Главная / Издания / Технология без труда

Технология без труда

Технология  без труда
21 сентября 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№39 (996) 21.09.2016

Саратовские школьники займутся общественно-полезной работой.

Учебный год обещает быть насыщенным. Новый министр Ольга ВАСИЛЬЕВА, выступившая на Всероссийском родительском собрании в канун Дня знаний, порадовала школьных педагогов. Некоторым даже показалось, что они возвращаются в благодатное советское время, когда труд учителя был почётным и уважаемым, не зависел от стоимости одного ученико-часа и красочного оформления собственного портфолио. Одним из новшеств, которые озвучила министр образования РФ, является введение обязательного общественно-полезного труда для школьников и реформирование уроков труда. В нововведениях разбирался «МК» в Саратове».

 

Большая перемена

Новый министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА, сменившая на посту «проштрафившегося» Дмитрия ЛИВАНОВА, привлекла к себе внимание после яркого выступления на встрече с представителями родительской общественности. Вот несколько самых примечательных заявлений главы ведомства: «Из образования должно уйти слово «услуги»! Здесь не может быть никаких услуг: мы не оказываем услуги, а обучаем и воспитываем», «Я буду категорически против натаскивания на ЕГЭ в послеурочное время в школе!», «Вместо третьего урока физкультуры можно сделать третий урок — ритмика, спортивные движения под музыку». Новая глава ведомства также сообщила о постепенном переходе на пятидневку, что, несомненно, порадует учеников и их родителей. Основной же задачей на своём посту Васильева считает «заботу об учительстве, поскольку учитель — это главный человек в процессе образования». Но мы остановимся только на  одном новшестве, которое проанонсировала новый министр. 

В школах возрождается трудовое воспитание в формате уроков труда, которые сегодня называются «технологией», а также в виде общественно-полезного труда, что подразумевает бесплатные отработки, начиная от уборки классов и заканчивая благоустройством школьной территории. Уроки технологии сегодня закреплены образовательным стандартом, но предполагается, что они будут реформированы. Скорее всего увеличится количество часов и расширится практическая часть. Что же касается общественно-полезного труда, то он требует создания методичек. И работа над ними, как сообщила Ольга Васильева, идёт полным ходом. Уже со следующего года школьный труд во дворе или в помещении школы войдёт в общую практику. Причём, как считает новый министр, спрашивать разрешения у родителей на общественно-полезный труд — «чрезмерная мера». 

Пока же школьные отработки идут вразрез с положениями федерального закона «Об образовании в РФ», которые запрещают привлекать учащихся к труду, не связанному с процессом обучения, без их согласия и согласия родителей. Те образовательные учреждения, которые нарушат закон, ждёт строгое взыскание. В Саратовской области прокуроры неоднократно накладывали протест на локальные акты образовательных учреждений. Особенно прославился Аткарский район, где школяры не только прибирались в классах, но и мыли столы с посудой в столовой. 

 

Простое хламство

Несомненно, детей нужно приучать к труду, причём с малых лет. Но, как уверены современно настроенные учителя, делать это должна семья. Консервативно настроенная педагогическая общественность, ещё помнящая советские времена, не видит ничего плохого в том, что ребёнок вымоет доску, польёт цветы или поработает на школьном участке.

— Общественно-полезный труд, на мой взгляд, хорошая идея, — считает Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса. — Поскольку дети сегодня не умеют даже тряпку в руках держать. Говорят: а зачем нам это, дома пылесос есть. Поэтому, думаю, что подобная инициатива, закреплённая на федеральном уровне, будет только на пользу. Кроме того, общественно-полезный труд хоть немного научит детей беречь школьное имущество. Ведь раньше, когда ученики парты отмывали, они же и следили, чтобы на них никто не рисовал. 

Андрей РЫЖКОВ, директор одной из балашовских школ, говорит, что некоторые учебные учреждения всё равно находят выход из положения. К примеру, объявляется экологическая акция, в рамках которой дети могут участвовать в облагораживании школьной территории.

Комментарий эксперта

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— Для того чтобы возродить общественно-полезный труд на обязательной основе и без разрешения родителей, нужно внести изменения в массу документов, в том числе и в федеральный закон «Об образовании в РФ». Хотя сложно представить, как в школы вернётся дежурство по классу, пятая трудовая четверть, во время которой ученики на школьных каникулах мыли, красили, ремонтировали. На мой взгляд, сегодня возродить всё в той форме, как было 20-30 лет назад, — нереально. Родители и дети по-другому настроены и вряд ли будут рады обязательному труду. Тем более что в крупных мегаполисах мамы и папы дожидаются летних каникул, забирают ребёнка и уезжают далеко и надолго. 

По мнению Андрея Рыжкова, логика нововведения понятна: сейчас ребёнок — потребитель услуг, поэтому он ничего не бережёт, ему ничего не жалко. Если же он вложит свой труд в благоустройство пусть даже школьной территории, то уже не будет бегать по клумбе, посаженной его классом, или ломать ветки дерева, которое сам же и посадил.

— Есть хороший анекдот: в России на уроках труда до сих пор собирают табуретки, а в Китае — айфоны, — смеётся Андрей Георгиевич. — На уроках технологии, которые ведут трудовики старой закалки, школьники работают руками. Но когда приходят молодые преподаватели, практика заменяется теорией. Тем более что программа предмета «технология» имеет очень большой теоретический материал, ученики только пишут и зубрят. Много лет назад меня назначили в одну из школ. Прихожу на уроки труда и вижу, что дети толстые общие тетради исписывают до последнего листа, преподаватель — молодой учитель. Я его заменил, взял профессионального столяра — и дело пошло. Нашли деревяшки, начали что-то выпиливать, мастерить. Станки запустили впервые, школьники увидели, что станки, оказывается, могут работать. В итоге учителя потом жаловались: мол, детишки все деревяшки, которые были в микрорайоне, собрали, из дворов потаскали, вывезли. Вот вам разный подход к урокам труда. 

Но, как указывает директор школы, здесь не обошлось без «больного» кадрового вопроса. Найти хорошего трудовика сегодня дело не из лёгких. Порой в сельских школах учитель истории ведёт и предмет «технология». Ещё один немаловажный момент: для того, чтобы полноценно проводить уроки, должна быть база — инструменты, расходные материалы, но на эти нужды школам деньги не выделяют. Хочется надеяться, что, если новый министр образования заговорила о новом формате уроков труда, она позаботится и о дополнительном финансировании школ.

 

Школьная артель

Однако в маленьких районных центрах общественно-полезный труд не уходил из общеобразовательных заведений. 

Как рассказала Ирина САЛЕНКО, директор средней общеобразовательной школы № 14 имени П. А. Столыпина города Пугачёва, в учебном учреждении есть субботники, воскресники, второй год работает проект «Наш школьный двор». У каждого класса есть свой участок, который ученики благоустраивают: сажают деревья, создают красивые клумбы.

— Конечно, мы соблюдаем закон «Об образовании в РФ» и родители пишут нам согласие на участие детей в общественно-полезном труде, — говорит директор школы. — Школьники у нас даже окна моют совместно с родителями и техперсоналом. Не занимаются только мытьём полов — для этого есть уборщицы.

Своё мнение о грядущем образовательном новшестве высказал Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района, один из финалистов федерального конкурса «Лучший директор школы-2014». Как считает педагог, школьный труд идёт детям лишь во благо. 

Комментарий эксперта

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района:

— Я не вижу ничего страшного в том, если труд школьников направлен на самообслуживание. То есть когда с разрешения родителей ученики дежурят по классу, проводят генеральную уборку, облагораживают территорию вокруг школы. Конечно, и у нас были родители, которые возмущались: мол, в Алгае школьники не дежурят! Но в целом подавляющее большинство мам и пап положительно относятся к детскому труду, говорят: дома ребёнка ничего не заставишь делать, пусть хоть в школе поработает. Разумеется, здесь очень важно придерживаться золотой середины. Чтобы не было возврата в советские времена, когда учеников водили в коровники помогать. Это совершенно ни к чему, тем более что многим такая «трудовая практика» вообще в жизни не пригодилась.

Но школа в селе Камышки — сельская, дети сибаритствовать не привыкли, ведь в каждом домашнем подворье скотина, огород.

— При школе есть небольшой земельный участок, ребята на нём выращивают огурцы, помидоры, морковь, — рассказывает Сергей Петрович. — Конечно, это небольшие объёмы, но ученики сами выбирают сорта, проращивают рассаду, ухаживают за школьным огородом с большим удовольствием. Подобный труд для детей в радость, плюс он готовит их к взрослой жизни на селе.

 

Плоды посещения

Но то, что уместно в районных центрах губернии, не прижилось в областном центре. Директора нескольких школ Саратова подтвердили, что сегодня ученики не прибирают классы, не моют окна и полы, максимум — субботник по благоустройству школьной территории, и то — с согласия родителей. А соглашаются далеко не все. 

Как считает директор саратовского гуманитарно-экономического лицея, самое важное — это правильная организация школьного труда.

Комментарий эксперта

Михаил ОРЛОВ, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарно-эконо­мический лицей» города Саратова:

— Школьники не должны подменять дворника или уборщицу, они могут лишь помогать. Обычно согласие на труд ученика в школе или на территории учебного заведения выражают все мамы и папы, хотя в нашем лицее учатся дети из разных семей, в том числе обеспеченных. Родители хотят одного: чтобы всё было хорошо организовано и не вредило учебному процессу, для них это самое главное.

В отношении уроков труда, которые могут претерпеть изменения, Михаил Орлов высказывает следующее:

— На уроках труда у мальчиков и девочек разные образовательные программы, — говорит Михаил Игоревич. — В нашем лицее у мальчиков этот предмет связан с информатикой, ученики проходят производственную практику на предприятии «Нефтемаш». Поэтому, на мой взгляд, уроки по технологии — это не только неквалифицированный труд, как мы привыкли думать. Не обязательно собирать табуретки или выпиливать из дерева, главное — чтобы наравне с теорией была и практика, производственная база.

Нет сомнений, что инициативы нового министра сразу же набрали десятки тысяч голосов педагогов, помнящих советские времена. Вспомним, с чего начал свою деятельность на посту министра образования и науки ныне опальный Дмитрий Ливанов? С критики системы образования, в том числе, профпригодности педагогов, для которых он даже захотел ввести специальный дополнительный экзамен. Осталось дождаться воплощения в жизнь новых образовательных инициатив.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий