Главная / Издания / Будущее Саратова

Будущее Саратова

Будущее Саратова
09 ноября 2016

Автор: Владимир Лещуков

saratov.gov.ru

МК в Саратове

№46 (1003) 09.11.2016

Областной центр облагораживает свой облик

Открытие новой пешеходной зоны на улицах Волжской, Октябрьской вместе с реконструированным фонтаном «Каскад», как и планировалось  изначально, состоялось 4 ноября, в День народного единства. Губернатор Саратовской области Валерий РАДАЕВ заявил на церемонии открытия: «Огромное спасибо Вячеславу Викторовичу ВОЛОДИНУ, который инициировал и поддержал этот проект. Обустройство пешеходной зоны на Волжской — только начало масштабных работ по изменению городского пространства, проводимых совместно с московским КБ «Стрелка». Вместе мы сделаем всё для того, чтобы Саратов стал уютным и привлекательным для наших жителей».

 

Новую пешеходную зону построили в рекордно короткие сроки. Если проспект Кирова строился два года, то Волжскую и Октябрьскую реконструировали за пару месяцев. Причём с использованием технологий, материалов, которые ранее не применялись при модернизации городских общественных пространств Саратова. Под плиткой создавалась специальная «подушка» из армированного железобетона, защищающая плиточное покрытие от проседания. Сама плитка называется «бельпассо премио». Её, согласно информации из каталога производителя, отличают низкое водопоглощение, высокая морозостойкость, стойкость к химическим и механическим воздействиям, нескользкая поверхность. Данную плитку ранее использовали, например, на территории Фрунзенской набережной в Москве, подмосковного инновационного центра «Сколково», «Экспофорума» Санкт-Петербурга и Олимпийской деревни Сочи. Объекты, сами понимаете, относятся к числу топовых в стране. Вряд ли там применяли бы некачественную плитку. Ещё из новшеств — широкая велодорожка, рассчитанная на двустороннее движение (ранее в городе появлялись лишь немногочисленные узенькие велодорожки). По ней, кстати, уже вовсю катаются велосипедисты. А освещают пешеходную зону металлические фонари, привезённые из Санкт-Петербурга и заменившие собой пластиковых предшественников.

Вопреки сомнениям мрачных скептиков и вечно всем недовольных оппозиционеров, амбициозный проект реализован. А любителям комментариев типа «лучше бы отремонтировали больше дорог» хочу сразу сказать: «В ваших словах нет ни капли оригинальности». Ибо в восьмидесятые годы прошлого века главный городской архитектор Саратова Юрий МЕНЯКИН представил проект превращения проспекта Кирова в пешеходную зону — и ему тоже горячо возражали, требовали вместо «иллюзорных фантазий мечтателя» направить финансы на асфальтирование дорожных поверхностей. Однако победило развитие. Проспект Кирова стал пешеходным в 1985 г. — раньше московского Старого Арбата, где пешеходные прогулки начались лишь в 1986-м. И сейчас уже никто из саратовцев не представляет город без проспекта Кирова. А если предложить вновь сделать там проезжую часть, пустить автомобили с троллейбусами — покрутят пальцем у виска. И правильно. Уверен, точно так же следующие поколения не смогут представить город без пешеходной Волжской. Недовольные, брюзжащие извечное «лучше бы отремонтировали дверь в моём подъезде», найдутся всегда. Слушать их — значит выбирать стагнацию и деградацию вместо развития.

Но, к счастью, такие мнения в меньшинстве. Основная масса горожан реагирует на новую пешеходную зону позитивно, «голосует ногами». Никогда прежде на Волжской не было такого количества гуляющих. Едва успели закрыть автомобильное движение — люди принялись с большим удовольствием дефилировать по бывшей дороге, наслаждаться видами роскошных особняков мукомолов Александра БОРЕЛЯ и Ивана ШМИДТА без припаркованных возле них сплошной «стеной» авто, созерцать с новых ракурсов выполненный в формах русского церковного стиля храм «Утоли моя печали» и замечательный образец сталинского классицизма — дом Жилкоопсоюза архитектора Фёдора ЛЕОНГАРДА.

В день открытия наблюдалась праздничная атмосфера. Огромное скопление людей, радостные лица, улыбки. Губернатор Валерий Радаев прогулялся по пешеходной зоне от здания консерватории до набережной Космонавтов, и по ходу движения многие люди благодарили его за «подарок городу». Особенно радовалась пешеходной зоне молодёжь, в окружении коей Радаев прошёл весь маршрут. Присутствовали и ветераны Великой Отечественной войны, и саратовские общественники — они наряду с губернатором контролировали процесс строительства пешеходной зоны от первого до последнего дня. Горожане постоянно фотографировались, делали селфи на самой пешеходной зоне и возле обновлённого фонтана «Каскад» — и днём и вечером, когда засиял стройный ряд фонарей, а у «Каскада» зажглась разноцветная подсветка. 

Символично, что такое единение власти и общества наблюдалось в День народного единства. Праздник этот, мы знаем, уходит корнями в 1612-й, к славным дням изгнания из государства польских интервентов народным ополчением во главе с Кузьмой МИНИНЫМ, Дмитрием ПОЖАРСКИМ. Чилийское «Elpueblounidojamás será vencido!» («Пока мы едины — мы непобедимы!») поэта Серхио ОРТЕГИ прозвучит более трёх с половиной веков спустя — а вековечные смыслы гигантской силы народного единения останутся теми же. Преодоление феодальной раздроб­ленности на Руси привело к избавлению от ига Золотой Орды, соединение патриотов в ополчении Минина и Пожарского быстро избавило Москву от отрядов Речи Посполитой. А в мирное время консолидация всех здоровых сил общества обеспечивает скорейшую реализацию созидательных проектов — таких как преображение городов.

Напомню, пешеходной Волжскую хотел сделать ещё Юрий Менякин, что в беседе со мной подтверждала его вдова, Ольга Александровна. Тогда для осуществления планов сначала не хватило финансирования, а потом свой пост покинул идейный сторонник модернизации городских пространств, председатель Саратовского горисполкома Юрий МЫСНИКОВ — и о предназначенных будущему Саратова архитектурных, урбанистических разработках надолго забыли. Но через 30 лет стремительно воплотили в жизнь. Причём с ещё большим размахом, так как пешеходную зону планируют связать со старой и новой набережными, с городским парком, со скверами на улицах Рахова и Вавилова, закольцевав тем самым 8,5 километра самой длинной в Европе пешеходной рекреации. А ещё реставрация исторического центра и ожидаемое строительство огромного развлекательного парка «Швамбрания» на полях НИИ Юго-Востока. Первые результаты работы в Саратове КБ «Стрелка», осуществляющего проекты Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию по комплексному благоустройству российских городов, обещает представить в мае следующего года. Будущее города делается явью на наших глазах.

 

Автор: Владимир Лещуков

Оставить комментарий