Главная / Издания / Майское счастье

Майское счастье

Майское счастье
08 июня 2016

Автор: Светлана Микулина

фото автора

МК в Саратове

№24 (981) 08.06.2016

О том, как венская традиция может призвать вести… личный дневник

Собиновского фестиваля, аналогичного нынешнему, двадцать девятому, не припомню. Он особенный — сверкающий, игривый и лёгкий. Лёгкий — подчёркиваю — для зрителей, но не для артистов. Потому что такой жанр, как оперетта, царствующий в афише только что завершившегося праздника музыки, требует от исполнителей умения не только восхитительно вокализировать, петь и танцевать, но и воплощать в себе праздник.

260-летие со дня рождения МОЦАРТА определило тональность фестиваля.

«Дон Жуан» — недавняя премьера саратовской академоперы оказалась принята великолепно. Оркестр (маэстро народный артист России Юрий КОЧНЕВ) играл вдохновенно, солисты (в театре появилось много талантливой молодёжи) артистично дарили зрителям историю одного из главных сердцеедов всех времён и народов. 

До того, как к саратовскому зрителю наведался моцартовский Дон Жуан, меломанов ждала встреча с творчеством гениальных представителей музыкальной Вены — Густавом МАЛЕРОМ, Людвигом ван БЕТХОВЕНОМ и Антоном БРУКНЕРОМ.

Открытие фестиваля украсили солисты театра и Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской консерватории имени Собинова (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Людмила ЛИЦОВА).

Малер произвёл на вашу покорную слугу такое впечатление, что я ежевечерне начала вести что-то вроде личного дневника Собиновского: 

Летали эльфы и сновали гномы,

Бродили в небе чёрные смычки…

Томились альты… скрипки ворожили.

В зелёном мае Малер с Господом на «ты».

Смущалось счастье, 

и смеялась нежность,

Влюблялась в Рок хрустальная мечта,

Иллюзии барашками толпились 

на Божьем пастбище, 

Но вот Она пришла…

Гармония — ребяческая грёза — 

Та, коей в мире нет, а в музыке жива.

Симфония № 4… Малер… Двадцать девятый начала она…

А чтобы моё мнение не показалось вам неоправданно восторженным, послушаем и про первый фестивальный день, и про фестиваль в целом профессионала — заслуженную артистку РФ, первую скрипку оркестра Аллу МАРКИНУ:

— Симфоническая музыка — редкий гость для нашего оркестра, и тем слаще встреча — мы ведь оркестр театра оперы и балета, а значит, преимущественно исполняем произведения, неотрывные от оперных голосов и балетных па. А открытие фестиваля неизменно позволяет  оркестрантам почувствовать себя в качестве единственных исполнителей. В этот день оркестр полноправно царит, но при этом незыблемо помнит про то, что царить не только радостно, но и ответственно.

Малер — небесная музыка. В ней такое множество оттенков, настроений, смыслов, граней… Прочтение столь эмоциональной и глубокой партитуры требует от всех нас абсолютной концентрации.

Теперь, когда фестиваль завершился, хочу сказать, что состоялось множество открытий. Оркестранты, погружённые в партитуру, в постоянный диалог с маэстро, почти ничего не видят из происходящего на сцене. Но слышим-то мы всех! Замечательную профессиональную подготовку продемонстрировал конкурс конкурсов. Все молодые вокалисты, принимавшие участие в двадцать девятом фестивале, конечно, достойны добрых слов, но трио победителей — Анастасия ЩЁГОЛЕВА, Вячеслав ВАСИЛЬЕВ и Герензел МАЦАКОВА — бесспорно, заслужили свои лидерские позиции прекрасными голосами. 

 

Беспечность оперетты и волшебство балета

Оперетты (создатели их — блистательные ШТРАУС, ЛЕГАР, КАЛЬМАН) собирали переаншлаги. Оперетты, как драгоценные бусины, украшали реальность. Когда жизнь за окном далека от спокойности и стабильности, стремление к красоте умножается многократно. И эту жажду гармонии (а что есть красота, как не высшая форма гармонии?) минувший Собиновский утолил сполна. И конечно, полновесно царствовала продиктованная поклоном Амадею венская тема! Даже джаз-квинтет из Франции «Римендо». Две стильные девушки (пианистка и аранжировщик Виржини ПЕЙРАЛЬ) и солистка (Лу ТАВАНО), харизматичные мужчины Сильвэн ДЮБРЕЗ (контрабас), Жюльен АЛУР (труба) и Николя ГРУПП (ударные), интимный полумрак на сцене, обволакивающий голос солистки, переселяющий зрительское воображение в иную, экзотическую жизнь) концертировал на волнах «Венских фантазий». Балет «Большой вальс» (солисты Наталья КОЛОСОВА и Пётр БОЧКОВ) стал романтичным танцевальным поклоном венской традиции. Король вальса Иоганн Штраус создал все мелодии, под которые вдохновенно кружились артисты.

«Жизель» АДАНА (в партии Жизели прима-балерина Большого театра Анна НИКУЛИНА, в партии Мирты солистка Большого Ольга МАРЧЕНКОВА, в партии графа Альберта премьер Большого театра Михаил ЛОБУХИН) заворожила зал. Вот вам рецензия на «Жизель»:

Балет — узор мороза на стекле,

Балет — воспоминание о тайне…

Пуантов оттиск — нет, не на земле,

Над сценой, где клубятся все признанья…

Балет — ты есть лишь то, что в этот миг,

Ты — обмиранье сердца, ливень страсти,

Адана нескончаемый гипноз

Прохладой по спине как символ счастья…

Мистичен ты, как полная луна,

И сладострастен, 

будто скрипка ПАГАНИНИ,

Жизель безумная весь мир свела с ума,

А виллисы со смертью примирили…

Балет, балет, твой белоснежный слог,

Крылатый диалект волнуют души…

Алмазы счастья ты партеру шлёшь,

Опалы рассыпаешь щедро в ложи…

Галёрка стонет в миг, когда Жизель,

Как роза белая, сгибается от боли,

Укор всей прозе — твой волшебный дар

И грация, рождённая слезами.

Было бы несправедливым не сказать о том, что ещё один балет — «Сон в летнюю ночь» (балетмейстер-постановщик лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Кирилл СИМОНОВ), уже с нашими, саратовскими солистами Алексеем МИХЕЕВЫМ в партии Оберона и Юлией ТАНЮХИНОЙ в партии Титании, тоже оказался замечательным вояжем в волшебную сказку. Роскошная музыка МЕНДЕЛЬСОНА, музыка-праздник, обрамляющая мир всевозможных волшебных существ, созданных воображением ШЕКСПИРА, изящные и роскошные костюмы от Стефании фон ГРАУРОГ сделали этот спектакль истинной радостью для театральных  сердец.

 

Рахманинов над сценой воспарил…

Ну а теперь о том, что снова заставило меня взяться за личный дневник. Концерт Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижёр народный артист СССР Владимир ФЕДОСЕЕВ, партия фортепиано — Николай ЛУГАНСКИЙ) и заключительный концерт были по-тря-са-ющи. Концерт, посвящённый четвертьвековому дню рождения «Лукойла» в нашем городе, стал одновременно щедрым подарком и для всего театрального Саратова. «Маленькая ночная серенада» (снова бог Моцарт!), болеро РАВЕЛЯ и — РАХМАНИНОВ!

Рахманинов над сценой воспарил:

Земля и небо поменялись враз местами,

Рахманинов горел и дымкой плыл — 

В другие выси и в другие дали…

Семь нот дарили семицветие миров,

Семь нот как герб 

семипрестолью счастья..

Оркестр, оркестр — 

ты воплощенье чувств,

Спасенье Музой от сердечного ненастья.

 

Запомните это имя!

Заключительный концерт — всегда жемчужина фестиваля, ведь свой талант демонстрируют в этот день и победители конкурса конкурсов, и ведущие солисты театра. Видела множество заключительных концертов, но нынешний оказался истинным балом красоты и одарённости. Все вокалисты выходили на сцену, демонстрируя стиль большой оперы — как во внешнем облике, так и в смысле вокальных данных. Героико-романтический Михаил ЖУРКОВ (баритон, лауреат всероссийских и международных конкурсов), одухотворённая Светлана КУРЫШЕВА (меццо-сопрано, в голосе которой словно живёт виолончель), романтичный Александр БАГМАТ (баритон, заслуженный артист России), брутальный Виктор ГРИГОРЬЕВ (бас, народный артист России), драматичная в партии Аиды Ольга КОЧНЕВА (заслуженная артистка России), Ольга ДЁ (меццо-сопрано, слушать и смотреть на которую одинаковое удовольствие), яркая Татьяна СОБОЛЕВА (заслуженная артистка России), невероятный и не нуждающийся в представлениях народный и всенародный Леонид СМЕТАННИКОВ — все они и многие, многие другие, не менее прекрасные и волнующие, подарили зрителям Собиновского истинный праздник чувств.

Отдельно хочу сказать об оркестре академоперы. Люди, работающие в нём, — огромные трудяги. Это они на протяжении двух недель дарили нам мелодии симфоний, оперетт, балетов. Браво, дамы и господа оркестранты! Браво, маэстро Юрий Кочнев и его молодой, но явно одарённый коллега — лауреат всероссийских конкурсов Алексей РУБИН, работавший у пульта на конкурсе конкурсов.

Но самой прелестной изюминкой финального фестивального дня стало появление на сцене… Впрочем, заглянем лучше в мой читательский дневник:

Был саксофон — почти что как игрушка,

У губ её запел он как живой…

Стипендиатка фонда Спивакова,

Ступив на сцену лёгкою ногой,

Нас осчастливила — и зал открыл объятья…

Лилась мелодия и локоны вились.

Оркестр искрился — восемь лет солистке!

На Собиновском Софье — трижды бис!

Запомните это имя — Софья ТЮРИНА (Балаково). Прелестную маленькую девочку зал вызывал трижды! Она выбегала — милое, непосредственное дитя, как сказала моя подруга, дитя, ещё не научившееся наслаждаться аплодисментами. Взрослые исполнители, наверное, отдали бы за такой триумф душу, а маленькая победительница саксофона радостно приняла в руки сладкий подарок и, тряхнув кудряшками, умчалась за кулисы.

Четырнадцать фестивальных дней стали подарком для всех саратовских меломанов. Во время антракта увидела многих блестящих представителей саратовской культуры, науки, образования. И все они выглядели безоговорочно счастливыми, словно озарёнными музыкой.

В день закрытия фестиваля элегантный директор театра Ренат МУХАМЕДЬЯРОВ проникновенно поблагодарил со сцены за поддержку и внимание к фестивалю и областную власть, и генерального спонсора Собиновского праздника музыки группу компаний «Рубеж», и СМИ («МК» в Саратове» имеет честь быть одним из пресс-спонсоров фестиваля), и, конечно, его величество зрителя за интерес к фестивалю, за поддержку фестиваля. Зал ответил рукоплесканиями. Что в переводе с языка театральной галантности значит: любовь всегда взаимна. Фестиваль вот уже на протяжении двадцати девяти лет собирает друзей. И — не сомневаюсь — традиция эта будет лишь крепнуть.

Справедливости ради надо сказать, что конец мая — начало июня стали некоей кульминацией театрального счастья. Фестиваль театров малых городов России в Вольске, куда отправился целый звёздный десант из знаменитейших артистов (достаточно назвать одно имя, чтобы стал виден масштаб этого фестиваля, — народный артист России Евгений МИРОНОВ), фестиваль, вдохновивший и обрадовавший людей, открытие памятника Олегу ЯНКОВСКОМУ (работы скульптора Андрея ЩЕРБАКОВА) рядом с академдрамой — всё это тоже стало культовыми майскими событиями.

Около двух академических театров нас встречают теперь памятники двум великим Олегам: одному — по счастью — здравствующему (Олег ТАБАКОВ, прибывший на открытие памятника Янковскому), другому — безвременно почившему и бессмертному одновременно.

Нет, что ни говорите, а май — время счастья. Время музыки и время открытий — новых имён, новых памятников, новых ощущений в себе.

Автор: Светлана Микулина

Оставить комментарий