Главная / Издания / Попса и пропаганда

Попса и пропаганда

Попса и пропаганда
25 июля 2016

Дмитрий Митрошин

Фото: mp3okno.net

Saratovnews

Музыка, которую ты слушаешь, как и телепередачи, которые смотришь, книги, которые читаешь, могут рассказать о тебе больше, чем самое долгое собеседование.

Есть, например, у меня приятель, который с утра до вечера смотрит Киселева и Толстого, а потом страшно ругается на Фейсбуке, обзывая обоих теми словами, которые они несомненно заслуживают. Но никто почему-то не скажет приятелю (и я стесняюсь): выключи эту гадость, почитай хорошую книжку, всяко полезнее. Те, для кого работает эта парочка, сами хотят быть обмануты. Они подсажены на пропаганду, как наркоман на героин. Это все люди с низкой самооценкой, им постоянно нужны доказательства, что они живут в лучшей стране. И что где-то есть нечисть, которая мечтает нас завоевать.

А кто-то слушает и смотрит с целью пощекотать себе нервы. Так увлекает порой примитивный сериал. Зацепляешься за него краем глаза и оторваться не можешь. Умный вроде человек, Глинку слушает, Джойса читает, а вперится в экран и не отгонишь. Глупейший сценарий, безобразно играющие актеры, о появлении негодяя предупреждают тревожные скрипы. И ведь кто-то смотрит эту пургу, смеется интеллектуал. И продолжает заниматься культурным мазохизмом.

Для чего это нужно? Наверное, для контраста. Порой необходимо приехать из деревни в большой загаженный город, чтобы осознать, что чистый воздух и прозрачная вода в реке тоже чего-то стоят. Так между разными блюдами истинные гурманы делают глоток воды – чтобы освежить вкусовые рецепторы для пущего восприятия.

Возможно, кто-то изучает пропагандистов профессионально. Интересно же взглянуть, что новенького в черном пиаре. А там все старое. Пропагандистские приемы идентичны сериальным. Сюжеты должны не просто подводить, а подталкивать зрителя к однозначным выводам. Ведущий вещает как мессия и судия в одном флаконе. С широко растопыренными пальцами. Жлобская манера перебивать говорящего приветствуется аплодисментами дрессированной аудитории.

Но самое главное – дурной запах от всего этого устраняется простым нажатием красной кнопки на пульте дистанционника. Если пропаганда прекращается с выкручиванием пробок на щитке, то это уже на любителя. И не надо про государственную политику отупления. Если это можно не смотреть и не слушать, то это не к государству. К государству – это когда ты сидишь, внимаешь замполиту, вещающему о международной обстановке, и даже пошевелиться нельзя. Иначе – два наряда вне очереди. Было у меня такое в армии.

В деревне один-два канала, и люди вынуждены смотреть это? Чепуха. Вы давно не были в деревне. У многих стоят спутниковые тарелки, выбор каналов велик, так что не беспокойтесь о нравственном здоровье жителей российской глубинки. Беспокойтесь, когда стремление каждый вечер лицезреть эти кислые физиономии становится всепоглощающим.

... Дочь сидит на кухне и крутит ручку настройки нехитрого радиоприемника. Отучили принимать пищу под телевизор, теперь она хлебает суп под музыку. Периодически в квартире раздаются вопли – «Сделай потише!» или «Выключи эту гадость!» Это жена кричит. Или я. Потому что из радиоприемника доносится – «Раздевайся и ложись, раз пришел!», «Ой, милый, ты попал не туда!», «Это хит на, И он звучит на!» Как ни крути ручку, уйти от этих стонов почти невозможно.

Если кто не понял, это самые популярные на сегодня мегахиты. И вот с этим гораздо сложнее. Эти звуки я не могу полностью исключить из своей жизни. Потому что не я их в свою жизнь впускаю, а дочь обидится, если я выброшу приемник на помойку. И не приемник же виноват в том, что по нему гоняют! Приходится разглагольствовать и наставлять. Сводить все к Фрейду. Ну а к кому еще?

Жена как-то поинтересовалась причинами популярности уркаганского шансона у водителей маршруток. Вывел формулу о связи хриплого голоса и завываний о побеге с

предположительно сильным мужским началом и повышенным содержанием тестостерона. Что в свою очередь свидетельствует о способности к производству здорового потомства и его защите. Ставя такую музыку в маршрутке, водитель рекламирует самого себя. Нравится такая музыка, значит, и сам такой. Не сидевший, но с тестотероном. Настоящий мужик, способный на поступок, а не какая-нибудь размазня с Вивальди.

Дочери я пока не могу рассказать, почему попса ударилась в притимив. И для чего попса вообще существует. Песня, заставляющая задуматься, отвлекает от процесса. Потому современная попсовая композиция задает ритм, обходясь всхлипами, которые в процессе как раз и используются. По большому счету это не музыка, а призывные возгласы. Не слушают попсу люди, которых процесс уже не интересует. Либо те, кто подходит к процессу творчески.

Средний уровень образованности человечества за несколько веков не сильно изменился. Что сто лет назад среднестатистический человек не мог не то что собрать, а даже объяснить принцип действия обычного проводного телефона, так и сегодня не может. С детства мы учимся пользоваться благами цивилизации, совершенно не задумываясь о том, как они появились на свет. Давно ли перестали рвать кусок мяса руками и зубами? А вот поди ж ты – планшеты в каждом доме.

Как бы то ни было наука двигается только вперед, в XXI веке невозможно заново изобрести пробирку или микроскоп. А вот в музыке легко вернуться в каменный век и снова начать скакать с бубном у костра. Ученые-изобретатели делают нашу жизнь комфортнее, задача попсы – завладеть вниманием и обозначить свою доминанту. Поэтому у какого-нибудь Тимати поклонниц больше, чем было у Ньютона, Менделеева и Нильса Бора вместе взятых.

Времена и нравы, естественно, меняются. Про Моцарта тоже говорили – попса. Наверное, и Баху доставалось от современников. «Ландыши» в исполнении Гелены Великановой одно время считались образчиком пошлости. Но даже не сомневайтесь, этот чувак Вольфганг тоже писал музыку, чтобы кадрить девчонок. Просто тогда времена были пуританские. Декольте можно, но петь про сиськи – удел балаганного шкодника.

Бикини и мода загорать без верха лишили желания сочинять стихи в честь прекрасной дамы. Открылись женщины взору мужчин, упростились и способы выражения чувств. Лайкнул и автоматически пополнил ряды фанатов. Лайкнул с выдумкой – выдвинулся в первые ряды. При этом мир по-прежнему гораздо сложнее, чем его представляют Киселев, очередной мексиканский сериал и заводной исполнитель междометий. А общее у них – стремление поиметь аудиторию в той или иной форме.

Конечно, пошлость существовала во все времена. В сумраке знать делала то же, что и чернь, но выражала свои чувства иначе. Серенады пели. Мадригалы писали. Чернь обходилась скабрезными песенками. Но настоящий век черни наступил только теперь. Бысстыдству пропаганды еще есть куда расти, а вот за попсу не скажу. По-моему уже край. Как с этим бороться, каждый решает для себя сам.

Может, кстати, и выкину приемник. Стоит копейки, а жизнь реально отравляет.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий