Главная / Издания / А за ЖКУ - ответишь!

А за ЖКУ - ответишь!

А за ЖКУ - ответишь!
31 августа 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№36 (993) 31.08.2016

Саратовцам снизят коммунальные тарифы?

Федеральная антимонопольная служба России затронула больное место тысяч россиян — плату за коммунальные услуги. Предложив увязать размер тарифов ЖКХ в регионах и реальное качество оказываемых услуг. То есть снижать тарифы за недобросовестно оказанные услуги, что было бы логично. Неизвестно, как сложится судьба документа, подготовленного ФАС и уже направленного на согласование в Минстрой РФ, но поднятый вопрос актуальный и крайне острый — порой потребителям приходится оплачивать чужие недоработки и издержки. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

ФАС уполномочена заявить

В конце июля Федеральная антимонопольная служба подготовила проект постановления, которое заставит губернаторов лично следить за тарифами ЖКХ. Точнее, за тем, чтобы они не завышались. Надзорное ведомство предлагает следующий механизм: если окажется, что тарифы превосходят предельный индекс, установленный на текущий год, ФАС направляет главе региона предписание устранить нарушение в 15-дневный срок. 

Тарифы на ЖКУ завышены? Значит, переплаченные жильцами суммы засчитают в счёт будущих платежей. Более того, за неисполнение предписаний должностным лицам грозит штраф в 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет. Напомним, что на сегодняшний день в российском законодательстве механизм контроля ЖКХ со стороны первых лиц региона не прописан. По данным комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, последний раз превышение тарифов выше индексов было выявлено в 25 регионах.

В конце августа ведомство связало качество предоставляемых коммунальных услуг с тарифами. ФАС предложила заключать соглашения с губернаторами, в которых будут фиксироваться параметры качества услуг ЖКХ. Если параметры не будут достигнуты, то ФАС сможет снизить размер тарифа в том или ином регионе. Список показателей, согласно проекту, будет утверждать и ежегодно актуализировать российское правительство. ФАС утвердит типовую форму соглашения, которую будут визировать Минстрой, Мин­экономики и Минэнерго. Предполагается, что тариф будет вплотную связан с качеством и темпами модернизации коммунального оборудования.

Самим же потребителям коммунальных и жилищных услуг остаётся надеяться на пересмотр тарифов в меньшую сторону, ибо многим пенсионерам не хватает даже субсидии, чтобы заплатить в осенне-зимний период за квартиру.

Впрочем, саратовские эксперты считают, что и сегодня без снижения тарифов можно добиться предоставления качественных коммунальных услуг. Правда, для этого придётся потратить время и нервы, но по-другому пока не получается.

Комментарий эксперта
Нина ЦАРЁВА, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Саратовской области:

— Жилищно-коммунальное обслуживание — одна из тех сфер, которая влечёт множество нареканий со стороны потребителей. Предложение Федерального антимонопольного комитета о снижении тарифов за некачественные коммунальные услуги по своей сути хорошее, верное. Но, чтобы его реализовать, потребуется много сил. Оно дорогого стоит. Нужно создавать новые службы, отделы, привлекать специалистов, расширять бюрократический аппарат. У нас беда в другом — в пассивности жителей, собственников жилья. Мы будем жаловаться на то, что у нас занижено качество коммунальных услуг, что вода из горячего крана идёт еле тёплая, а батареи зимой почти не греют, но для того, чтобы эти проблемы решить, нужно приглашать специалистов, фиксировать, составлять акты. То есть предпринимать какие-то действия, а не сидеть сложа руки. Но очень часто возмущение происходит только на словах и собственники продолжают платить за некачественные услуги, ругая власть, управляющую компанию, поставщиков коммунальных услуг вместо того, чтобы собраться вместе и решить наболевший вопрос.

Без воды виноватые

Тот факт, что жители Саратовской губернии довольно часто встречаются с коммунальными проблемами, подтверждают десятки сообщений на интернет-портале «Лица Саратовской губернии». Отчаявшиеся жильцы пишут обращения к главам администраций, областным депутатам и самому губернатору. Приводим несколько последних писем к чиновникам разных рангов. 

В конце июля пользователь Мария пожаловалась депутату областной думы, что в Саратове на улице Шелковичной в многоквартирном доме весь сезон 2015-2016 гг. отсутствовало отопление. После многократных обращений в жилищную управляющую компанию, администрацию и прокуратуру жильцам был сделан перерасчёт оплаты, но проблему так и не устранили. Вот какие подробности пишет Мария. «В июне и июле я ещё несколько раз обращалась в управляющую компанию, на что мне отвечали письмами о перерасчёте. На вопрос: «Какие меры принимаются для устранения неполадок?» ответа не было. Во время отопительного сезона в квартиру несколько раз приходили специалисты, составили акт о том, что проживание в таких условиях не представляется возможным, но на этом дело остановилось. В управляющей компании ответили, что, возможно, проблема кроется в квартире этажом выше, где сейчас никто не проживает, и потребовали, чтобы я сама разыскивала хозяина. Как это сделать, не представляю. Я — вдова, в апреле у меня родился ребёнок, и я очень волнуюсь, что с началом нового отопительного сезона мы с ним опять можем остаться в холодной квартире без перспектив на улучшение, как было в прошлом году». 

Любой юрист скажет, что в подобном случае УК должна проявлять больше интереса к решению проблемы, а не заставлять жильца с грудным ребёнком отправляться на поиски хозяина квартиры «этажом выше».

Можно догадаться, что подобный случай не единственный, просто не  у всех собственников есть доступ в интернет (чтобы сообщить о своей проблеме) и время на то, чтобы обивать пороги УК и администраций.

Вот ещё одно письмо, адресованное другому чиновнику. «Прошу помощи в решении вопроса водоснабжения дома, в котором я проживаю (адрес: Саратов, ул. Степана Разина, 13/31.) Месяц холодная вода днём отсутствует, ночью подаётся с перебоями «струйкой», пользоваться унитазом и стиральной машиной невозможно. Причина — отсутствие оператора насосной, расположенной во дворе нашего дома. Горячая вода отсутствует уже полтора месяца». 

Свалки, которые не убирают (забудьте про строку в платёжке «вывоз мусора»), — ещё одна беда граждан. 

Жительница Саратова Любовь Алексеевна пишет: «Наша улица Крылова (7-я Дачная) у дома № 1 заросла мусором. Здесь всё лето ни разу не вывозили мусор! Образовалась огромная свалка! Вонь, комары, мухи — вот в каких условиях мы вынуждены жить». К сообщению прилагаются фотографии, на которых видна громадная свалка.

А что говорят по поводу жалоб потребителей коммунальных услуг в областном министерстве строительства и ЖКХ? Как рассказали в ведомстве, жители Саратовской губернии жалуются на низкие параметры отопления и горячего водоснабжения, начисление платы за общедомовое потребление коммунальных услуг, обслуживание придомовой территории, благоустройство, уборку мусора, очистку от снега и проч. Что, впрочем, не удивительно.

По всем поступившим обращениям министерство даёт письменные ответы, разъясняя права и обязанностей заявителей. Кроме того, в случае необходимости для проведения дополнительных проверок направляются запросы в Государственную жилищную инспекцию, органы муниципального жилищного контроля, прокуратуру области и т. д. По выявленным нарушениям органами Государственной жилищной инспекции и органами муниципального жилищного контроля направляются предписания, составляются протоколы административных правонарушений, которые направляются в адрес нарушителей (управляющих организаций, ТСЖ) для устранения в установленные сроки. В случае невыполнения выданных предписаний, дела об административном правонарушении передаются в судебные органы, сообщает министерство строительства и ЖКХ области. 

 

Тарифом не лечится

Как считают саратовские правозащитники, свои права нужно отстаивать в суде, особенно если вопрос касается бездействия управляющих компаний. Обращения и жалобы — вещь абсолютно бессмысленная.

— Давайте начнём с того, что означает термин «некачественные коммунальные услуги», — задаётся вопросом саратовский юрист Платон АРЛЯПОВ. — Это вода, которую нельзя пить? Но на воду у нас установлены тарифы правительства, её качество контролирует Роспотребнадзор. Что значит некачественная вода? В этом случае нужно закрывать водоканал. Некачественные коммунальные услуги — это отклонение от ГОСТов, СНиПов, стандартов, и у нас есть кому за этим следить.

Комментарий эксперта

Платон АРЛЯПОВ, руководитель саратовской областной региональной общественной организации «Правозащитный центр «Юпитер»:

— Другой вопрос, что существуют коммунальные услуги (вода, электричество, газ, тепло) и жилищные. На жилищные услуги тарифы устанавливают управляющие компании. Сюда входит ремонт, содержание жилья, и именно по этим пунктам в платёжках у жителей возникает больше всего вопросов. Скажем, течёт крыша в многоквартирном доме, или давно не было ремонта в подъезде (хотя, согласно нормативам Госстроя, один раз в 5 лет в подъезде должен производиться косметический ремонт), или ступеньки разрушаются при входе — всё это жилищные услуги. Здесь не поможет никакой контроль со стороны министерств и ведомств, только суд. Или, может быть, жилищная инспекция, которая оштрафует управляющую компанию за то, что та не может 10 лет починить крышу и жильцов «топит» при каждом ливне. Да и то скорее не оштрафует, а вынесет предписание, и после нескольких предписаний одного директора УК сменят на другого. Но к ремонту крыши это не имеет никакого отношения. Если нужна не смена руководства управляющей компании, а ремонт, то поможет только суд. Собственники должны обращаться в суд, делать экспертизу — и тогда будут результаты. Просто обращаться в УК и просить — бессмысленно. 

Как считает другой саратовский правозащитник, у каждого собственника жилья есть законодательная возможность добиться ремонта в многоквартирном доме, просто мало у кого есть желание этим заниматься.

— Обычно люди звонят, жалуются: мол, в подвале плохие трубы и стоит вода, протекает кровля, возле подъезда нет света, а управляющая компания ничего не делает. И ждут, что по мановению волшебной палочки всё будет исправлено, — говорит Алексей СУСЛИКОВ, заместитель председателя саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей». — К сожалению, у многих граждан, особенно пожилых, остался советский менталитет — они не способны самостоятельно бороться за свои права и считают, что кто-то должен прийти и всё за них сделать. Конечно, есть собственники, которые добиваются оказания качественных коммунальных и жилищных услуг. Ведь для этого порой достаточно вмешательства специалистов Рос­потребнадзора и решения суда. Но таких граждан очень и очень мало.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий