Да ладно, не расстраивайтесь так. Ну не поедут российские легкоатлеты на олимпиаду, не станет Исинбаева трехкратной чемпионкой, жизнь на этом не заканчивается. Есть еще прекрасные женщины, интересные книги, которые хочется прочесть, дача, где созревают кабачки, шахматы, в конце концов!
О чистоте современного спорта говорить можно весьма условно. Что первым делом кричат спортсмены, уличенные в применении допинга? «Я полностью доверял своему доктору, который давал мне витамины, а он подвел». Говорят еще о специфических спортивных коктейлях, переливаниях крови, стремительной сгонке веса. При этом спортсмены часто болеют, но лечение любого насморка всегда почему-то связано с инъекциями.
Спорт нужен человеку для здоровья. А для здоровья не нужно бежать марафон. Первый, кто это сделал, скончался на месте, если помните. Чтобы этого не произошло, нужно готовиться особым образом и чем-то подстегивать себя изнутри.
Спорт высших достижений – это всегда на грани человеческих возможностей. Отсюда необходимость принимать массу химических препаратов. Что из принимаемого является допингом, а что – нет, за этим следят команды медиков. И работают они, естественно, на вход и на выход. То есть люди знают, что дают спортсменам, чтоб у тех росли результаты, и не остановилось сердце. И знают, как побыстрее вывести из организма эту дрянь, чтоб не заловили не допинге.
Причем наука «Как скрыть прием препарата» всегда на шаг впереди науки «Как выявить запрещенное». Поэтому, когда спустя годы у антидопинговых агентств появляются новые технологии опознания запрещенных веществ и перепроверяют образцы крови и мочи олимпийских чемпионов прежних лет, выясняется, что победы их были не честны, а слезы на пьедестале – фальшивы. Нельзя сказать, что случаев таких много, но они не единичны. А если перепроверят через десять лет, через двадцать? Олимпийские игры не обесценятся, как соревнование?
Тут нужно как в футболе. Ошибся судья, не заметил, что гол был забит не по правилам, но изменить уже ничего нельзя. Сжульничал Марадона, когда англичанам рукой забивал? Конечно. Но гол засчитали, и аргентинцы прошли дальше. Теперь это легенда. Так и с допингом надо. Спустя десять лет объявить, что такой-то стал чемпионом, объевшись озверина. И тот, стыдливо улыбаясь, будет рассказывать на ток-шоу, как бог помог ему обвести всех вокруг пальца. По крайней мере, во вручении золотой медали ставшему вторым спустя годы нет никакого смысла. Получить награду в кабинете, а не на переполненном стадионе – две большие разницы. Спорт – это эмоции, а они были тогда.
И потом надо еще и этого хлыща проверить. А то ведь так и будут передавать награду и дойдут до какого-нибудь 25-го, который в тот день забыл принять допинг. Потому что с похмелья был.
Когда женщина хочет оскорбить мужчину-болельщика, она заявляет, что только идиот может смотреть на то, как 22 бугая бегают за мячом. И ведь действительно, вряд ли футбол помогает человечеству самосовершенствоваться.
Про олимпийские игры тоже можно сказать обидно. Ну вот какая вам разница, кто дальше метнет длинную палку или пройдет быстрее всех, смешно виляя задом? Что это за неандертальский патриотизм – гордиться тем, что в нашем племени живет человек, который ловчее других швыряет чугунный шарик?
А можно и шире взять. Мол, три недели идет настоящая рубка, даже люди далекие от спорта изучают таблицу с медальным зачетом. А потом двадцать лет ведется пересчет. Но ведь так и есть. Вчерашние уверенные в себе чемпионы вдруг начинают лепетать, что никогда запретных плодов не вкушали, а в тот раз обострилась астма…
Неприятна сама мысль, что соревнования сегодня проходят не на стадионе, а в лабораториях. И тот, кто громче всех кричит «Допинг!», не столько чист, сколько мастерски умеет скрывать следы бодрящей субстанции.
Организмы у всех разные, потому и коктейли у каждого свои. Они подбираются так же индивидуально, как лыжи и палки для биатлониста или коньки для конькобежца. Поверьте, в мире нет спортсменов-участников олимпийских игр, которые на тренировках и соревнованиях пили бы только воду. Хотя обычному человеку ничего кроме воды не нужно.
Есть таблица, в которой видно, что в процентном отношении (количество пойманных на допинге к общему количеству проверенных) Россия находится только на 19-м месте в мире. Победили в общем зачете, кажется, иранцы, у которых традиционно сильны позиции в борьбе и тяжелой атлетике. Но стали федерации по отдельным видам спорта выгребать по требованию МОК всех наших спортсменов, ранее имевших проблемы с допингом, и выгребли целую авоську. Представители команды гребцов так и сказали – выбили всех лидеров. Как кегли. Сказали с возмущением. Но разве это не скандал, когда реальные претенденты на медали – только те, кто когда-то был пойман на нечистой игре?
Не одна Россия больна допингом. Просто уровень жизни в нашей стране, мягко говоря, не высок, а олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, этапы кубков мира – коммерческие соревнования, за победу на которых платят приличные деньги. Например, за победу на олимпиаде в Рио россияне получат по 4 миллиона рублей. За второе место причитается награда в 2,5 миллиона рублей. Бронзовые медалисты станут богаче на 1,7 миллиона рублей.
Спортивная жизнь коротка, стремление обеспечить безбедную старость понятно. Это почти как в Госдуму избраться. Потому и все средства хороши, включая подтасовки и обман. Просто в спорте судьи не наши, потому и столько шума. А подними сейчас протоколы с избирательных участков по выборам прежних лет, тоже много интересного обнаружится. Но кто ж это делать будет?
Все вокруг говорят, что спорт должен быть вне политики, но олимпийские игры давно стали инструментом этой самой политики. Собственно без политики, без противостояния различных систем спорт не так интересен. Поэтому все помнят серию игр советской команды с НХЛ-овскими звездами 1972 года, а кто играл в полуфинале олимпиады, скажем, 2006 года?
Да и в Рио будет много политики, что, кстати, на руку нашим спортсменам. В случае победы скажут – «мы им доказали!», в случае поражения – «как можно было готовиться в таких условиях!»
Времена романтизма, когда главным было участие, остались позади. Сегодня важны медали и место в общей таблице. И если ради того, чтобы помочь своей стране продвинуться в этой таблице, нужно съесть допинг, то да – я верю, что такой подход мог у нас иметь место на государственном уровне. Потому что победы укрепляют патриотические чувства и позволяют действующей власти оставаться у власти.
Олимпийские игры и другие крупные соревнования стали временем определения эффективности чиновников от спорта. Не радость, а тяжелейшее испытание. Не удовольствие, а страшный гнет ответственности за результат. Олимпиада подходит, как время сложной операции на внутренних органах без гарантии благополучного исхода. Отсюда и разные нехорошие мысли. Но не привыкли побеждать честно, не привыкли и бороться за тех, кто побеждает честно. Потому плачет Исинбаева и что-то бормочет Мутко.
Дмитрий Митрошин