Главная / Издания / Нещадная осень

Нещадная осень

Нещадная осень
05 октября 2016

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№41 (998) 05.10.2016

Под тихий шорох листопада в Саратове разбушевался криминал

Не хотелось бы продолжать тему, начатую нами в середине сентября, о том, что осень принесла с собой не только дожди и листопад, но и всплеск преступности. Однако реалии «золотого» времени года таковы, что криминальная тематика не смывается дождём, но, наоборот, проступает повсюду как грязь. С чем это связано — с погодой или с экономическо-политической ситуацией — бог весть. Но, по признанию знакомых сотрудников силовых структур, такой лихой осени не было уже давно...

 

«Вот и будь учёным…»

Так написал один из комментаторов в интернете под информацией об убийстве 27-летнего Александра ТРЕКОВА, которое потрясло весь Саратов. Мы кратко рассказывали о нём в прошлом номере газеты. Прошла ещё одна неделя — уже вторая после этого преступления, но оно пока не раскрыто. Хотя в дело брошены лучшие следователи города и области, из них создана специальная группа. Руководитель Следственного управления СК России по Саратовской области Николай НИКИТИН взял расследование под свой особый контроль.

В нашей области совершается от 100 до 150 убийств ежегодно. В прошлом году их было 120, в позапрошлом — 130. В среднем каждые три дня кого-то убивают. Почему же убийство молодого учёного Трекова, уже известного в своём возрасте как серьёзный изобретатель, вызвало такой огромный резонанс?

Да потому что оно напомнило саратовцам о том, что любые достижения, восхождения на жизненные вершины могут в любой момент быть оборваны. Причём самым жестоким и, главное, нелепым образом. 

Тот интернет-комментатор, которого я упомянул, обратил внимание на то, что молодой, талантливый, уже много сделавший для науки и способный сделать ещё больше человек ушёл из жизни из-за того, что на его пути встретилось какое-то ничтожество, явно ничего собой не представляющее и ничего в этом мире не добившееся. Получается, что убийца смог перечеркнуть путь, возможно, гениального программиста и изобретателя. Где же после этого искать справедливость — на земле или выше?

Напоминаем, если кто-то забыл, что Александр Треков вечером 21 сентября возвращался домой с работы и вдруг перестал отвечать на телефонные звонки своих родных. Те встревожились и отправились на поиски вместе с волонтёрами отряда «Лиза Алерт». Нашли к утру в кустах на улице Астраханской, близ пересечения с Шелковичной. На теле молодого программиста и специалиста по робототехнике было не меньше десятка ножевых ранений. Убийство произошло, по-видимому, не позднее семи часов вечера, то есть когда только смеркалось, почти среди бела дня и на людной улице.

Следователи сейчас отрабатывают все мыслимые версии. В интернет-дискуссиях же, разумеется, сразу стали обсуждать тему: кому мог помешать этот талантливый парень? Может быть, он слишком много знал? Или отказался выполнить чей-либо заказ? Наконец, не конкуренты ли направили руку убийцы? А то и друзья-завистники?

Никому не хочется верить, что человека с огромными жизненными перспективами убили какие-нибудь наркоманы или просто отморозки, которым он случайно встретился. Поэтому пытаются найти хотя бы какую-то серьёзную причину, чтобы ситуация не выглядела столь бессмысленной и оттого ещё более жуткой. 

В пользу того, что мотив жестокого убийства был всё же не тупокорыстный, сыграло и сообщение о том, что при убитом остался кошелёк с деньгами и ещё некоторые вещи, на которые могли бы польститься разбойники. Но позже последовало уточнение: рюкзак с сотовым телефоном и планшетом пропал. Так что чем-то убийца (или убийцы) всё же поживился. Хотя, как показывает история городских убийств, когда труп долго лежит на улице, в роли мародёров могут выступить обычные бомжи, проходившие мимо.

