Главная / Издания / Ценник на знания

Ценник на знания

Ценник на знания
28 сентября 2016

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№40 (997) 28.09.2016

У саратовцев появится шанс получить второе высшее образование бесплатно

Замечено: если полезная инициатива увидела свет, значит, она исходит от общественников. Конечно, не факт, что её поддержат власти, тем не менее надежда на лучшее всегда умирает последней. На сайте «Российской общественной инициативы» появилось предложение: сделать второе высшее образование бесплатным для тех, кто первое получил на коммерческой основе. Логика понятна: заплатил один раз — второй можешь учиться бесплатно, что вполне соответствует нормам российского законодательства. Саратовские эксперты разошлись во мнениях, нужно ли делать вторую «вышку» доступной для всех желающих. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

А ну-ка поступи!

На интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» (РОИ), созданном в 2013 г. по указу Президента Владимира ПУТИНА, появилось интересное предложение. Предоставить гражданам право на бесплатное второе или последующее высшее образование на конкурсной основе один раз в жизни, если первое было получено на договорной основе. То есть если вы платили за учёбу в вузе первый раз, затем можете обучиться новой специальности совершенно бесплатно. Причём это ничуть не противоречит российскому законодательству.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 федерального закона «Об образовании в РФ» гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность высшего образования (на конкурсной основе), если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция РФ даёт право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении бесплатно (статья 43).

Однако реалии последних лет показывают, что получить первое высшее за счёт государства не так-то просто. На некоторых специальностях бюджетные места отсутствуют вовсе (взять, к примеру, технические вузы, из которых волей федеральных образовательных чиновников «вымывается» гуманитарное направление). На других их минимум, зато коммерческих — на любой вкус. Согласно последним данным, в Саратовской области на договорной основе обучаются примерно 50% студентов, похожая ситуация наблюдается и в других российских регионах.

Правда, новая инициатива прописывает важное условие: второе высшее без материальных затрат станет реальным лишь по результатам вступительных экзаменов.

Интересно, что несколько лет назад похожие идеи выдвигали депутаты Госдумы РФ. Первыми тему подняли члены партии ЛДПР. В 2013 г. депутат Государственной думы Валерий СЕЛЕЗНЁВ предложил перевести на бесплатные рельсы второе медицинское образование. По словам народного избранника, перевод «вышки» в ранг бесплатных позволит привлечь в медицину тех, кто осознанно пришёл в профессию. А это в свою очередь позитивно скажется на уровне российских врачей в целом и на отечественном здравоохранении. К тому же не у всех, считает Селезнёв, есть возможность оплатить второе образование после получения первого диплома, а работа медика не окупает тех затрат, которые вложены в знания. «Коррупция и взяточничество в медицинских вузах приводит к тому, что диплом фактически покупается. В итоге мы получаем специалистов без должного уровня подготовки и навыков, а люди, которые могли бы принести пользу обществу, остаются без права на реализацию этих желаний», — отметил депутат.

Но, как можно догадаться, это предложение не нашло поддержки. Более того, у депутатов из других партий появились вопросы. Мол, почему речь идёт только о втором медицинском образовании? А как же другие специальности? Ведь в любом направлении подготовки есть возможность «фактически купить диплом».

Ошибки своего предшественника учли депутаты из партии КПРФ, ровно через год представив собственное видение изменений в системе образования. Коммунисты предложили сделать второе высшее бесплатным для всех, независимо от того, было ли первое получено на коммерческой основе или же за государственный счёт. По мнению парламентариев, «поправки направлены на обеспечение равенства возможностей граждан в получении профобразования и больших возможностей смены профессий и специальностей».

Но, как и следовало ожидать, законопроект КПРФ остался лишь на бумаге. Может быть, сейчас, с приходом нового министра образования и науки РФ, ситуация изменится?

 

Ума не занимать

Саратовские эксперты осторожно отнеслись к новой инициативе.

Как считает Владимир МАКАРОВ, профессор, доктор географических наук, декан географического факультета СГУ им. Н. Г. Чер­нышевского, к подобному предложению следует подходить взвешенно и осторожно.

— Возникает немало вопросов, к примеру, почему человек не смог получить первое высшее образование за государственный счёт? — говорит Владимир Зиновьевич. — Не было бюджетных мест, оказался высокий конкурс или у него были низкие результаты ЕГЭ? И если такой «слабый» студент переходил с курса на курс только благодаря оплате за учёбу, зачем ему второе высшее образование?

Ему вторит кандидат социологических наук Марина МИХАЙЛИНА.

Комментарий эксперта

Марина МИХАЙЛИНА, кандидат социологических наук, заведующая кафед­рой социальной психологии образования Саратовского областного института развития образования:

— На мой взгляд, если абитуриент не смог поступить на бюджетное отделение, это говорит о том, что ему не хватило знаний. Ведь многие повторяют попытку поступления во второй и даже в третий раз, готовятся, занимаются и всё-таки поступают на «бюджет». Второе высшее образование человек решает получить осознанно, он точно знает, для чего оно требуется, и оплачивает учёбу. Если узаконить предложенную инициативу, пойдёт вал никому не нужных дипломов, люди будут поступать в вузы только ради ещё одной «корочки».

Конечно, предложение о втором высшем образовании за счёт бюджета имеет свои подводные камни. На кого пойдут учиться молодые люди во второй раз? Велика вероятность, что на тех же экономистов и юристов, которые сейчас стоят на бирже труда. Интересные данные собрал Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. И хотя аналитический отчёт готовился по цифрам двухлетней давности, актуальности не утратил и по сей день. Согласно исследованию, в России более 900 высших образовательных учреждений готовит юристов: этой специальности учат практически в каждом втором вузе. 70% российских правоведов, по данным отчёта, получают заочное образование, поскольку конкурс на «заочку» всего 1-2 человека на место. Но самое интересное, что около 80% будущих юристов учатся на платной основе и, что самое важное — главным поставщиком молодых специалистов данной профессии являются регионы, откуда выходят почти 70% правоведов. В Москве и Санкт-Петербурге обучаются лишь 20% юристов. Интересно посмотреть такой же расклад по экономистам, но пока, увы, никто подобной аналитики не представил.

Правда, согласно свежему исследованию ВЦИОМа, в нашей стране потихоньку начала расти популярность технического образования. Россияне хотели бы видеть своих детей и внуков специалистами в технической сфере (40%) чаще, чем в гуманитарной (16%).

Комментарий эксперта

Игорь ПЛЕВЕ, доктор исторических наук, профессор, ректор СГТУ им. Гагарина Ю. А.:

— На мой взгляд, это чисто популистская инициатива. Второе высшее образование — для взрослых людей, которые знают, зачем им нужно учиться и чего они хотят добиться в жизни. Не имеет значения то, что первое образование кто-то из них получил на договорной основе. Сейчас мода на второе, третье высшее образование, и если такое новшество ввести, боюсь, может начаться коллекционирование дипломов. А это совершенно ни к чему. Для тех людей, которые хотят расширить границы своих знаний, существуют курсы переподготовки, повышения квалификации и прочее. Считаю, что, второе высшее образование должно оставаться платным.

Тем не менее бюджетные места в институтах, университетах и академиях страны ежегодно урезаются. Незадолго до своей отставки министр образования и науки РФ Дмитрий ЛИВАНОВ сообщил о сокращении мест в российских вузах в два раза. Но буквально через два дня опроверг эту информацию, назвав её «провокацией». Что уже не спасло его карьеру на образовательной ниве. Сложно судить, что это было на самом деле: информационный «вброс» в массы и наблюдение за реакцией общества или же реальные планы Минобрнауки РФ? Ведь о возрождении рабочих профессий и нехватке трудовых рук главы различных министерств и ведомств сетуют давно.

 

Вузкое место

По мнению Ирины ЗАЙЦЕВОЙ, доктора медицинских наук, профессора кафедры инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н. Р. Иванова СГМУ им. В. И. Разумовского, инициатива о втором «бесплатном» образовании вполне уместна.

— К примеру, для того, чтобы доктору стать заведующим отделением или главным врачом, требуется дополнительное образование, — говорит Ирина Александровна. — Главному врачу — экономическое или юридическое, без этого никак. Или медик захотел приобрести дополнительную специальность, к примеру, обучиться по специальности «клиническая психология». Если он уже один раз отдал деньги за учёбу, почему нужно платить ещё? У нас сложилось не совсем верное впечатление о тех молодых специалистах, кто получает знания на договорной основе. Это не значит, что у них слабая подготовка, просто многие не прошли по конкурсу, который в медицинские вузы очень высок, или не добрали баллов.

Комментарий эксперта

Николай КУЗНЕЦОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор СГАУ им. Н. И. Вавилова:

— На мой взгляд, инициатива абсолютно разумна. Иногда бывает так, что первое высшее образование молодой специалист получил по инициативе родителей в юности, а потом понял, что не видит себя в профессии. Так почему бы не дать ему шанс и не позволить получить второе высшее образование, но уже бесплатно? Конечно, в этом случае требуется серьёзный отбор, который выявит, почему за первое образование ему пришлось платить. Нужно смотреть аттестат, оценки, баллы, должна быть конкурсная комиссия.

Но самое интересное, что часть молодых специалистов и сегодня имеет право на второе высшее образование. По крайней мере, так прописано в федеральном законе «Об образовании в РФ». В последнее десятилетие в России полным ходом идёт переход на болонскую двухуровневую систему — бакалавриат и магистратуру. В некоторых вузах остался специалитет, но его становится всё меньше и меньше. Первым уровнем является бакалавриат, после обучения в течение четырёх лет молодому выпускнику вуза выдаётся диплом о получении высшего образования. Второй уровень — магистратура, куда нужно поступать заново, сдавая экзамен по специальности в виде теста, и учиться ещё два года. В магистратуре есть как бюджетное, так и коммерческое отделение. Казалось бы, зачем бакалавру грызть гранит науки дальше, ведь диплом на руках? Но, как показывает практика, работодатели крайне неохотно рассматривают бакалавров в качестве потенциальных сотрудников, считая такое образование неполным. И выпускники вынуждены поступать в магистратуру. Так вот, согласно статье 69, пункту 8 федерального закона «Об образовании в РФ» за счёт бюджета в магистратуру могут поступить бакалавры, а для специалистов магистратура считается уже вторым высшим образованием, которое стоит денег. Пока ещё выпускников-«четырёхлеток» у нас не так много, а специалистов — пруд пруди.

 

Около 80% будущих юристов учатся на платной основе, и что самое важное — главным поставщиком молодых специалистов данной профессии являются регионы, откуда выходят почти 70% правоведов.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий