Парк электротранспорта будет обновлён

 
Парк электротранспорта будет обновлён

10 августа 2016     

Автор: Антон Кузнецов

фото ru.wikipedia.org

МК в Саратове №33 (990) 10.08.2016

Саратовский трамвай не положат на рельсы истории.

«Произошедшее сегодня считаю беспрецедентным случаем. Причина здесь может быть только одна — несогласованность работы городских властей. Муниципальные чиновники не могут решить внутренние разногласия, прийти к компромиссу, в результате — страдают наши жители. Шантаж не метод решения проблем. Саратовцы не должны быть заложниками межведомственных взаимоотношений. Зампреду областного правительства Александру БУРЕНИНУ поручаю в кратчайшие сроки разобраться с ситуацией.  Транспорт должен начать функционировать в полном объёме уже сегодня», — отреагировал глава региона на дрязги городских представителей власти и управленцев. 

Разобрались. В тот же день на линии вышли вагоны всех трамвайных и троллейбусных маршрутов. С тех пор прошло два месяца. Не помню, чтобы за это время кто-то из облечённых властью грозил остановкой общественного транспорта. 

Сегодня ежедневно на улицы города выходит около 130 трамваев и 100 троллейбусов. Ежегодно предприятие перевозит 50 млн пассажиров. 

Да и вообще Саратов без трамваев и троллейбусов представить нельзя. Сколько событий и мест связано с ними, сколько воспоминаний! 

В 1951 г. троллейбусы начали производить в соседнем Энгельсе, и уже в следующем году «рогатые» пришли в областной центр. После строительства автодорожного моста через Волгу Саратов с Энгельсом связал междугородний троллейбусный маршрут. А сегодня энгельсский завод «Тролза» является крупнейшим производителем троллейбусов в России (84% всех вагонов!) и поставляет их в такие отдалённые уголки мира, как Аргентина. 

Что касается истории саратовского трамвая, то это — нет, не история, это легенда, сказка, миф, основанные на реальных событиях и похожие на самый изощрённый вымысел. На дореволюционных открытках с самыми художественными видами Саратова, цирка, Крытого рынка, легендарного моста через Волгу ещё нет, а трамвай уже есть. И, судя по количеству изображений, он являлся одной из достопримечательностей города того времени. 

Это была одна из первых трамвайных систем в России (открыта в 1908 г.), и нельзя допустить, чтобы она так бесславно закрылась!  

Стоит ли говорить, что сразу после открытия трамвай стал чрезвычайно популярен. Им пользовались все слои общества: солидные господа, крестьяне, студенты, духовенство. Все его любили. Новые здания стремились строить рядом с трамвайными линиями. Например, Крытый рынок, Главпочтамт и другие, построенные в 1910-е. Было престижно указывать на своей рекламе «близ остановки трамвая». 

Если на фотографиях или открытках с видами Саратова запечатлены улицы с трамвайными линиями, то на них обязательно присутствуют трамваи. Фотографы специально поджидали вагон, чтобы он попал на снимок. Трамвай показывал высокий статус Саратова, выводя его в передовые города Российской империи. 

Особенностью Саратовского трамвая стало то, что пользовались им не только для деловых ежедневных поездок, но и для выходных загородных прогулок. 

Летом 1910 г. была открыта уникальная Дачная линия, которая большей частью пролегла за городом. От угла Московской и Астраханской улиц, а также от городского театра трамваи возили жителей города к летним дачам и кумысному санаторию. 

Любому саратовцу знакомы топонимы, оставшиеся от Дачной линии трамвая: до сих пор микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 1-я, 2-я, 3-я Дачная и так далее. Всего их было 12. Нынешние 3-й и 4-й трамвайные маршруты являются её преемниками. Благодаря этой линии город начал расти в северном направлении, по­явился Ленинский район — на сегодняшний день самый большой район Саратова. 

В военное время на трамваях перевозили раненых от вокзала к госпиталям. 

Борьба за экологичность, начатая в 1970-х и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта. До последнего времени больше половины саратовских пассажиров перевозил именно электротранспорт. 

В Саратове строились новые трамвайные и троллейбусные линии, депо, тяговые подстанции, продлялись и отрывались новые маршруты. Закрывались лишь те, где невозможно было использовать современный подвижной состав. 

С распадом СССР и началом экономического кризиса в 1990-х развитие трамвая и троллейбуса прекратилось. Многие планы остались нереализованными (троллейбус по дороге Дружбы, трамвай по улице Технической, по Лебедева-Кумача, на Кумысную поляну, троллейбусное депо в Заводском районе). Обновление подвижного состава стало нерегулярным. 

В 1997 г. были закрыты трамвайные маршруты №1 и 15. В 2000-х был ликвидирован троллейбус №13, сокращены троллейбусный маршрут №4 и трамвайный №11. Приказало долго жить самое новое и современное Ленинское трамвайное депо. 

В 2011 г. исчезли рельсы с Большой Горной, а в 2013 г. — и с улицы Кутякова. 

К сожалению, такая тенденция происходит во всех городах России, и Саратов в этом плане не одинок. Можно сказать, что мы находимся даже в лучшем положении, чем некоторые соседи. Например, в Воронеже, Астрахани, Дзержинске, Архангельске трамваи исчезли совсем, и местные власти, осознав ошибку, обещают жителям когда-нибудь трамваи восстановить. 

В Саратове всё постепенно шло к этому. Если в 1970-1980-х в городское хозяйство поступало 10-20 новых трамваев в год, которые планово списывались через 5-10 лет эксплуатации, то 70% нынешних вагонов трудятся уже более 25 лет. Самому старому пассажирскому вагону города на ходу — все 35! 

Последнее обновление парка электротранспорта произошло в 2008 г. И только благодаря отсуженным у Минфина РФ в пользу Саратовгорэлектротранспорта деньгам. До этого случая поступление нового подвижного состава в трамвайные депо состоялось в середине 1990-х. 

Если и дальше продолжать эксплуатировать имеющиеся вагоны, часть которых ежегодно списывается, то рано или поздно придётся закрывать очередные маршруты из-за нехватки трамваев. В финале будет закрыт и последний. 

Но терять работающую трамвайную систему было бы огромной ошибкой. В передовых странах Европы сейчас возвращаются к трамваям. Прокладывают новые линии, запускают скоростные маршруты, которые гораздо дешевле и удобнее метро, которое, к слову, в Саратове обещают построить лет уже …дцать. При этом трамвай превосходит скорость и вместимость другого наземного транспорта. 

Тем, кто говорит, что современный скоростной трамвай не имеет ничего общего с саратовским, следует напомнить, что в генеральном плане города имеется пункт о преобразовании ряда маршрутов в скоростные. А создавать основу для современного легкорельсового транспорта (как «скоростной трамвай» или «лёгкое метро») гораздо дешевле, используя уже имеющуюся трамвайную инфраструктуру. А если убрать трамвай и рельсы с какой-то улицы, то последующее строительство скоростного трамвая «с нуля» обойдётся на порядок дороже. 

Общественный транспорт выполняет важную социальную функцию — обеспечивает подвижность населения, а вместе с ней развитие и поддержание экономики города, уменьшает возможные пробки на городских улицах. 

Электротранспорт, являясь муниципальным, получает всё меньше дотаций. Отсюда и отсутствие денег даже на поддержание его в хорошем состоянии. 

Автобусные же маршруты в Саратове были отданы в частные руки. Частный бизнес пустил автобусы по маршрутам со сложившимся пассажиропотоком, в том числе дублируя маршруты электротранспорта. Нерентабельные маршруты с лёгкостью открываются, сокращаются или продляются. 

Но есть минусы, связанные с коммерциализацией перевозок. Водители автобусов не соблюдают графики: начинают работать и заканчивают тогда, когда это выгодно, могут подолгу стоять на остановках, набирая пассажиров, в том числе и промежуточных. Автобусы малой вместимости занимают на дороге много места относительно другого общественного транспорта, так как количество пассажиров, которое в них может разместиться, в несколько раз уступает вместимости трамвайного вагона или троллейбуса. В них не влезешь с коляской, большими сумками, да и без сумок в час пик забраться в микроавтобус на следующей после конечной остановки уже нереально. 

Общественный транспорт становится менее удобным, что приводит к росту автомобилизации населения. Число зарегистрированных автомобилей в Саратове постоянно растёт, и на начало 2016 г. эта цифра составляла около 400 зарегистрированных автомобилей на 1000 человек населения. Это в свою очередь приводит к пробкам, недостатку парковочных мест и другим хорошо знакомым горожанам проблемам. 

И единственный правильный выход из сложившейся ситуации — развитие общественного транспорта, как удобной и дешёвой альтернативы личному во внутригородских поездках. А отдавая предпочтение электротранспорту, город думает об экологии и комфорте городской среды. 

Поэтому новость о том, что город получит электротранспорт из Москвы — одно из наиболее значимых городских событий последних недель. Впервые об этом упомянул губернатор Валерий РАДАЕВ в эфире телеканала «Россия-1»: «После переговоров с мэром СОБЯНИНЫМ мы уже получили первый транш для Саратова — 20 единиц коммунальной спецтехники. Вскоре получим ещё 10 машин, затем — ещё 46 для области и Саратова. Также получим около сотни автобусов, трамваев и троллейбусов, 22 машины службы скорой помощи». 

Министр транспорта и дорожного хозяйства Николай ЧУРИКОВ на заседании областного правительства уточнил: Саратову будет передано 23 трамвайных вагона и 20 троллейбусов. 

Это говорит о том, что количество городского электротранспорта перестанет уменьшаться «естественным путём», это даёт надежду на будущее. Ответ на вопрос, почему за последние 20 лет в городе появилось лишь 23 новых вагона, банален — стоимость одного трамвая сегодня начинается от 25 млн руб. В нынешних финансовых условиях муниципалитет не только не может себе позволить новые трамваи и троллейбусы, тем более в таких количествах, но и ежегодно урезает дотации на поддержание имеющейся системы. 

Так что волевое решение областного правительства и успешные переговоры станут вкладом в будущее города. Губернатор в данном случае сработал на опережение, не допустив гибели электротранспорта в областном центре. Полученные вагоны позволят городу сохранить трамвай и троллейбус, без которых Саратов невозможно представить. Проще говоря, black out отменяется.

 

оставить комментарий
 

Им нужна ваша помощь

Чернышов Евгений

ДЦП

Необходимо 116 150 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Свиридов Виктор

ДЦП (спастическая диплегия)

Необходимо 51 620 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Рожков Ваня

Синдром Веста

Необходимо 97 205 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 18 апреля

    Грант побери

    Когда саратовские учителя станут миллионерами Скоро на селе будет некому учить детей — к такому выводу всё чаще приходят чиновники от образования и депутаты. Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по а

  • 18 апреля

    На чиновников Саратова потрачено 912 миллионов

    Снова считаем деньги в чужих карманах Апрель — традиционное время обнародования слугами народными и народными же избранниками деклараций о доходах. Сравнивать их зарплаты со своей среднестатистическому россиянину противопоказано, поскольку те же депутаты Госдумы получают в десятки раз больше. Но изучение сведений о доходах сильных мира сего давно стало развлечением наро

  • 18 апреля

    Газон на «Авангарде» разбудят и причешут

    Вылетит ли саратовский стадион из федеральной программы Противоречивая информация поступает о саратовском стадионе «Авангард». На федеральном уровне готовится постановление правительства, в котором значится пункт об исключении спортивного объекта из специальной программы. К чемпионату мира по футболу в качестве тренировочной базы «Авангард» так и не пр

Аргументы недели. Поволжье

  • 10 августа

    «Естественное» снижение цен

    Рейтинг событий саратовской недели Всякий визит спикера Госдумы Вячеслава Володина на малую родину оборачивается серьёзными потрясениями и прорывами. На сей раз подвижки начались в решении проблем обманутых дольщиков, строительстве и реконструкции важных социальных объектов.   Ускорение процесса Реки вспять не потекли, небо не упало на землю. Но

  • 03 августа

    Свободу педофилам?

    Рейтинг событий саратовской недели   Если делать хит-парад новостей, ориентируясь на их посещаемость в интернете, то наш рейтинг состоял бы исключительно из криминальных вестей. Информация о заплыве через Волгу всегда уступит в популярности заметке об отпущенном на свободу педофиле. Но у нас не журнал «Человек и закон», потому попытаемся рассказать обо всё

  • 27 июля

    Проводы Аренина

    Рейтинг событий саратовской недели   Самое главное, конечно, произошло в политической сфере. Офи­циально зарегистрированы кандидаты в губернаторы Саратовской области. Удивительно, но факт: выборы в нашем регионе будут альтернативными!   Отфильтрованные кандидаты В каком-то смысле для нашей губернии это сенсация. Ну, то, что про

Saratovnews

  • 20 апреля

    Славные династии

    Мозговой штурм     В стародавние времена, когда на Саратовщине губернаторствовал Дмитрий Аяцков, каждая его пресс-конференция расходилась цитатами подобно хорошей гайдаевской комедии. Помню, как бережно журналисты относились к изреченному главой региона слову, как раскладывали все по разным корзинам – это сгодится д

  • 20 апреля

    Месседжи и мессенджеры

    Государство вступило в неравную схватку с Интернетом и почти победило его. Одновременно послало месседж своим согражданам – все вы под колпаком. Правда, попытки заблокировать "Телеграм" пока ни к чему не привели. Хотя вот у нас воду отключили. Может, это оно? "Саратовская областная газета" публикует текст под названием "Депутаты удовлетв

  • 13 апреля

    Вреда не причинили

    Как оценивать действия власти – вопрос непраздный. Вечное недовольство окружающей средой стало общим местом для россиян. Саратовцы возмущаются Саратовом, омичи – Омском, туляки – Тулой. Постоянные разговоры о воровстве и коррупции. Мол, доколе. А можно идти от обратного. Хуже не сделали, и слава богу! "Саратовская областная газета" накануне

Система Orphus