Руководитель следственного отдела регионального СУ СКР по Фрунзенскому району полковник юстиции Дмитрий Соколов, который координирует действия группы следователей СКР и сотрудников органов внутренних дел, созданной для работы по данному делу, сказал корреспонденту нашей газеты, что реальная надежда на раскрытие преступления в обозримом будущем, несомненно, есть:

— Определён чёткий круг подозреваемых, с которыми мы сейчас работаем. Кроме того, очень помогло изучение большого количества видеоматериалов с места совершения преступления. 

Все желают, чтобы преступника поскорее постигла кара. Знал ли он, какую жизнь обрывает? Вряд ли — да и не понял бы...

 

Чёрная магия сентябрьских чисел

Странное совпадение, но нынешнее убийство заставляет вспомнить преступление, совершённое в Саратове ровно пять лет назад, почти день в день — 23 сентября 2011 г. Обстоятельства и дата совпадают настолько, что наводят на мысли о некоей роковой цикличности. Ровесник и тёзка Трекова — 26-летний Александр ШИКИН, тоже был молодым, успешным и перспективным. Только проявлял себя не в технической науке, а в финансовой сфере — занимал важный пост в Главном управлении Центрального банка России по Саратовской области. И ещё он собирался жениться. 

В ночь на 23 сентября он шёл домой с проспекта Кирова — до дома было рукой подать, но дойти туда Александру было не суждено. Около двух часов ночи прохожие, которых в центре города хватает в любое время суток, увидели на улице Волжской истекающего кровью парня и вызвали «скорую помощь». В больнице Шикин, раненный ножом в грудь и в живот, скончался. В том районе установлено немало видеокамер, но преступников удалось вычислить лишь через два месяца, в ноябре. Причина? Как ни странно, уже на следующий день их задержали, но за другое преступление — разбой в районе политеха. Искать в камерах СИЗО догадались не сразу. 

Картина преступления оказалась до жути примитивной. Шли по улице Волжской ночью, увидели хорошо одетого парня. Заступили ему дорогу и, угрожая ножом, потребовали отдать деньги и вообще всё ценное, что есть. Ночной прохожий оказался не из робких и оказал разбойникам сопротивление. Один трижды ударил его ножом, а второй снял с руки раненого дорогие часы. Вот и вся добыча. 

Тогда интернет тоже взорвался отзывами, полными ужаса и негодования: как же так, молодого, перспективного убили в самом центре Саратова, в пяти минутах ходьбы от дома? Куда смотрит полиция, для чего видеокамеры понаставили, ну и так далее. Убийцы в итоге получили приличные сроки заключения: один 20 лет, другой 12. 

 

Общественники проходят сквозь тюремные стены

Ещё одним важным событием если не криминальной, то общественно-правовой жизни Саратова в конце сентября стал флешмоб — акция мгновенной поддержки — объявленный в интернете известным саратовским юристом, членом Общественной палаты региона Николаем СКВОРЦОВЫМ. Цель флешмоба — привлечь внимание людей к положению, в котором оказался его друг, тоже юрист и тоже известный, Дмитрий МИНЕНКОВ. Он с июля находится в камере СИЗО по обвинению в покушении на хищение и причинение материального ущерба на сумму более ста миллионов рублей. В уголовном деле речь идёт об отношениях между двумя крупными фирмами. 

Скворцов уверен, что его товарищ вполне заслуживает более мягкой меры пресечения — например, домашнего ареста. Тем более что, по утверждению самого узника следственного изолятора, следственные действия с ним практически не проводятся. Известно, что председатель Общественной палаты Александр ЛАНДО также высказался по этому поводу: он считает, что в таких условиях на следственно-арестованного может быть оказано давление. 

Подобные акции не так уж часто, но всё-таки происходят в наших краях. Надо сказать, что до сих пор явного эффекта (в смысле влияния на судебные решения) от их проведения не было. Хотя для общественного мнения, возможно, всё это имеет определённое значение.

Можно вспомнить, как в 2008-2009 гг. в интернете был открыт сайт в поддержку арестованного депутата городской думы Саратова Михаила МАКЕЕНКО. Он обвинялся в попытке дать взятку работнику областной прокуратуры и в итоге был всё-таки осуждён, хотя во время судебного процесса происходили довольно странные вещи. Так, аудиозапись разговора депутата с прокурорским чином — главное доказательство по делу — то никак не могла обнаружиться, то стиралась, то восстанавливалась. К тому же эта запись оказалась очень плохого качества, и пришлось проводить целую серию экспертиз, причём не только в Саратове, чтобы удостовериться, что на диктофоне зафиксирован в самом деле голос Макеенко, а не кого-то другого. Тем временем на интернет-сайте появлялись обращения как отдельных людей, так и целых организаций, которые настаивали на том, что такого достойного человека держать в СИЗО неразумно. В итоге Михаила Макеенко всё же освободили под залог, но лишь после того, как он провёл в камере более семи месяцев, что превысило назначенный ему срок лишения свободы.

Ну а если заглянуть в историю саратовского правосудия ещё дальше, то всплывает история братьев ВРУБЕЛЕЙ, которых журналисты называли потомками великого художника, создателя образа Демона. Они обвинялись как участники в разбойном нападении на квартиру и в итоге тоже оказались в местах не столь отдалённых, хотя в Саратове активно действовал комитет спасения братьев Врубелей, куда входили немало известных общественных деятелей. В СИЗО носители знаменитой фамилии провели без малого пять лет, несмотря на требования отпустить мальчишек из хорошей семьи на свободу и избрать им более мягкую меру пресечения, вроде подписки о невыезде. 

Я говорю это к тому, что и на этот раз на стороне организатора флешмоба не столько юридические аргументы, сколько обращение к человеческим качествам представителей власти с призывом принять во внимание те же человеческие качества обвиняемого. Короче, в целях соблюдения справедливости призывают «перейти на личности».

И в случае с убийствами, о которых шла речь, резонанс вызван не столько масштабом преступления — бывали убийства более жестокие и дерзкие, — сколько личностями жертв. Не широкой известностью их, не положением в обществе, а именно личностными чертами. Люди всё ещё не понимают: как можно убивать таких славных парней, да ещё из-за того, чтобы поживиться мелкой добычей? И как знать, не это ли непонимание помогает им оставаться людьми, так и не принявшими повадок отморозков? 

 

Преступник или мститель?

Ну и самое «личностное» преступление, которое сейчас рассматривается в Саратовском областном суде, — убийство тренера по карате Азамата НОРМАНОВА, совершённое 30 ноября прошлого года его бывшим другом и отцом его ученицы Расимом КЕРИМОВЫМ. О том, как произошла эта трагедия со стрельбой в спортивном зале, где занимались не меньше двадцати детей и подростков, сообщалось уже многократно, и в нашей газете в том числе. Сейчас, когда подсудимый рассказывает о своих мотивах: мстил за оскорбление, якобы нанесённое дочери, слушатели и наблюдатели из тех, кто не связан родственными и дружескими узами ни с той, ни с другой стороной, сами того не замечая, выбирают своё отношение к происшедшему. И не так уж мало таких, кто считает, что отец вправе был мстить — хотя, наверное, не так страшно. Приговор, рискнём предположить, будет всё же обвинительным: оправдать убийство и к тому же ранение двух человек не удастся никакими отеческими переживаниями. Гособвинение попросило для Расима Керимова 25 лет лишения свободы в колонии строгого режима и выплаты почти 10 млн по гражданскому иску потерпевших родственников. Дочь убитого тренера по карате Дилрабо НОРМАНОВА, выступая в облсуде, произнесла: «Прошу суд назначить пожизненное заключение убийце моего отца».  

Я намеренно не стал ничего говорить о бытовых убийствах, которых за минувшие две недели было несколько, и о прочих безобразиях, вроде изнасилования отчимом падчерицы. От «чернухи» большинство людей давно устали. А от того, как воспринимаются преступления из разряда «резонансных», может быть, будет зависеть характеристика, которую дадут нашим дням не только знатоки криминальных происшествий, но и наследники этико-духовных традиций.

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий