Главная / Издания / Тайны подвалов и колодцев коммунальных служб

Тайны подвалов и колодцев коммунальных служб

Тайны подвалов и колодцев коммунальных служб
14 сентября 2016

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№38 (995) 14.09.2016

ЖКХ и преступления — эти понятия в сознании саратовцев сливаются воедино.

Где кружатся самые крупные суммы «теневых» денег? Где проворачиваются самые серьёзные махинации (причём в режиме нон-стоп)? И наконец где орудуют те, на кого невозможно найти управу? Наверняка большинство жителей Саратова (как, впрочем, и других российских городов и весей) ответят с убеждённостью: в сфере ЖКХ. Не факт, что это на самом деле так. Но люди в этом уверены, поскольку само сочетание звуков ЖКХ вызывает у простых смертных ощущения, схожие с зубной болью. Преступления, так или иначе связанные с коммунальным хозяйством, не просто имеют свою специфику — они могут служить показателем того, как деловые люди в наше время решают проблемы оптимальным для себя способом. Причём, как правило, в таких случаях обе стороны — берущая и дающая — имеют шанс соблюсти свою выгоду. Кто же остаётся в убытке? Все остальные — то есть мы с вами.  

 

Полмиллиона за брак в работе

В начале прошлой недели наиболее громким происшествием в Саратове стало задержание и. о. руководителя одной из главных коммунальных служб нашего города на Волге, а именно МУП «Водосток». Кто не знает, на это предприятие возложена важнейшая задача — защищать город от подтопления, то есть своевременно отводить воду с улиц, чтобы не допустить разрушающего воздействия жидкости на городские строения. И возглавляет МУП известнейший в регионе и во всей стране человек — Герой России Александр ЯНКЛОВИЧ, в прошлом — боец спецназа, получивший это высокое звание за подвиг, совершённый в ходе боевых действий в Чечне. 

И вот в то время, когда столь заслуженный руководитель находился в отпуске, лицо, его заменяющее, вдруг засветилось в криминальной истории. Конечно, спустя несколько дней после задержания окончательные выводы делать рано, но тем не менее фигурантов уголовного дела — их двое, уже арестовали (пока на два месяца) и предъявили им обвинение. 

Как рассказал корреспонденту нашей газеты старший следователь следственного отдела регионального СУ СКР по Октябрьскому району города Саратова Дмитрий НИКОЛАЕВ, предварительная версия случившегося заключается в следующем. Если коротко в Заводском рай­оне на улице Томской некая строительная организация вела так называемые скрытые работы по прокладке ливневого коллектора — гидротехнического сооружения, предназначенного для отвода дождевой и талой воды. Чтобы понять, насколько это важно, достаточно заметить, что, во-первых, от того, как действуют магистрали ливнёвки, зависит чистота улиц, скверов, парков, дворов, вообще всей наземной части города. Во-вторых, в коллекторах накапливается огромное количество воды и в случае их неправильного устройства эта жидкость может вырваться на свободу и стать неуправляемой, что представляет опасность уже для подземной части всей городской инфраструктуры. Иначе говоря, случись что-нибудь с коллектором, беды не оберёшься. 

Когда строители своё дело завершили, вдруг возникла проблема. Представители «Водостока» заявили им, что они схалтурили, допустили серьёзные погрешности и принять их работу, подписать акт о выполнении, невозможно.

Принимающая работу сторона предложила строителям два пути выхода из ситуации. Первый — срочно устранить все неполадки. Но предупредили, что это встанет в кругленькую сумму — порядка трёх миллионов рублей. Такая перспектива прокладчиков коллектора, конечно, не слишком обрадовала. 

Но, как всегда, нашёлся и запасной путь. Можно обойтись меньшими затратами — всего полмиллиона рублей. Только направить их надо не на повторное проведение работ, а на расчётный банковский счёт, который руководящие работники МУП «Водосток» укажут (как оказалось, счёт был открыт на имя приятеля одного из представителей городской коммунальной службы). 

Директор строительной фирмы был слегка оглушён озвученными суммами. Он сказал строгим приёмщикам работы примерно следующее: три миллиона вовсе запредельная цифра, но и полмиллиона — чересчур. Нельзя ли немного уступить? В итоге сошлись на двухстах тысячах руб­лей. По поводу оставшихся трёхсот тысяч было выдвинуто следующее условие: техника и работники проштрафившейся фирмы должны отработать их на одном из объектов «Водостока» в том же Заводском районе Саратова. 

Всё пошло своим чередом: техника — два КамАЗа и трактор — отправились благоустраивать чужие объекты (разумеется, безвозмездно), 200 тыс. руб. пошли на банковский счёт человека, который вовсе не подозревал, что участвует в такой сложной комбинации. Третьим же звеном в этой цепочке оказалось заявление, которое директор строительной организации, вынужденный откупаться от коммунальщиков, направил в полицию и в подразделение Следственного комитета России. 

5 сентября многоходовая партия завершилась — начальника ремонтно-эксплуатационного участка МУП «Водосток» задержали при получении банковского чека. Он сразу же заявил, что действовал не самостоятельно, а по указанию главного инженера, который сейчас исполняет обязанности директора предприятия. И. о. позвонили и предложили прибыть на место событий. Он согласился. 

