Главная / Издания / Ортопедия - призвание молодых

Ортопедия - призвание молодых

Ортопедия - призвание молодых
09 ноября 2016

Автор: Людмила Проворнова

МК в Саратове

№46 (1003) 09.11.2016

В СарНИИТО трудятся талантливые хирурги, способные выполнять самые сложные операции

Одним из таких специалистов, попасть к которому на операцию по эндопротезированию коленного или тазобедренного суставов стремятся многие больные, является хирург-ортопед травматолого-ортопедического отделения Саратовского НИИ травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук Михаил ГИРКАЛО. По словам хирурга, делающего за год порядка 500 оперативных вмешательств, у ортопедов лучшей операцией считается та, которая позволяет пациенту забыть о своей проблеме и радоваться жизни.

Свою работу хирурга Михаил Владимирович сравнивает с работой пилота самолёта, который не имеет права на ошибку. В этом смысле выбор медучреждения и оперирующего врача очень важен, ведь любой пациент мечтает сделать лишь одну операцию, но такую, которая на всю жизнь избавила бы от мучительной боли. Как показывает практика, специалисты СарНИИТО на все 100% оправдывают эти ожидания. 

 

Мужская работа

А ведь поначалу ничего не предвещало, что Михаил Гиркало станет врачом. Среди его родных и близких были только инженеры, строители и педагоги. А он выбрал для себя иную стезю, осознанно приняв решение стать врачом уже в 9-м классе. Как он говорит, выбрал профессию по зову сердца и души: всегда хотел помогать людям, попавшим в тяжёлую ситуацию. Реализации мечты способствовала учёба в специализированном классе гимназии № 1, выпускные экзамены в которой стали вступительными в медуниверситет. Уже на третьем курсе СГМУ Михаил в качестве ассистента принял участие в своей первой операции. Убедившись, что хирургия — это призвание, будучи студентом 4-го курса, устроился медбратом в НИИ травматологии и ортопедии, где познакомился со всей спецификой работы хирурга-ортопеда. 

— Я всегда понимал, что хирургия — это тяжёлая мужская работа, — говорит Михаил Владимирович. — А травматология-ортопедия, наверное, одна из сложнейших областей медицины. Она требует от врача пространственного мышления, постоянной концентрации внимания, быстроты принятия решений, «твёрдой» руки и большой физической выносливости, поскольку операции длятся от полутора до шести часов, а за день приходится выполнять от двух и более. И такая настоящая мужская работа меня вполне устраивала, я к ней стремился, и она стала смыслом жизни. По окончании СГМУ я был зачислен в клиническую ординатуру СарНИИТО. Трудовая деятельность в НИИ позволила мне значительно расширить свой профессиональный, научный и жизненный кругозор.

 

На мировом уровне

— Расскажите о работе отделения и поясните, что входит в сферу ваших профессиональных интересов?

— В год в нашем отделении выполняется порядка 1200 различных ортопедических операций. Нагрузка на каждого врача составляет от 300 до 500 оперативных вмешательств, тогда как, по данным американской страховой медицины, выполнение 100 операций в год — это очень хороший показатель. И по качеству оказываемой медицинской помощи мы вышли на самый высокий мировой уровень. Сферой моих профессиональных и научных интересов является первичное и ревизионное эндопротезирование коленного и тазобедренного суставов. Ежегодно выполняю порядка 500 операций, из которых около 150 — это ревизионные, то есть повторные операции, связанные с развивающимися после эндопротезирования осложнениями. Ревизионное эндопротезирование является фактически отдельным направлением в ортопедии, поскольку требует новых подходов в тактике лечения пациентов. Эндопротезированием суставов в нашей стране занимаются многие клиники, но зачастую возникают осложнения, с которыми пациенты обращаются в наш институт. Таким образом, мы оказываем помощь очень многим людям, к нам приезжают больные практически из всех регионов России, включая Крым.

Кроме того, активно занимаюсь научной и преподавательской деятельностью, являюсь хирургом-консультантом компаний, выпускающих современные эндопротезы суставов. В качестве ведущего хирурга выполняю показательные операции во многих федеральных медицинских центрах: провожу мастер-классы в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Владивостоке, Казани — объехал практически всю Россию. Зная, что в нашем институте выполняются сложнейшие операции, к нам со всей страны приезжают хирурги-ортопеды, чтобы повысить квалификацию. И мы с удовольствием делимся большим практическим опытом и знаниями, приобретёнными за рубежом. Благодаря тому, что руководство НИИ в лице директора Игоря Алексеевича НОРКИНА активно способствовало установлению международных контактов с различными зарубежными клиниками, на базе института были освоены и успешно внедрены самые современные медицинские технологии. Стажировки во многих клиниках Западной Европы и Америки многому научили меня в профессиональном плане. Всё, что увидел и узнал, постарался реализовать в институте, с тем чтобы в Саратове пациенты имели возможность получить весь комплекс медицинских услуг мирового уровня. Мне есть с чем сравнить: считаю, СарНИИТО оснащён по последнему слову техники, которая соответствует всем мировым стандартам и понятию «медицинский хай-тэк».

— Кого вы считаете своими учителями в ортопедии?

— Я по праву горжусь тем фактом, что начал свою медицинскую карьеру в стенах Саратовского НИИ травматологии, на базе которого с 70-х годов прошлого века функционировал республиканский артрологический центр. Здесь работали выдающиеся хирурги, учителя и просто добрые, отзывчивые люди, к которым всегда можно было обратиться за советом и помощью. Мне посчастливилось работать с такими хирургами и учёными, как Игорь Иванович ЖАДЁНОВ, Вениамин Константинович РАБОВ, Олег Юрьевич ВОСКРЕСЕНСКИЙ, Владимир Александрович МИТРОФАНОВ, Ирина Дмитриевна КОВАЛЁВА, которым безгранично благодарен. Необходимо отметить, что нашему директору Игорю Алексеевичу Норкину удалось заразить нас, молодых врачей, своей энергетикой, энтузиазмом, желанием узнать всё новое, передовое и внедрить у себя. Он всячески способствует тому, чтобы институт развивался и двигался только вперёд. Благодаря Игорю Алексеевичу за какие-то 10-15 лет произошёл огромный рывок в переоснащении клиники: было закуплено высокотехнологичное оборудование, на нашей базе освоены и нашли широкое применение все современные медицинские технологии в области травматологии и ортопедии. Он постоянно заботится о том, чтобы молодые специалисты перенимали инновационный опыт, осваивали всё самоё лучшее, что есть в мировой ортопедии. Для нас всех это очень большая школа жизни.

 

Избавляющие от боли

— Что самое трудное в хирургии?

— Самое трудное — переживать свои ошибки и преодолевать осложнения, которые возникают не всегда по вине хирурга. Успех операции помимо качества медицинских услуг и профессионализма врача на 50% зависит от физического состояния самого больного и защитной системы организма. Ослабленное здоровье способно перечеркнуть все усилия врачей по восстановлению подвижности сустава: имплантат может попросту не прижиться. Население страны стареет, и количество возможных осложнений возрастает. Раньше у таких пациентов развивались застойные явления, такие как пневмония и пролежни, что заставляло страдать и их самих, и близких. Сегодня эндопротезирование тазобедренного сустава позволяет возвращать к нормальной жизни людей пожилого и старческого возраста. И пациенты благодарны нам за улучшение качества их жизни.

Кстати, я прекрасно помню свою первую операцию по эндопротезированию тазобед­ренного сустава. Это случилось в 2006 году. Я вёл обычный приём, когда раздался звонок телефона. Звонила женщина, живущая в Германии. Она по интернету узнала номер СарНИИТО, и так получилось, что именно ко мне обратилась со своей проблемой. Её мама, живущая в Саратове, сломала шейку бедра, срочно требовалась операция. Больную привезли к нам на «скорой», мы оперативно оформили все бумаги, и в 28 лет я самостоятельно выполнил своё первое эндопротезирование сустава. А моя первая пациентка, её зовут Людмила Петровна, до сих пор прекрасно себя чувствует, регулярно поздравляет меня с праздниками.

— В чём, на ваш взгляд, уникальность данных операций?

— В ортопедии, как и в хирургии вообще, ход выполнения всех операций строго регламентирован. Но, как говорится, успех каждой операции, в том числе и эндопротезирования суставов, зависит от многих причин, связанных с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому каждая операция по-своему уникальна, тем более что любой человек неповторим вследствие особенностей анатомического строения. Хочу подчеркнуть: у опытных хирургов всегда есть «в запасе» 2-3 варианта решения возникающих во время операции проблем, из которых выбирается самый оптимальный для данного конкретного случая. Ёще 15 лет назад мы не имели возможности делать столь сложные операции, а сегодня, благодаря современным технологиям, возвращаем человеку жизнь без боли. 

— В какой момент операции наступает чувство удовлетворения от сделанного?

— Я занимаюсь любимым делом. К каждой операции готовлюсь заранее, тщательно продумываю ход её выполнения, учитываю появление возможных нюансов. И несмотря на это, волнение перед каждой операцией не покидает меня. Только после того как сделан разрез кожи, появляется чувство уверенности и операция идёт по запланированному сценарию. Как правило, сразу после её завершения испытываешь удовлетворение от проделанной работы. Операция напоминает шахматную партию, когда в любой момент может возникнуть сложная ситуация, которую ты должен разрешить. И чем неординарнее случай, тем большее чувство гордости испытываешь после выполненного хирургического вмешательства. Но максимально радуешься, когда через пару дней видишь пациентов, довольных твоей работой, когда они улыбаются и желают тебе, врачу, здоровья!

— Старение кадров — головная боль российской медицины. А вот в вашем НИИ, говорят, большинство хирургов — молодые талантливые люди. Так ли это?

— Да, кадровый состав значительно омолодился. И в этом большая заслуга Игоря Алексеевича. Средний возраст хирургов у нас чуть больше 30 лет, и это здорово! Поскольку именно в данном возрасте «горят» глаза и хочется развиваться в профессиональном плане. Мне 38 лет, другие врачи в моём отделении гораздо моложе. Наравне со мной по 500 операций в год делает хирург-ортопед Дмитрий МАРКОВ — один из самых способных и талантливых молодых хирургов, педагогов, учёных, которых я встречал на своём жизненном пути. По моему мнению, он является ярким представителем хирургов-интеллектуалов, поскольку в нём сочетается острый и здравый ум с отточенной техникой выполнения операций. 

 

 

 

Автор: Людмила Проворнова

Оставить комментарий