Каждый год в конце августа дочь приносит новые учебники. И я их первый читатель. Ворчливый и въедливый. Семья у нас такая. На мне все испытывают. Вот только жена с молоком подходила перед тем, как ребенку дать. Попробуй, мол, не прокисло?
Итак, в пятом классе – осанна! – поставлен крест на Анишит Йокоповне и ее сподручных – жуткого вида кроте и крысе. Для тех, кто не в танке, скажу, что эти отвратительные персонажи четыре года помогали ученикам начальной школы изучать письмо и счет, постоянно морализируя и наставляя. Так вот больше их нет. С детьми теперь разговаривают, как с вменяемыми.
Учебник по математике заставил задуматься о скоротечности времени. Отдельно здесь помечаются "Старинные задачи". Тут про фунты и кузнецов. Есть задачки Магницкого, Толстого. Про то, как у одного мужика было 23 овцы, а у другого – на семь меньше.
Но понимаю, что старинной можно считать уже и задачки из нашего времени. Это где ученик токаря за смену выточил на станке на 35 деталей меньше самого токаря. Или вот, например, про шестые классы, которые убирали овощи. Кто-то лучше работал, кто-то хуже. Одни свеклу загружали, другие – картошку. Современным детям уже не понять, что их сверстники в урочный час делали в поле. А если не в урочный, почему их заставляли работать в каникулы. Сегодня из-за этого такой скандал можно замутить!
Я так понимаю, к старинным довольно скоро отнесут и задачку, начинающуюся словами "На полке стояло 12 книг…" Как это они там "стояли"? Книги ведь загружают и сносят. Переписывать надо. В планшете было 50 книг, двенадцать из них Петя удалил, сколько осталось?
Учебник по русскому языку корректен и аполитичен. Примеры исключительно из классики, не придерешься. Но вот собственные пояснения тоже наводят тоску. "Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тетю Дашу". Нужно расставить знаки препинания. "Все ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учеными, но, к сожалению, не все понятно".
Ой ты господи, тоже мне проблема! Да позовите сегодняшних пользователей социальных сетей, которые только так и пишут, любые тексты переведут! Если судить по тому, как изъясняются, Русь у нас нынче самая что ни на есть древняя! Ну когда на олбанский не переходят.
Читаешь "Биологию" и не понимаешь, почему столько места уделено всяким грибам и червям. Ей-богу, про человека меньше написано. Хотя там интересно. Например, про то, что сегодня по планете бегает человек разумный, а его предком был человек умелый. Причем последнего отличало "умение добывать огонь, строить жилища и совместно охотиться на крупных животных". Ну и что? В Заводском районе и сейчас полно умелых саратовцев. Они, к слову, и переведут что нужно и куда нужно. Легко.
"Обществознание" – предмет идеологический, потому надо быть настороже. В учебнике 2012 года выпуска под редакцией Боголюбова и Ивановой Крым еще украинский. Смело ставьте пятерку ученику, который укажет на это обстоятельство. Независимо от того, как он к этому относится. Внимательность – прежде всего. На той же карте и Курилы еще российские. А, впрочем, извините, они и есть российские.
Поскольку задача перед авторами учебника – вырастить достойного члена общества, с первых же страниц на школьников обрушиваются вопросы: "Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? Мне интересно, что на это скажет ваш пятиклассник, но, полагаю, и ученики более старших классов на второй вопрос ответят утвердительно.
"Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучия и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям".
То есть с первых лет жизни маленького россиянину приучают к мысли, что счастье, благополучие и сытая жизнь ему не светят, если он выберет служение Родине и посвятит себя совершению добрых поступков. Это как Медведев недавно сказал – про мало зарабатывающих учителей и призвание, которое должно примирять их с низкими доходами.
Впрочем, это в учебнике. А вот телевизор и интернет полны других примеров. Телевизор и интернет ориентируют зрителей и пользователей как раз на сытую жизнь. Больше того, вот эти самые учебники с такой идеологией появились в наших школах по заказу людей, у которых на первом месте как раз собственное благополучие. То есть они хотят нам добра и даже, наверное, очень гуманно к нам относятся, но дома у них выше, яхты у них не просто больше, а как бы это… ну в общем, их не с чем сравнивать. Машины, шубы, зарплаты, "золотые парашюты". У доброго и честного вы этого никогда не найдете. А самое главное – дети их учатся в других странах и по другим учебникам.
Ну и что в итоге, какой путь предпочтет юный житель России?
Есть, конечно, и откровенно пропагандистские тезисы. Пишут, например, о значении семьи для страны и добавляют: "Поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобрести жилье, обеспечивает возможность трудиться ее членам и воспитывать детей".
Я думаю, знаете, откуда эта фраза взялась в "Обществознании" за 5-й класс? Авторы наверняка изучали опыт других стран, читали учебники и какие-то куски, общие для цивилизованных государств, попросту переписали. Вот это явно из шведского учебника. Или финского. Тот, кто переписывал, в этот момент просто отвлекся – пил кофий или смотрел футбол – и переписал лишнего. Такого, что к нашей стране никакого отношения не имеет.
Дальше говорится о том, что нужно экономить электроэнергию, которой почему-то не хватает. (Это в России-то?) И даже есть ссылка на сайт какого-то энергосбыта. Призывают больше читать и рекламируют пару журналов, что вообще ни в какие ворота.
Советуют меньше времени проводить за компьютером, напоминают, что, когда ребенок играет в компьютерную игру, он может потеряться во времени и не успеть сделать что-то важное. Вместе с тем не предлагается ровным счетом ничего, что могло бы отвлечь дитя от компа. Такого, что было бы интереснее.
И понятно, что реакция на такие пожелания, будет ерническая. Посмеется ребятня, потому что перед глазами совсем другие примеры – мама, не вылезающая из соцсетей, папа, не подпускающий никого к телевизору, когда там идет футбол.
Кстати, о Швеции. В учебнике "Обществознание" хотелось бы наряду с иными найти главы, в которых говорилось бы не только об устройстве нашего общества, но и в которых сравнивалось бы наше общество и общества других государств, той же Швеции. И объяснялось попутно, почему в богатейшей стране мира уровень жизни ее граждан в разы ниже. Тоже задачка старинная. Но внятного ответа не получившая до сих пор.
Дмитрий Митрошин