Главная / Издания / Любимая работа Владимира ПОПКОВА

Любимая работа Владимира ПОПКОВА

Любимая работа Владимира ПОПКОВА
03 августа 2016

Автор: Антон Краснов

фото СГМУ

МК в Саратове

№32 (989) 03.08.2016

Ректор СГМУ - о медицинском образовании, общественном тонусе и о мечтах.

Медицина, здравоохранение и образование — именно те сферы, которые напрямую затрагивают и волнуют каждого гражданина. Так случилось, что собеседник «МК» в Саратове» имеет отношение к каждой из перечисленных отраслей, более того — он в определённой степени формирует повестку дня и определяет спектр задач в сфере здравоохранения и медицинского образования. Прямо сейчас идёт приём студентов в вузы, и конечно, традиционно высок спрос именно на медицинские специальности. Ректор Саратовского государственного медицинского университета имени 

В. И. Разумовского Владимир ПОПКОВ рассказал нашему изданию о том, чем живёт родная ему отрасль, какова специфика идущих в ней процессов преобразования, как исполняются майские указы Президента РФ. 

И о том, о чём мечтает сам Владимир Михайлович. 

 

О высшей школе и кадрах

— Только что в СГМУ окончилась кампания по приёму заявлений на зачисление. Для вас как для ректора — это каждый раз событие. Владимир Михайлович, расскажите, как изменился, по вашим наблюдениям, за последние годы интерес молодёжи к медицинским специальностям? И главное — с каким настроением и какими ценностными ориентирами молодые люди, что называется, идут в профессию? 

— Да, сегодня в вузах горячая пора, в том числе и в нашем. Да, были мысли о том, сохранится ли тенденция, которая прослеживается в течение всех последних лет — тенденция, иллюстрирующая привлекательность нашей профессии. Нынешний год подтвердил высокую приверженность абитуриентов нашей специальности. Конкурс на все факультеты в нашем вузе весьма высок. Сохраняется востребованность бюджетной и внебюджетной форм обучения. У молодёжи есть потребность в том, чтобы приобрести высокую квалификацию по оказанию помощи нашим гражданам, и это отрадно. 

— Даже крупные клиники испытывают потребность в квалифицированных медицинских кадрах, что уж говорить о медицинских учреждениях на периферии. Вам много и подробно приходилось заниматься вопросами организации мед­обслуживания — в частности, сельского населения. В целом насколько успешно решается кадровый вопрос в медицинской отрасли?

— Мы располагаем мощной клинической базой, 1835 коек в наших четырёх клиниках, с 1 сентября к нам присоединяется НИИ травматологии и ортопедии, это ещё 260 коек. В нашей структуре укомплектованность медицинскими кадрами практически стопроцентная. В области в целом, конечно, существует проблема кадрового дефицита — это несомненно. Особенно актуален этот вопрос для села, глубинки. Проект «Сельский доктор», который стартовал по инициативе Владимира ПУТИНА в 2012 году, дал несомненный положительный результат. Конечно, полной укомплектованности сельских ЛПУ мы пока не достигли, но результаты налицо. Только цифры: за последние два года 203 специалиста уехали работать в село, подписали контракт и на сегодняшний день трудятся в районах нашей области. Проект сам по себе претерпевает определённые изменения в сторону расширения, а именно — помимо сельских поселений местами, которые должны обеспечиваться медицинскими кадрами, признаны рабочие посёлки. Возрастной ценз, вписанный в программу, увеличился с 30 лет до 50, а это означает, что в село поедут не только молодые врачи, недавно покинувшие студенческую скамью, но и опытные специалисты. Это, несомненно, положительно скажется на качестве и доступности медицинской помощи на селе. 

— Мы все прекрасно помним, как в нашей стране запускались приоритетные национальные проекты, в числе которых проект «Здоровье». Также памятны майские указы президента, которые касались уровня заработных плат в бюджетной сфере. Чего только не было за эти годы — критики, скепсиса, сомнений, но ведь положительный эффект очевиден даже непрофессионалам. А вам, человеку, преданному медицинской отрасли, эти перемены наверняка ещё более заметны. Расскажите, что изменилось качественно, принципиально — для всех сторон, и для медиков, и для пациентов.

— Безусловно, нацпроект имел колоссальный эффект. Это касается и укреп­ления материально-технической базы и других аспектов. Небольшой пример: в нашем клиническом городке, как мы привыкли называть 3-ю клиническую больницу имени Миротворцева, у нас есть целый ряд корпусов, которые имеют статус памятников архитектурного наследия федерального уровня, так вот — в этих уникальных зданиях капитального ремонта не производилось в течение десятилетий. Мы за счёт средств, поступивших в рамках программы модернизации здравоохранения, отремонтировали эти корпуса. Это обеспечило не только внешний вид, но и комфортное пребывание пациентов в зданиях. Это позволило обновить материально-техническую базу за счёт закупки нового медицинского оборудования. В соответствии с международными стандартами в течение пяти лет оборудование, в том числе и «тяжёлое», меняется на более современное и совершенное. Под тяжёлым оборудованием мы, медики, понимаем дорогостоящую технику, использующуюся и на диагностическом, и на лечебном этапе оказания медицинской помощи — магнитно-резонансные томографы, единственную в области гамма-камеру и так далее. В этом плане мы, несомненно, укрепили свои позиции. Медицина — это та отрасль, в которой объём знаний растёт в геометрической прогрессии и, как утверждают статистики, меняется каждые два дня. Оснащение современной клиники должно соответствовать этому тренду. 

По ряду направлений саратовская медицина приближается к мировому уровню оказания профильной помощи. К примеру, что касается моей родной специальности — урологии: мы располагаем самым совершенным оборудованием в России, включая лазерное, для лечения мочекаменной болезни и аденомы простаты. Благодаря  наличию в клиниках нашего университета  высокотехнологичного оборудования, мы существенно сократили срок пребывания пациентов в стационаре и период реабилитации. 

 

О национальной идее

— Владимир Михайлович, в силу вашей профессиональной и общественной работы вам приходится много контактировать с самыми разными людьми. Как бы вы оценили в целом настрой граждан? Что преобладает — некие упаднические настроения или всё-таки уверенность в том, что ситуация стабильна и стабильно же будет меняться к лучшему?

— Я бы ушёл от определения «упаднические». Ситуация стабильная и управляемая. Самый простой пример: помните, раньше с наступлением зимы количество машин на дорогах падало раза в два. А сейчас: на дорогах очень много автомобилей, полки в торговых центрах наполнены  товарами отечественных производителей. Платёжеспособный спрос — это всегда индикатор экономической ситуации в стране. У населения есть возможность приобретать товары и чувствовать себя весьма защищённо. Сложно? Да. Но не катастрофично. Я вспоминаю дефолт 1998 года, я вспоминаю начало 90-х, когда на самом деле было очень тяжело. По три-четыре месяца не выплачивали зарплаты и пенсии, выстраивались очереди в магазины, вводилась талонная система — но всё это мы преодолели. Сравнивая то время и наше, могу повторить, что ситуация находится под контролем. 

— Принято считать, что купить-то можно всё. Кроме национальной идеи и веры в определённые идеалы. Так есть ли у нас национальная идея?  

— Это очень тонкий вопрос. Я оборачиваюсь назад и вспоминаю, как до революции жили с девизом «За веру, царя и отечество», в войну шли в бой со словами «За Родину!». И в это верили. Лозунг «От каждого по возможности, каждому — по труду» — тоже принимался вполне адекватно и с уверенностью. А сегодня нужно делать акцент на то, что мы — Россия, самобытная и суверенная цивилизация, великая держава. И нужно констатировать, что усилиями прежде всего Владимира Владимировича Путина мы изжили принцип «берите суверенитета столько, сколько хотите», мы вернули себе национальную гордость, мы чувствуем себя одной общностью — россиянами, жителями действительно великой страны. Это непросто, но это неоспоримо. Мы за последние годы приросли очень многим: Крым, космодром «Восточный», блестящая победа в сочинской Олимпиаде-2014, которую не опорочить, как бы некоторым того ни хотелось.  

 

О себе и о личном

— Владимир Михайлович, у нас в России не только поэт больше, чем поэт», но и медик, выходит, куда больше, чем просто медик: Антон ЧЕХОВ, Михаил БУЛГАКОВ да и не чужой нам Сергей Романович МИРОТВОРЦЕВ были людьми, мягко говоря, разносторонними. Что вам — вне своих профессиональных и общественных нагрузок — доставляет удовольствие, что радует, увлекает? 

— Есть хобби и увлечения, но и они с возрастом претерпевают изменения. Очень люблю рыбалку. Часто вспоминаю Аркадак, где прошло моё детство: реки Хопёр, Аркадачка, впечатления от природы, удочки… Не исчезает из памяти до сегодняшнего дня. Конечно, доставляет удовольствием заниматься хозяйством на земле. В своё время я приобрёл участок, и жизнь в частном доме заставила работать руками: сам могу наладить электричество, люблю работать с деревом, класть природный камень. Отдыхаю с семьёй на лоне природы... Это огромное удовольствие.  

—  Вы многого достигли, вы известный человек, но, может, есть какие-то планы, желания или даже мечты, осуществления которых вам очень бы хотелось?

— Ну, о космосе уже не мечтаю — стремления сплошь земные. Хочу, чтобы подольше пожила мама, которой недавно исполнилось 83 года. Она учительница, преподаватель английского языка — так что тут есть определённая преемственность поколений, я тоже учу молодёжь, как в своё время она. Конечно, хочется, чтобы были здоровы близкие, чтобы сохранялась уютная и комфортная атмосфера в семье. У меня четверо внуков, три мальчишки у старшей дочери и девочка у младшей. Честное слово — не отказался бы от пятого! Что ещё? Хочу, чтобы у всех родных и друзей была любимая работа по душе, которая приносила бы удовлетворение, работа, которая бы сопровождалась уважением коллектива, востребованностью, стремлением к новым высотам.

 

Автор: Антон Краснов

Оставить комментарий