Главная / Издания / Июльский рок августейшей семьи

Июльский рок августейшей семьи

Июльский рок августейшей семьи
27 июля 2016

Автор: Антон Краснов

фото ru.wikipedia.org

МК в Саратове

№31 (988) 27.07.2016

Взлёт и гибель 300-летнего дома РОМАНОВЫХ связаны именно со вторым месяцем лета.

Бывает так: человек успешен, обладает крепким здоровьем и большим доверием окружающих, его перспективы в жизни несомненны, резервы велики, он уверенно выбирает свой путь. И бывает другое: человек неказист и слаб, он сомневается, он ропщет и боится, но вот всё разительно меняется — «…так будут последние первыми, и первые последними». 

22 июля исполнилось 420 лет со дня рождения первого правителя из династии РОМАНОВЫХ — царя Михаила Фёдоровича. И мало можно найти в отечественной и даже мировой истории правителей, чей приход к власти сопровождался столь же плачевным положением дел в государстве. 

Россия только что пережила чудовищную Смуту, чудом избегнув исчезновения с лица земли; многие города были сожжены дотла, Москва лежала в развалинах, страна обезлюдела, потеряв, по различным данным, до половины (!) своего населения. Люди «измалодушествовались»: царили крайняя нищета и крайнее же отвращение ко всякому труду, каждый думал только о себе, о своём праве жить и возможности выжить, по стране рыскали чудовищнейшие шайки разбойников, представлявшие собой самое пёстрое сборище отбросов общества. Страна стала гуляйполем: по её просторам в направлении Москвы рыскали польские гиены во главе с претендентом на русский престол королевичем ВЛАДИСЛАВОМ и запорожские стервятники, предводительствуемые гетманом Петром САГАЙДАЧНЫМ, редкой доброты человеком, разоряющим всё на своём пути. А ещё шведы, а ещё есть крымский хан… И это уже после выдворения интервентов из Кремля МИНИНЫМ и ПОЖАРСКИМ! Полный паралич власти… И вот в таких-то жутких условиях приходит к власти государь юный, неопытный, отнюдь не выдающийся, в июле 1613-го он венчается на царство в Кремле — и всё постепенно меняется: был установлен Столбовский мир — тяжёлый, но какой-никакой — с хищной Польшей, наполняется казна, формируется правильная система госуправления через институт приказов, восстанавливаются нормальное хозяйство и торговля, поднимается промышленность. Воцаряется прочная централизованная власть на местах.  

А вот другой год, три века спустя: «Это был 1913-й. Блестящий, пышный год…» — пишет Михаил БУЛГАКОВ, гостивший в Саратове в год 300-летнего юбилея правления Романовых. Страна на взлёте; бурно разогретая экономика прогрессирует и наращивает обороты, армия и флот, эти «два единственных друга» Российской империи, казалось бы, несокрушимы; власть и авторитет Николая РОМАНОВА стоят высоко и прочно. Но вот 28 июля 1914-го — начинается Первая мировая, война роковая, принятая российским обществом с неслыханным подъёмом патриотизма и стремлением как можно скорее разгромить «проклятых немцев и австрияков». Что было дальше, хорошо известно: военные неудачи, активнейшая деятельность революционеров и растущее недовольство в стране аннигилируют и сожрут и экономическую мощь империи, и авторитет императора — а чуть позже и его самого. 

«И это пройдёт», как сказал один ветхозаветный монарх, тоже недурно разбиравшийся в политических убийствах. 

 

Первые… 

Но сначала — всё-таки об основателе династии Романовых. Его отец — родовитый боярин Фёдор РОМАНОВ, впоследствии патриарх Филарет, мать — Ксения ШЕСТОВА, впоследствии инокиня МАРФА. Михаил Романов родился в Москве 22 (12) июля 1596 г., во время событий Смутного времени скрывался в костромском Ипатьевском монастыре — сюда к нему и приехали, чтобы сообщить о решении Земского собора об избрании его царем Российского государства. 

Как утверждают историки, включая Николая КОСТОМАРОВА, царь Михаил не относился к числу сильных и независимых правителей. Он был человеком не злым, спокойным, не без чудачеств: на дипломатических приёмах любил слушать тиканье часов, сработанных ему английскими мастерами — так царь успокаивал нервы. «Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарён блестящими способностями, но не лишён ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать», — пишет Костомаров. Понятно, что такому человеку нужны были сильные помощники-соправители — и они нашлись (родственники матери царя САЛТЫКОВЫ, патриарх Филарет, а затем на двадцать лет правительство М. Ф. возглавил его двоюродный брат князь Иван ЧЕРКАССКИЙ). С большой выгодой для себя, но и с общей пользой для ситуации в стране новые элиты вытягивали страну, зависшую над пропастью. А легитимной их работу делала фигура законно избранного молодого царя… 

А простые люди относились к новому монарху с симпатией. Наверное, все были сыты правлением фигур крупных, сильных, пассионарных — речь и о мрачном больном гении Ивана ГРОЗНОГО, и о противоречивом правлении Бориса ГОДУНОВА, а всё это люди чрезвычайно умные и одарённые, с хребтом и характером! — но ведь это они взлелеяли грядущую Смуту и почти состоявшуюся биологическую смерть государства. При «тихом» же Михаиле страна выкарабкалась. Россия пришла в себя, приобрела стабильность; развивались ремёсла, множились заводы и промыслы, продолжилось освоение Сибири, укреплялись и населялись поволжские земли. Были основаны Братский острог (трамплин к освоению Забайкалья), Енисейск (будущий административный и экономический центр Восточной Сибири, откуда русские землепроходцы выдвигались на юг и восток), Красноярск, Якутск (Ленский острог), в европейской части страны — Тамбов. К правлению М. Ф. относится и вторичная закладка Саратова: поселение, в то время являвшееся скорее стрелецким фортификационным опорным пунктом, сторожевым острогом, нежели городом, в 1613-1614-м сгорел и был построен заново в 1617-м.  

А Михаил Фёдорович Романов, монарх негромкий, основ не сотрясающий, но успешно закрепившийся в статусе основателя новой династии и иного, после невесёлого конца Рюриковичей вновь выстроенного государства, умер 49 лет от роду, тёплым летним, конечно же, июльским днём 23 (13) июля 1645 г. 

 

…и последние

Николай Александрович Романов пришёл к власти в принципиально иных условиях. Его коронация состоялась через 300 лет после рождения основателя династии, Михаила Фёдоровича — 26 мая 1896 г. Как известно, после смерти отца, Александра ТРЕТЬЕГО, ему досталась страна, прочно стоящая на ногах, финансово устойчивая, переживающая промышленный и транспортный бум, раскинувшаяся от Финляндии до Манчжурии. Проблемы существовали, и проблемы крупные (одна крепнущая зависимость от иностранного капитала чего стоит), но кто же мог предположить, что через два десятилетия противоречивого, а в конечном итоге ужасающе несчастливого правления Николая колосс рухнет, а сам царь разделит кровавую судьбу Людовика ПЯТНАДЦАТОГО и Карла ПЕРВОГО?..

Да никто. Ну разве что Константин БАЛЬМОНТ, который раздражённо и зло написал о Ходынской трагедии, имевшей место при коронации последнего императора: «Кто начал царствовать — Ходынкой, // Тот кончит — встав на эшафот». И то он едва ли предполагал, что его злые, язвительные строки ТАК попадут в цель. 

…В 1913-м в Саратове пышно отмечали 300-летие дома Романовых. У памятника Александру II (ныне на этом месте — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ) стояли часовые времён царствования Михаила Фёдоровича и петровские стрельцы. Со стороны Александро-Невского кафедрального собора нёсся величавый колокольный звон. Крепкий, цветущий купеческий город готовился к государственному празднику. Летом в ходе путешествия по Волге наш город посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра ВТОРОГО) и Мария Павловна, президент императорской Академии художеств, женщина очень яркая и, по отзывам «Саратовского листка», произведшая сильное впечатление на местное общество. 

А потом всё переменилось. 

…О причинах падения династии Романовых написаны десятки тысяч томов. Вспомним, что с самого начала новый государь действовал весьма самонадеянно: дальневосточная политика, которую он объявил главным внешним вопросом своего правления, была весьма агрессивной. Более того, нацеленной на экспансию в целом и фактическое присоединение новых земель (незамерзающих портов Порт-Артур и Дальний на полуострове Квантун) — в частности. Это спровоцировало русско-японскую войну, это повлекло за собой бестолковые действия российского командования в данном конфликте и поздравительные телеграммы японскому императору от злорадно-либеральной российской интеллигенции. Первую русскую революцию. Реформы и созыв Думы. СТОЛЫПИНА, ровно 110 лет назад, в 1906-м, ушедшего с поста саратовского губернатора на пост премьер-министра и главы МВД. Да всё известно. Самонадеянность, «головокружение от успехов» (пользуясь словами ещё одного крупного политика), негибкость и иерархичность сословной системы, а потом, когда изменения в стране приобрели знаменитый российский, для всех эпох характерный ритм «жареного петуха», — нерешительность. Распутинщина, раздрай во всех слоях общества и этажах власти, растерянность, капитуляция главным образом перед внутренним врагом — всеми этими российскими либеральными интеллектуалами, которые за несколько месяцев 1917-го (включая июль, пик популярности Временного правительства — «Керенский на белом коне»!) раздербанили страну и ввергли её в новую, ещё более страшную для нас, ныне живущих, Смуту. 

Вал анархии и хаоса остановили большевики, заплатив цену страшную и лютую: «Оглянешься — а вокруг враги;// Руки протянешь — и нет друзей;// Но если он скажет: «Солги», — солги. // Но если он скажет: «Убей», — убей», — с беспощадной откровенностью схватив суть нового времени, писал о «веке-чекисте» Эдуард БАГРИЦКИЙ. 

Экс-императора Николая и его семью убили в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая ИПАТЬЕВА. «Ипатьевский дом»… Вспомним, что в Смуту основатель династии прятался в Ипатьевском монастыре… Вспомним и то, что формально последним представителем дома Романовых на троне был не Николай Второй, а его брат Михаил Александрович, в чью пользу было отречение — он «процарствовал» меньше суток. Таковы Романовы: начали с Михаила и Михаилом закончили.

P. S. Интересная и жутковатая ирония времени в контексте темы: июль, месяц, названный именем Юлия ЦЕЗАРЯ, обстоятельства гибели которого хорошо известны, — роковая пора не только для царей, но и для заговорщиков и цареубийц, реальных и потенциальных. Так, 28 июля 1794 г. был казнён великий «Неподкупный» — глава якобинцев Максимильен РОБЕСПЬЕР, павший в результате термидорианского переворота. А 25 июля 1826 г, ровно 190 лет назад, по приговору суда расстались с жизнью пятеро руководителей декабристского восстания — ПЕСТЕЛЬ, Кондратий РЫЛЕЕВ и прочие товарищи, нарушившие присягу и дававшие личное согласие на цареубийство (а между тем поэт-декабрист Рылеев, как мы помним ещё из школьной программы, — автор хрестоматийного стихотворения «Иван Сусанин», где простой крестьянин, ставший впоследствии национальным героем, заводит в лесную чащу отряд польских убийц и спасает юного царя Михаила. — Авт.) История вообще дама саркастичная, мстительная и коварная. Хотя вот убийце августейшей семьи Романовых Якову ЮРОВСКОМУ хоть чуть-чуть, но удалось выскользнуть из шершавых лап рокового июля: он умер 2 августа 1938-го. Своей смертью. 

«Так будут последние первыми, и первые последними».

 

Автор: Антон Краснов

Оставить комментарий