Главная / Издания / Ужасы по летнему времени

Ужасы по летнему времени

Ужасы  по летнему времени
06 июля 2016

Автор: Станислав Орленко

фото из соцсетей

МК в Саратове

№28 (985) 06.07.2016

Прошедший июнь отмечен целой серией кровавых историй.

Понятие «сезонная преступность» обычно связано с погодой. Из года в год мы узнаём, что если зимой преступники охотятся за меховыми шапками и — реже — за «крутыми» шубами и дублёнками, то летом у них другой профиль. Это, конечно же, уличные грабежи со срыванием золотых цепочек, похищения машин, которые в тёплую погоду заводятся гораздо легче, чем в холодную, ну и по традиции квартирные кражи, связанные с тем, что люди разъезжаются из своих жилищ на дачи и курорты. Но в этом году начало лета какое-то особенное — оно запомнилось убийствами и поножовщиной. 

 

Найди свою смерть в сети

Самое громкое из преступлений конца весны — начала лета, конечно же, убийство 28-летней жительницы Энгельса Алины ВЕЙС. Напоминаю, что девушка пропала 31 мая — тогда же появилось сообщение об этом в одном из сообществ социальной сети «ВКонтакте». Символично, что разыскивать пропавшую её друзья стали именно через интернет — как позже выяснится, трагическая история, завершившаяся смертью, тоже началась из переписки в социальных сетях. 

Поиски продолжались почти месяц, лишь 28 июня удалось задержать подозреваемого — он оказался ровесником исчезнувшей. Тогда же обнаружили мёртвое тело Алины. Задержанный рассказал историю, которая даже в наше циничное время поражает своей «обыденной» жестокостью. 

Как уже сказано, всё началось в интернете. Там молодые люди познакомились. Несколько раз они встретились «вживую», но, судя по всему, общего языка не нашли. Парень настаивал на интимной близости, ему хотелось пойти дальше просто встреч. Судя по некоторым его репликам, оброненным во время допросов, он считал, что девушки, которые знакомятся через интернет, отличаются лёгкой доступностью. Но он просчитался. 

Официальный представитель следственного управления Следственного комитета по Саратовской области сообщил, что молодой мужчина не мог найти себя в жизни. Работы у него не было, перебивался случайными заработками, выступая в роли «извозчика». Личная жизнь, судя по всему, тоже не очень-то складывалась. 

Известно, что он хотел пойти служить в армию по контракту. Но и это не удалось — раньше по глупости получил судимость за незаконное хранение оружия и её не успели погасить. Так что путь в ряды защитников Отечества оказался для него закрыт. 

Отказ девушки вступать с виртуальным знакомым в сексуальную связь стал для неё роковым. Мало того, она ещё и пригрозила заявить в полицию, если новый знакомый не прекратит свои домогательства. Поскольку разговор между ними происходил в ночное время и в глухом месте — в гаражном массиве близ Энгельсского мясокомбината, дело приняло страшный оборот. 

Три удара ножом в грудь оборвали жизнь девушки. Дальнейшие действия убийцы выглядели на первый взгляд странными. Он снял с покойной — смерть наступила мгновенно — всю одежду и золотые украшения, видимо собираясь тем самым направить правоохранителей по ложному следу. Одежду потом выбросил, украшения и мобильный телефон продал. Тело тщательно замаскировал в кустах, поэтому поиски так долго не давали результата.

Следствие не исключает и того, что перед убийством всё же было совершено изнасилование или, по крайней мере, попытка совершить такое. Неудачливый кавалер хотел получить от знакомой по интернету максимум удовольствия. 

Скорее всего, учитывая уже полученное признание и большой резонанс вокруг преступления, ход следствия будет успешным, убийца вскоре своё получит. 

Но мне в этой истории почему-то самым примечательным показалось то, что преступник и жертва познакомились в компьютерной сети. Такие знакомства в наше время не только никого не удивляют, но, наоборот, становятся привычными и даже свидетельствуют о некой «продвинутости» пользователей компьютеров: умеют производить впечатление на виртуальном уровне, демонстрируют хорошую способность к общению. Как тут не вспомнить, что трагедия с убийством семилетнего мальчика Саши РОДИНА, потрясшая всю Россию, тоже началась со… знакомства в интернете. Его мама искала там спутника жизни и нашла будущего убийцу своего сына. Она даже из Ростова в Саратов переехала, настолько симпатичным ей показался новый знакомый. Что из этого вышло, теперь знает вся страна. 

И вот ещё одно убийство с интернет-пропиской. Случайно ли это? Да вряд ли. Чересчур лёгкий способ знакомства, похоже, не располагает к ответственным отношениям. Всё равно, когда контакты из «ВКонтакте», «Одноклассников» и прочих соцсетей переходят на реальный уровень, ощущение неестественности происходящего, видимо, сохраняется. И получается, что убить новых знакомых по соцсетям так же просто, как своего партнёра по виртуальной игре. 

 

Заигрался до разбоя

Кстати, об этих самых играх. Буквально за несколько дней до того, как был обнаружен труп Алины Вейс, в начале 20 чисел июня, пресс-служба прокуратуры области сообщила, что оставлен без изменения приговор 29-летнему саратовцу Андрею ШУТОВУ, которого в криминальных сводках окрестили «геймером». 

Двумя месяцами раньше «геймера» приговорили к солидному сроку лишения свободы — 14 лет, да ещё в исправительной колонии строгого режима. Что он совершил? Доигрался до тяжкого преступления. 

В судебном заседании Шутов рассказал, что одну из тёмных ночей минувшей осени с 13 на 14 ноября 2015 г. он полностью посвятил своему любимому занятию — компьютерным играм. Азарт игрока обильно подогревался употребляемым алкоголем. О том, что произошло дальше, прокуратура сообщает так:

— По собственному признанию подсудимого, он буквально жил в компьютерных играх, посвящая им всё свободное время, и под их влиянием у него часто возникало желание применить нож в отношении живого человека. Утром 14 ноября его из-за хороших результатов в игре исключили соперники. Это его сильно разозлило, и он решился реализовать своё давнее желание ударить ножом человека. 

Вот так — обиделся на виртуальных партнёров и пошёл опробовать нож на живом человеке. Первой, кто ему встретилась тем ноябрьским утром на проспекте Строителей в Ленинском районе Саратова, была незнакомая 53-летняя женщина. Шутов бросился на неё сзади, обхватил рукой, зажал рот и девять раз ударил кухонным ножом в живот и в грудь. Женщина упала, истекая кровью, и потеряла сознание. Ей повезло, случайные прохожие увидели раненую и вызвали «скорую помощь». Только поэтому жертва осталась в живых. 

Добыча «геймера» оказалась не слишком богатой — забрал сумку раненой, в которой были личные вещи и кошелёк с суммой чуть больше четырёх с половиной тысяч рублей. Задержали его быстро — компьютерные игры, хотя и пробуждают в человеке агрессивные позывы, но не обучают укрываться от полицейских и следователей. В суде он всё чистосердечно рассказал, добавил, что «убивать не хотел», и искренне удивился, услышав свой приговор: за игры с ножом такой большой срок? Решил его обжаловать, но безрезультатно.

Парень настолько заигрался, что теперь рискует провести за колючей проволокой лучшие годы своей жизни, которые могли бы стать для него плодотворными и полезными. Компьютерные баталии не только заменили ему реальность, но и начали в эту реальность вмешиваться, заставив совершить преступ­ление. Причём сам он, находясь под виртуальным гипнозом, не заметил, как превратился в человека, опасного для окружающих уже не в виртуальном, а в прямом смысле. 

 

Спасите детей от компьютера!

В связи с этим можно вспомнить, что в феврале нынешнего года детский омбудсмен (или точнее — омбудсвумен) нашего региона напрямую связала рост детской и подростковой преступности с увлечением юного поколения компьютерными играми, провоцирующими насилие. Она отметила, что всё чаще преступления совершаются детьми из благополучных семейств. У них нет необходимости воровать от голода хлеб или отбирать у ровесников дорогие вещи и игрушки, которые бедные родители купить не в состоянии. Но они заражены виртуальным вирусом насилия и готовы его применять сначала в компьютерной игре, а затем в жизни, или наоборот. Тогда же чиновница, защищающая детские права, предложила ввести уголовную ответственность за распространение сцен насилия с несовершеннолетними, административную ответственность за формальное отношение к случаям насилия. Её привело в ужас огромное количество страниц в соцсетях, пропагандирующих подвиги насильников и хулиганов, распущенность и нетрадиционные сексуальные отношения (которые, кажется, вытесняют традиционные, если не в повседневной жизни, то в интернете точно).

Ещё несколько лет назад в одной из дискуссий о причинах подростковой преступности было сказано следующее: «Сутками сидя перед компьютерными экранами, дети привыкают думать, что жизнь — игра. И эта игра их засасывает. Они становятся зависимыми от тех образов и фигур, которые видят в играх. А там чаще всего возникают картины роскоши, а также вседозволенности. Убийства и увечья перестают быть чем-то пугающим и превращаются в непременные атрибуты виртуальной реальности, переносясь затем в реальность жизненную». 

Эту мысль высказал глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ протоиерей СМИРНОВ. И добавил, что будь на то его и Божья воля, он бы вовсе запретил залезать в интернет и играть в компьютерные игры до 21 года, пока психика не окрепнет. По мнению священника, компьютерные игры, современная эстрада и «вся мерзость, которая существует в нашем обществе», толкают детей на страшные преступления и приведут к тому, что «через полвека всё, что мы сейчас строим, начиная от космических кораблей и кончая атомными подводными лодками, никому не понадобится, некому будет всё это обслуживать — не будет народишка». 

Разумеется, это говорится далеко не в первый раз, тем не менее сколько-нибудь действенного контроля за интернет-пространством до сих пор не существует, за исключением блокировки откровенно нацистских и экстремистских сайтов. Но для продвинутых хакеров такая блокировка вряд ли представляет серьёзную угрозу. А тем временем, пока ведутся споры, что делать с зависимостью от компьютерных игр и вообще от виртуального мира, этот мир всё больше завоёвывает  окружающее нас жизненное пространство. В нём люди знакомятся, признаются в любви, ссорятся, разводятся и убивают друг друга. Это стало доступнее и комфортнее, чем жить реальной жизнью. И рост количества преступлений, на которых стоит печать Всемирной сети, печальное тому подтверждение.

Кстати, летом дети проводят в сети гораздо больше времени, чем в остальные сезоны года — каникулы ведь. А лучшего отдыха, чем в интернете, многие себе уже и не представляют.

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий