждая, что проезд никогда не был бесплатным. Моё мнение, так заявлять было несколько бестактным. Ведь перед представителем министерства сидели люди уважаемого возраста и далёкие от маразма. Они прекрасно помнят, как ездили в течение месяца на всех видах общественного транспорта бесплатно. Их за этим круглым столом за кого посчитали? Смею напомнить, что в постперестроечные годы Саратовский совет народных депутатов своим решением даже освободил всех пенсионеров от платы за проезд. Потом Совета не стало, пенсионеров обязали платить, но ветеранов труда и прочих льготников освободили от оплаты. Так что ухудшения для населения в плане поддержки наблюдаются. Однако признать сей факт чиновники не желают. Никакого разговора на эту тему в строю. И незачем оглядываться назад, только смотреть вперёд и видеть то, что власть обещает…

 

Как саранча

Остался незамеченным вопрос Поляничкина о судьбе денег, которые льготники отдали за талоны да не воспользовались. Допустим, продали в марте 190 тыс. талонов. Обратно получили 160 тыс. корешков, то есть 30 тыс. талонов остались на руках у льготников. Интересно, куда поступают деньги за нереализованные, но купленные талоны? За 30 тыс. талонов заплачено немало — 90 тыс. руб. Где они? Никто не расслышал.

Тот же Поляничкин предложил разрешить до 5-го дня каждого месяца пользоваться талонами месяца предыдущего, то есть майскими «оплачивать» проезд до 5 июня. Это справедливо. Ведь продажа новых проездных заканчивается именно на пятый день. И бывают ситуации, когда льготники не смогли купить талоны до первого дня следующего месяца и вынуждены платить за проезд, чтобы добраться до места продажи льготных билетов…

На это предложение последовал отказ: мол, очень сложно, так как отчётность… Почему-то я пришёл к мнению, что просто не хотят. Ныне и без того порядок реализации льготных проездных утомителен и объёмен. А всё придумано по желанию саратовского правительства. Оно захотело знать буквально о каждом льготнике — когда, куда, на каком транспорте тот ездил. Отсюда именные книжечки и строгий учёт данных с помощью компьютеров. И всем морока, как гражданам, так и исполнителям. Ведь надо доставать из мешков эти самые корешки и заносить их номера… понятно куда. (О желании областной власти было сказано именно на круглом столе, это не моя фантазия).

Спрашивается, зачем нужны подробности частной жизни льготников? Ведь ни в одном законе не прописано, что они имеют право бесплатно ездить только в поликлиники, аптеки и прочие социально значимые места. А если льготник поехал в театр или на стадион с целью пустого времяпрепровождения, то следует потребовать возврата денег? Причём по полной стоимости. Думается, что если бы облчиновникам сказали, каким боком обернётся их интерес к поездкам ветеранов, они бы отказались от своего намерения. Ведь главное — проконтролировать расход бюджетных средств на возмещение транспортникам утраченной выгоды. Продали 190 тыс. билетов. Транспортники отчитались корешками и получили деньги в строгом соответствии с их количеством. И никакой мороки. И не нужно ветеранам, держа сумки, отрывать непослушными пальцами не менее упрямые корешки, которые почему-то рвутся, задевая номер талона, штрихкод, и делают себя невостребованными. И водители, и кондукторы их не принимают. Об этом тоже говорили на круглом столе. Просили вернуть прежние талоны. Так удобнее — отдал талон и вышел из автобуса. Никакой сверки. Но ведь тогда власть не узнает, на чём и куда ездили. Видимо, у неё других дел нет что ли, как за ветеранами следить?

Кстати, о стоимости компенсации. За билет, который в Саратове оценён в 17 руб., перевозчик получает 8 руб. То есть перевозит себе в убыток. Но об этом умолчали, вернее, не стали развивать тему. Льготники жаловались, что взамен отданных корешков они не получают билеты. Значит, перевозчик  какой-то навар имеет? Представитель транспортного управления Саратова скромно заметил, что ни о каких выгодах не стоит говорить, поскольку компенсация мала. К сожалению, никто из министерства соцподдержки и развития не объяснил людям, что обменивать билет на льготный талон водитель не мог, поскольку билет в разы дороже. Разумеется, я высказываю своё мнение. Вот если бы подробно объяснили, то льготникам стало бы понятно, почему их так не любят перевозчики. К ним как к саранче относятся, поскольку именно льготы и съедают рентабильность. Во всяком случае, ощутимо «вредят» предприятию, которое буквально разоряется.

Мне кажется, именно на круглом столе и должны были бы обсуждаться злободневные вопросы, сделаны какие-то выводы и о чём-то можно было бы успеть договориться. Но этого не произошло. И вот прошёл месяц — ничего не меняется. Даже намёка на какое-то изменение нет. Будто никакого круглого стола и не было. А может, действительно его не было? Формально — да, а по существу… какая-то квадратура. 

Да… были греки в античное время. Пытались они решить задачку «квадратуры круга». Несколько веков бились-бились, к ним со временем присоединились и другие выдающиеся математики, но так и не удалось, упрощённо говоря, из круга сделать квадрат или наоборот. 

Ныне словосочетание «квадратура круга» употребляется в значении безнадежного, бессмысленного или тщетного предприятия. Думается, что весьма социально опасно превращать круглый стол в некую квадратуру… в пустую трату времени. Вдруг граждане не захотят его таким образом тратить и начнут иначе разговаривать с теми, кто их выслушивает, но не слышит?

 

Автор: Станислав Шалункин

Оставить комментарий