Парк электротранспорта будет обновлён

 
Парк электротранспорта будет обновлён

10 августа 2016     

Автор: Антон Кузнецов

фото ru.wikipedia.org

МК в Саратове №33 (990) 10.08.2016

Саратовский трамвай не положат на рельсы истории.

«Произошедшее сегодня считаю беспрецедентным случаем. Причина здесь может быть только одна — несогласованность работы городских властей. Муниципальные чиновники не могут решить внутренние разногласия, прийти к компромиссу, в результате — страдают наши жители. Шантаж не метод решения проблем. Саратовцы не должны быть заложниками межведомственных взаимоотношений. Зампреду областного правительства Александру БУРЕНИНУ поручаю в кратчайшие сроки разобраться с ситуацией.  Транспорт должен начать функционировать в полном объёме уже сегодня», — отреагировал глава региона на дрязги городских представителей власти и управленцев. 

Разобрались. В тот же день на линии вышли вагоны всех трамвайных и троллейбусных маршрутов. С тех пор прошло два месяца. Не помню, чтобы за это время кто-то из облечённых властью грозил остановкой общественного транспорта. 

Сегодня ежедневно на улицы города выходит около 130 трамваев и 100 троллейбусов. Ежегодно предприятие перевозит 50 млн пассажиров. 

Да и вообще Саратов без трамваев и троллейбусов представить нельзя. Сколько событий и мест связано с ними, сколько воспоминаний! 

В 1951 г. троллейбусы начали производить в соседнем Энгельсе, и уже в следующем году «рогатые» пришли в областной центр. После строительства автодорожного моста через Волгу Саратов с Энгельсом связал междугородний троллейбусный маршрут. А сегодня энгельсский завод «Тролза» является крупнейшим производителем троллейбусов в России (84% всех вагонов!) и поставляет их в такие отдалённые уголки мира, как Аргентина. 

Что касается истории саратовского трамвая, то это — нет, не история, это легенда, сказка, миф, основанные на реальных событиях и похожие на самый изощрённый вымысел. На дореволюционных открытках с самыми художественными видами Саратова, цирка, Крытого рынка, легендарного моста через Волгу ещё нет, а трамвай уже есть. И, судя по количеству изображений, он являлся одной из достопримечательностей города того времени. 

Это была одна из первых трамвайных систем в России (открыта в 1908 г.), и нельзя допустить, чтобы она так бесславно закрылась!  

Стоит ли говорить, что сразу после открытия трамвай стал чрезвычайно популярен. Им пользовались все слои общества: солидные господа, крестьяне, студенты, духовенство. Все его любили. Новые здания стремились строить рядом с трамвайными линиями. Например, Крытый рынок, Главпочтамт и другие, построенные в 1910-е. Было престижно указывать на своей рекламе «близ остановки трамвая». 

Если на фотографиях или открытках с видами Саратова запечатлены улицы с трамвайными линиями, то на них обязательно присутствуют трамваи. Фотографы специально поджидали вагон, чтобы он попал на снимок. Трамвай показывал высокий статус Саратова, выводя его в передовые города Российской империи. 

Особенностью Саратовского трамвая стало то, что пользовались им не только для деловых ежедневных поездок, но и для выходных загородных прогулок. 

Летом 1910 г. была открыта уникальная Дачная линия, которая большей частью пролегла за городом. От угла Московской и Астраханской улиц, а также от городского театра трамваи возили жителей города к летним дачам и кумысному санаторию. 

Любому саратовцу знакомы топонимы, оставшиеся от Дачной линии трамвая: до сих пор микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 1-я, 2-я, 3-я Дачная и так далее. Всего их было 12. Нынешние 3-й и 4-й трамвайные маршруты являются её преемниками. Благодаря этой линии город начал расти в северном направлении, по­явился Ленинский район — на сегодняшний день самый большой район Саратова. 

В военное время на трамваях перевозили раненых от вокзала к госпиталям. 

Борьба за экологичность, начатая в 1970-х и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта. До последнего времени больше половины саратовских пассажиров перевозил именно электротранспорт. 

В Саратове строились новые трамвайные и троллейбусные линии, депо, тяговые подстанции, продлялись и отрывались новые маршруты. Закрывались лишь те, где невозможно было использовать современный подвижной состав. 

С распадом СССР и началом экономического кризиса в 1990-х развитие трамвая и троллейбуса прекратилось. Многие планы остались нереализованными (троллейбус по дороге Дружбы, трамвай по улице Технической, по Лебедева-Кумача, на Кумысную поляну, троллейбусное депо в Заводском районе). Обновление подвижного состава стало нерегулярным. 

В 1997 г. были закрыты трамвайные маршруты №1 и 15. В 2000-х был ликвидирован троллейбус №13, сокращены троллейбусный маршрут №4 и трамвайный №11. Приказало долго жить самое новое и современное Ленинское трамвайное депо. 

В 2011 г. исчезли рельсы с Большой Горной, а в 2013 г. — и с улицы Кутякова. 

К сожалению, такая тенденция происходит во всех городах России, и Саратов в этом плане не одинок. Можно сказать, что мы находимся даже в лучшем положении, чем некоторые соседи. Например, в Воронеже, Астрахани, Дзержинске, Архангельске трамваи исчезли совсем, и местные власти, осознав ошибку, обещают жителям когда-нибудь трамваи восстановить. 

В Саратове всё постепенно шло к этому. Если в 1970-1980-х в городское хозяйство поступало 10-20 новых трамваев в год, которые планово списывались через 5-10 лет эксплуатации, то 70% нынешних вагонов трудятся уже более 25 лет. Самому старому пассажирскому вагону города на ходу — все 35! 

Последнее обновление парка электротранспорта произошло в 2008 г. И только благодаря отсуженным у Минфина РФ в пользу Саратовгорэлектротранспорта деньгам. До этого случая поступление нового подвижного состава в трамвайные депо состоялось в середине 1990-х. 

Если и дальше продолжать эксплуатировать имеющиеся вагоны, часть которых ежегодно списывается, то рано или поздно придётся закрывать очередные маршруты из-за нехватки трамваев. В финале будет закрыт и последний. 

Но терять работающую трамвайную систему было бы огромной ошибкой. В передовых странах Европы сейчас возвращаются к трамваям. Прокладывают новые линии, запускают скоростные маршруты, которые гораздо дешевле и удобнее метро, которое, к слову, в Саратове обещают построить лет уже …дцать. При этом трамвай превосходит скорость и вместимость другого наземного транспорта. 

Тем, кто говорит, что современный скоростной трамвай не имеет ничего общего с саратовским, следует напомнить, что в генеральном плане города имеется пункт о преобразовании ряда маршрутов в скоростные. А создавать основу для современного легкорельсового транспорта (как «скоростной трамвай» или «лёгкое метро») гораздо дешевле, используя уже имеющуюся трамвайную инфраструктуру. А если убрать трамвай и рельсы с какой-то улицы, то последующее строительство скоростного трамвая «с нуля» обойдётся на порядок дороже. 

Общественный транспорт выполняет важную социальную функцию — обеспечивает подвижность населения, а вместе с ней развитие и поддержание экономики города, уменьшает возможные пробки на городских улицах. 

Электротранспорт, являясь муниципальным, получает всё меньше дотаций. Отсюда и отсутствие денег даже на поддержание его в хорошем состоянии. 

Автобусные же маршруты в Саратове были отданы в частные руки. Частный бизнес пустил автобусы по маршрутам со сложившимся пассажиропотоком, в том числе дублируя маршруты электротранспорта. Нерентабельные маршруты с лёгкостью открываются, сокращаются или продляются. 

Но есть минусы, связанные с коммерциализацией перевозок. Водители автобусов не соблюдают графики: начинают работать и заканчивают тогда, когда это выгодно, могут подолгу стоять на остановках, набирая пассажиров, в том числе и промежуточных. Автобусы малой вместимости занимают на дороге много места относительно другого общественного транспорта, так как количество пассажиров, которое в них может разместиться, в несколько раз уступает вместимости трамвайного вагона или троллейбуса. В них не влезешь с коляской, большими сумками, да и без сумок в час пик забраться в микроавтобус на следующей после конечной остановки уже нереально. 

Общественный транспорт становится менее удобным, что приводит к росту автомобилизации населения. Число зарегистрированных автомобилей в Саратове постоянно растёт, и на начало 2016 г. эта цифра составляла около 400 зарегистрированных автомобилей на 1000 человек населения. Это в свою очередь приводит к пробкам, недостатку парковочных мест и другим хорошо знакомым горожанам проблемам. 

И единственный правильный выход из сложившейся ситуации — развитие общественного транспорта, как удобной и дешёвой альтернативы личному во внутригородских поездках. А отдавая предпочтение электротранспорту, город думает об экологии и комфорте городской среды. 

Поэтому новость о том, что город получит электротранспорт из Москвы — одно из наиболее значимых городских событий последних недель. Впервые об этом упомянул губернатор Валерий РАДАЕВ в эфире телеканала «Россия-1»: «После переговоров с мэром СОБЯНИНЫМ мы уже получили первый транш для Саратова — 20 единиц коммунальной спецтехники. Вскоре получим ещё 10 машин, затем — ещё 46 для области и Саратова. Также получим около сотни автобусов, трамваев и троллейбусов, 22 машины службы скорой помощи». 

Министр транспорта и дорожного хозяйства Николай ЧУРИКОВ на заседании областного правительства уточнил: Саратову будет передано 23 трамвайных вагона и 20 троллейбусов. 

Это говорит о том, что количество городского электротранспорта перестанет уменьшаться «естественным путём», это даёт надежду на будущее. Ответ на вопрос, почему за последние 20 лет в городе появилось лишь 23 новых вагона, банален — стоимость одного трамвая сегодня начинается от 25 млн руб. В нынешних финансовых условиях муниципалитет не только не может себе позволить новые трамваи и троллейбусы, тем более в таких количествах, но и ежегодно урезает дотации на поддержание имеющейся системы. 

Так что волевое решение областного правительства и успешные переговоры станут вкладом в будущее города. Губернатор в данном случае сработал на опережение, не допустив гибели электротранспорта в областном центре. Полученные вагоны позволят городу сохранить трамвай и троллейбус, без которых Саратов невозможно представить. Проще говоря, black out отменяется.

 

оставить комментарий
 

Им нужна ваша помощь

Чернышов Евгений

ДЦП

Необходимо 109 700 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Касимов Эмиль

ДЦП, задережка психо-речевого развития

Необходимо 74 185 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Рожков Ваня

Синдром Веста

Необходимо 92 455 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 18 июля

    Хозяйственный подход даёт результат

    КФХ Виктора Кортель одно из первых в Краснокутском районе приступило к уборке урожая Началась вторая неделя жатвы в саратовском Заволжье. Температура воздуха в тени под 40 градусов. На почве все 60 градусов испепеляющего зноя. Контраст с дождливым прошлым годом невероятный. Сегодня практически никто не сомневается в том, что в Поволжье возвращается череда засух. Но сарат

  • 18 июля

    Засуха возвращается

    Режим чрезвычайной ситуации из-за жары планируют объявить в ряде левобережных районов области. Ситуация требует повышенного внимания специалистов Питерский, Новоузенский, Дергачёвский, юг Ершовского района. Ещё до начала уборочной страды из хозяйств этих территорий начали поступать тревожные сигналы. Засуха. Напомним, что за последние пять лет в Саратовской области

  • 18 июля

    Федеральный уровень дергачёвской «Магистрали»

    За местными дорожниками закреплён 57-километровый участок автотрассы Энгельс — Озинки Июльское солнце стоит в зените над заволжской степью, играет бликами на поверхностях машин, с помощью которых приводится в порядок автодорожная сеть. Вблизи от бункера с горячим асфальтом, аккуратными слоями укладываемым на поверхность трассы, жар вовсе невыносимый, но время не ждёт и

Saratovnews

  • 23 июля

    «Том Сойер Фест – Саратов»: околозаборная дискуссия

    «Том Сойер Фест» – движение по реставрации исторической среды города силами самих горожан: волонтёров, консультантов, меценатов и спонсоров. Идея фестиваля благая и уникальная, ведь речь идёт о восстановлении типовой исторической застройки, как правило, никак не защищённой архитектурным законодательством. В прошлом году в Саратове в рамках фестиваля за два с половино

  • 21 июля

    Совсем не рабочие группы

    Нельзя сегодня делать обзоры СМИ, ориентируясь только на печатные средства массовой информации. Каких-то саратовских газет вовсе не стало, какие-то выходят раз в месяц. Ну что это за периодичность… Это раньше люди вставали в 7 утра и бежали к киоску – покупать свежую прессу. Сегодня все в Интернете найти можно. Причем гораздо быстрее, чем в газетах. Пока отпечатают, ситуация уже

  • 21 июля

    Аферисты не в соцсетях: саратовцев разводят на деньги компьютерные сервисы

    Посетившим Саратов «инсайдерам» с телеканала «Пятница» следует сказать огромное спасибо: программа актуализировала проблему аферистов, практикующих ремесло в одной из самых непрозрачных сфер деятельности – обслуживании компьютерной техники. Мелкие жулики с 3-й Дачной, специализирующиеся на смартфонах и планшетах, были успешно разоблачены телевизионщиками, но Sarato

Система Orphus