Теперь оба фигуранта, как уже говорилось, арестованы. При этом старший следователь Николаев сообщил корреспонденту «МК»в Саратове», что и. о. свою вину категорически отрицает, утверждая, что начальник участка всё затеял без его ведома — и с техникой, и с деньгами, а теперь оговаривает своего, пусть временного, руководителя. Ну а второй задержанный на это вполне резонно возражает, что в такой серьёзной организации, как «Водосток», тайком от начальства ничего сделать невозможно. Особенно если дело касается финансов и работы с чужой техникой. 

Следует оговориться по поводу того, в самом ли деле строители сильно «накосячили» и стоит ли работа над их ошибками столь солидной суммы, как три миллиона рублей,  — окончательный ответ должна дать техническая экспертиза. Не исключено, что всё это оказалось придуманными «страшилками», цель которых — напугать и заставить раскошелиться. 

Но главный урок этой ещё не завершённой истории не в этом. Она в очередной раз высветила особые отношения в сфере городского коммунального хозяйства. Устранение недостатков в работе — крайний вариант, к которому, видимо, прибегают лишь в исключительных случаях. Куда более распространённый способ решения любых хозяйственных проблем — мировое соглашение между сторонами, сдающими и принимающими объект. За определённую мзду, которая соответствует негласно действующему тарифу, все вопросы решаются. У кого проблемы с деньгами, может заплатить натурой, то есть отработать. После этого о неисправных коллекторах, колодцах, трубах и тому подобном можно забыть. Кому? Тем, кто ими занимался по долгу службы. А вот тем, кто пользуется всем этим хозяйством, периодически приходится вспоминать недобрым словом горе-мастеров, по вине которых происходят аварии и целые районы без всякого предупреждения остаются, например, без воды. И подобных случаев здесь более чем достаточно. 

 

Вода живая или мёртвая?

Саратовцам, интересующимся общест­венно-политическо-правово-криминальной жизнью своего города, очень памятен целый каскад уголовных дел, возбуждённых лет 7-8 назад в отношении руководства МУПП «Саратовводоканал». Кстати, как раз весной нынешнего года тогдашний руководитель этой организации Лариса АБРАМОВА условно-досрочно освободилась из исправительной колонии, где отбывала наказание. Нет, не подумайте — она была осуждена не по тем уголовным делам, что возбуждались в отношении Саратовводоканала! После того как её в 2009 г. всё же уволили — тогда в Саратове произошла целая серия крупных аварий водопроводных труб, что объясняли их сверхъестественной изношенностью, — эта дама возглавляла сеть гостиниц и была уличена в крупной растрате. Надо же было её всё-таки за что-то посадить... 

А в бытность Абрамовой главой Саратовводоканала журналисты называли её «хозяйкой мёртвой воды», указывали, что «издевательство водоканальцев над жителями города превзошло все пределы», и подсчитывали, сколько десятков миллионов бюджетных рублей она истратила на торжества с участием своих близких родственников. 

Что в этом правда, а что кривда — судить не возьмётся никто, поскольку ни одно из возбуждённых уголовных дел не было доведено до суда. Поэтому теперь остались лишь воспоминания о том, как в офисах Саратовводоканала проводились обыски с привлечением бойцов ОМОНа и СОБРа, изымались кучи документов, всё переворачивалось вверх дном. Результат? Нулевой. Если за что-то и судят, то не за хищения в сфере ЖКХ. 

 

УК РФ не для УК?

Напрашивается вопрос: а как же быть собственно с ЖКХ, то есть с работой так называемых управляющих компаний? На них все жалуются. А их за это кто-нибудь наказывает? 

Скажу сразу: ни одного громкого, по-настоящему резонансного дела в этой сфере нам обнаружить не удалось. Разве что за исключением пресловутой «банды Прокопенко», но там всё остаётся под очень большим вопросом. 

Да, прокуратура и прочие правоохранительные структуры регулярно отчитываются о том, сколько уголовных дел возбуждено по нарушениям в данной отрасли и сколько миллионов рублей возвращено потерпевшим, то есть рядовым жителям Саратова, обычным гражданам России. Например, за 2015 г. было возбуждено более 50 уголовных дел и возвращено гражданам около 27 млн незаконно захваченных рублей. Вот только правозащитники, специализирующиеся в данной сфере, говорят о другом (правы они или не правы — другой вопрос). Ведь уголовные дела и возвращённые миллионы исчисляются десятками. А заявления, поступающие в органы с жалобами на беспредел управляющих компаний, исчисляются десятками тысяч — один правозащитник сказал мне, что их ежегодно бывает от 10000 до 15000. Ну а деньги, которые незаконно присваиваются УК, если верить некоторым саратовским аналитикам, измеряются не миллионами, а миллиардами рублей. 

Так ли на самом деле? Ответ дать трудно — и не в этом ли причина того, что уголовные дела, возбуждаемые в отношении управляющих компаний, если и доходят до суда, то завершаются присуждением символических штрафов и тому подобным 

Если кто-то не согласен с высказанными мыслями — приглашаем к разговору. И главной темой, на наш взгляд, в нём должна быть идея — как включить управляющие компании (УК) в сферу действия российского законодательства, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? 

Если кто-нибудь знает ответ — пусть предложит.

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий