Главная / Издания / Депутаты дают взятки, начальники колоний берут...

Депутаты дают взятки, начальники колоний берут...

Депутаты дают взятки, начальники колоний берут...
19 октября 2016

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№43 (1000) 19.10.2016

В октябре в Саратовской области завершено расследование сразу нескольких уголовных дел с участием народных избранников

По осени считают, оказывается, не только цыплят, но и материалы уголовных дел. То ли случайно, то ли божьим определением на этот сезон нынешнего года выпало завершение сразу нескольких криминальных историй с участием очень известных в нашем регионе людей. Прежде всего, это депутаты, которые, хотя и принимают участие в законотворческой деятельности, иной раз пытаются обойти закон путём целевых денежных вложений в руки госслужащих, а проще говоря — взяток. 

 

Неприкосновенность не спасла животновода 

Ровно неделю назад следственным управлением СК РФ по Саратовской области распространено сообщение, что отдел по расследованию особо важных дел завершил расследование очень серьёзного дела. 57-летний депутат собрания Марксовского района Бисимбай ШАРЛАПАЕВ обвиняется в том, что в середине августа передал заместителю министра сельского хозяйства региона сто тысяч рублей в качестве взятки. За этим занятием он и был задержан. Деньги, согласно версии следствия, положенной в основу обвинительного заключения, предназначались для того, чтобы экспертная комиссия областного минсельхоза выдала открытому акционерному обществу, которое возглавляет депутат Шарлапаев в качестве генерального директора, заключение о том, что оно соответствует «требованиям,  предъявляемым к определённому виду организации по племенному животноводству и эпизоотическому благополучию хозяйства» (так сказано в официальном сообщении СУ СК РФ).

12 сентября было сообщено, что на имущество депутата-предпринимателя наложен арест на общую сумму свыше 2 млн руб. — это сделано для того, чтобы обвиняемый не смог увернуться от штрафных санкций, которые могут быть на него наложены будущим приговором. 

Надо сказать, что наказание за взяткодательство согласно уголовному законодательству предусмотрено в довольно обширных границах — можно отделаться штрафом, правда, весьма солидным — до полутора миллиона рублей. А можно и за колючую проволоку попасть на немалый срок — до восьми лет, опять же со штрафом, по усмотрению судьи. 

Судя по тому, что депутата уже в августе заключили под стражу и поместили в камеру СИЗО, намерения в отношении него у служителей саратовской Фемиды весьма серьёзны. Кстати, тогда же администрация Алгайского района, где территориально расположено ООО, возглавляемое Шарлапаевым, обратилась в суд с ходатайством о том, чтобы Бисимбай Насырович остался на свободе. Районные чиновники мотивировали это тем, что он человек в своём деле незаменимый и его столь несвоевременное заключение может очень плохо отразиться на ходе уборочной кампании в районе. Но прокурорские работники оказались непреклонны, и суд с ними согласился. 

Задержание Бисимбая Шарлапаева и предстоящий в скором времени суд над ним могут войти в историю саратовского правосудия. Он является одним из крупнейших сельхозпроизводителей в нашей области, специализирующимся на развитии животноводства, что  в наше время становится привилегией немногих. К тому же известно, что господин Шарлапаев обладает повышенной амбициозностью и имеет высокое мнение о значимости собственной персоны. Данное обстоятельство не раз приводило  к тому, что у него появлялись враги, в том числе среди сельхозчиновников и коллег-аграриев. Поэтому уже сейчас начались разговоры о возможной «подставе» и «сведении личных счётов». Так или иначе, но на этот раз на скамье подсудимых оказался один из наиболее заметных и даже одиозных деятелей аграрного сектора. Судебный процесс наверняка станет захватывающим по зрелищности и напряжённости в противоборстве сторон. 

 

Дама занесла следователю за мужа

Почти одновременно с Шарлапаевым на скамью подсудимых попала ещё одна представительница местного корпуса народных избранников — депутат городского совета Петровска Лариса ГОРБУНОВА. 28 июля она пыталась дать взятку в размере тысячи евро следователю следственного отдела. На этот раз в истории присутствовал семейный мотив. В отношении супруга госпожи Горбуновой — бывшего главы Петровского района Сергея ГОРЯЧЕВА — не так давно было возбуждено уголовное дело по трём эпизодам «служебного подлога». Его заподозрили в том, что он назначил сам себе дополнительные выплаты из фондов районного бюджета, которые должны были служить ему оплатой за депутатскую (опять депутатскую!) деятельность. Ну а, как известно, согласно нашему областному законодательству главы муниципальных образований работают безвозмездно, то есть на общественных началах и никакой платы им не полагается. 

Жена, понятное дело, считала, что её мужа оговорили и подставили, вот и решила подбросить следователю денег на счастливую и богатую жизнь с тем, чтобы он разобрался в ситуации так, как ей нужно. В сообщении СУ СК РФ по Саратовской области  особо подчёркивается, что, предлагая сотруднику следственного отдела «штуку» евро, женщина настаивала именно на «полном, всестороннем и объективном» расследовании уголовного дела в отношении своего супруга. То есть взятка как бы должна была послужить благородному делу. 

Однако у следователя, которому эти деньги предназначались, как и у сотрудников ФСБ, проводивших операцию по задержанию предприимчивой дамы в одном из петровских кафе, на этот счёт было своё мнение — в итоге попытка спасти мужа привела ещё к одному уголовному делу. 

Здесь можно добавить, что Петровск не один год был на слуху в нашей области как город, где постоянно идут битвы за власть, причём соперники не останавливаются перед вполне себе криминальными и даже бандитскими приёмами. Достаточно вспомнить, как в 2011 г. там захватывали  кабинет главы администрации и поджигали дом кандидатки на это место. 

Глава района Сергей Горячев покинул свой пост по собственному желанию в конце мая нынешнего года. Меньше чем через два месяца против него было возбуждено то самое уголовное дело о служебных подлогах. А ещё три года назад, в декабре 

2013 г., жители Петровска обратились к своим и областным депутатам буквально с душераздирающим по тональности письмом, в котором умоляли спасти их от главного народного избранника — а именно Сергея Горячева. Там перечислялись его многочисленные грехи: отсутствие в городе горячей воды в летнее время; ежегодное весеннее подтопление части жилых массивов, за что полагается компенсация, но её не платят; ну и ещё отсутствие ямочного ремонта, переселения из ветхого жилья и всякое другое. Как видим, вопль души петровчан услышали лишь через три года  — не зря в поговорке закреплён именно такой срок ожидания обещанного. 

Следует добавить, что оба депутата — и Шарлапаев, и Горбунова — свою вину признают и дают чистосердечные показания. Посмотрим, что будет происходить в суде. 

 

Ружьё любимому «хозяину» от убийцы

И совсем уж необычное подношение, по предварительной версии следствия, получил начальник колонии-поселения в Красноармейском районе от одного из своих подопечных. 

В этой истории странно всё. Преступник, осуждённый за убийство с особой жестокостью, получает, что закономерно, большой срок — 18 лет — и отбывает его в колонии строгого режима № 23. Эта «зона» в Красноармейском районе, кстати, пользуется зловещей репутацией. Раньше здесь был не просто строгий, а особый режим, иными словами, попадали сюда только те, на чьё исправление не было надежд. Кстати, ещё раньше здесь помещалась так называемая «ментовская» зона для преступивших закон сотрудников правоохранительных структур. 

Но у героя этой истории Антона БЕСЧЁТНОВА то ли нашлись высокие покровители, то ли он просто под счастливой зэковской звездой родился. Так или иначе, но его спустя несколько лет перевели в колонию-поселение в том же районе — это самый мягкий вид лишения свободы, такие колонии зэки между собой называют «санаториями». Как ни странно, именно оттуда чаще всего и совершают побеги, хотя, будучи пойманными, «сидельцы» лишаются «санаторных» благ и попадают чаще всего на «строгач». 

Но у Антона, осуждённого за убийство, кражу и уничтожение имущества путём поджога, и здесь нашёлся покровитель. Да не кто-нибудь, а сам «хозяин» — начальник колонии-поселения. Как считает следствие, в декабре прошлого года они — преступник и офицер УФСИН — вместе сходили в оружейный магазин в Волжском районе Саратова. Там зэк купил ружьё и всё, что для него нужно, на сумму более 30 тыс. руб. Затем это он передал любимому «хозяину». Тот в долгу не остался: особо опасный преступник был полностью избавлен от штрафного изолятора и прочих мер дисциплинарного воздействия. И этого мало — он получил возможность выходить за пределы посёлка, где колония-поселение располагается. До сих пор о таких привилегиях для осуждённых приходилось слышать лишь в рассказах о «чёрных зонах» — таких, где мазу держат «криминальные авторитеты», «воры в законе» и прочие «положенцы», не признающие начальства и часто его прикармливающие. Саратовский же УФСИН всегда гордился тем, что на территории нашей области уже много лет не наблюдается «чёрных зон» — мы в «красном поясе». 

Кроме того, в феврале нынешнего года Бесчётнова отпустили в виде поощрения домой, повидаться с семьёй, которая живёт в уже упомянутом выше Петровске. Но тут он проявил неблагодарность и к доброму «хозяину» не вернулся. Нашли его через два месяца аж в столице нашей Родины Москве. Снова судили и отправили досиживать на «строгую» зону, откуда ему ранее удалось вырваться. 

И вот теперь дела начальника колонии стали достоянием гласности, соответственно, ему грозит за это уголовная ответственность. Из органов уголовно-исполнительной системы он уже уволился.  За получение взятки (не исключено, кстати, что эпизод с ружьём был не единственным) бывший  офицер теперь сам рискует стать заключённым. 

Взяточная мозаика осени напоминает нам ставшую общеизвестной истину: давать и принимать мзду в нашей стране могут все, по этим понятиям живут и те, кто законы устанавливает, и те, кто отбывает срок за их нарушение.

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий