Главная / Издания / Реакционный режим

Реакционный режим

Реакционный режим
16 декабря 2016

Дмитрий Митрошин

Фото: metro.us

Saratovnews

Вечером возвращаюсь в Юбилейный, поселок встречает привычным мраком. Напрягаю зрение, сбрасываю скорость до пешеходной, шуршит шипованная резина. Чувствую себя тем парнем из «Я – легенда». Только опасаюсь не зомбаков, а детей, способных неожиданно выскочить на дорогу и броситься под колеса. Среагировать будет трудно. Темно, как у легенды… ну вы поняли.

Понимаю, что обязательно найдется кто-то менее внимательный, который вполне может придавить ребенка. Вот тогда уже на следующее утро чиновники проведут совещание о недостаточном освещении района, а заодно и всех прочих микрорайонов города. Кто-нибудь возьмет данный вопрос под личный контроль и скажет что-то очень сердитое. И как-то всем сразу ясно станет, что нельзя вечерами погружать город в темноту. Вот еще вчера это было не очевидно, а теперь пришло понимание, что дальше так жить нельзя

Потом кому-то на голову упадет сосулька. Где-то зимой обязательно кому-то на голову упадет сосулька. И это послужит сигналом для проведения нового совещания. Пока кусок замерзшей воды не свалится, никому не будет дела до того, что там свисает с крыш. Теория известна, требования к коммунальщикам и управляющим компаниям ясны, но на контроль возьмут только после трагедии.

И так всегда. Обязательно что-то должно стрястись, прежде чем наш человек начинает действовать. Это всех касается, не только ответственных лиц. Жареный петух должен клюнуть, гром грянуть, крупный федеральный политик выступить с инициативой. Только тогда что-то щелкает, и шестеренки начинают крутиться. Само по себе ничего не делается.

Собственно реакция часто следует не по факту нарушения, а когда масса нарушений становится критической, случай выдается какой-то очень уж вопиющий или о нем становится известно федеральным СМИ. Вот тогда включается административный механизм. В остальное время он надежно заблокирован.

Газ взорвался, люди погибли. Понеслись проверять, а как в других российских домах. До этого интересовались, но не тщательно. Сужу об этом по объявлениям на своем подъезде. Очень часто пишут – такого-то и во столько-то будет осмотр газовых приборов. Никогда не приходят. Интерес только коммерческий – если кто-то жаждет заменить вам счетчик за деньги. Вот тут выдумки много. Забрасывают почтовые ящики рекламными объявлениями. Крупно – АДМИНИСТРАЦИЯ. Мелко – "ООО "Пупкин и сыновья" объявляет о замене счетчиков…"

Стена упала, в открытый люк кто-то провалился или утонул в пруду. Вот тогда начинается проверка, которая выявляет нарушения техники безопасности. На месте трагедии появляется табличка "Купаться запрещено" или "Не стой под стрелой".

Потом что-то нехорошее случится в подвале многоэтажного дома или на его же крыше. Вот даже фантазировать не хочу на эту тему. Мало вурдалаков бродит, так еще и развлечения у молодежи нынче такие, что удалец тот, кто не сломает шею. А удальцы не все. И погонит власть коммунальщиков устанавливать на подвалы и чердаки амбарные замки. Но сначала обязательное совещание на эту тему в администрации. Начальство ругается, ответственных ищет, грозит увольнениями. СМИ на это отзываются громкими и злорадными заголовками.

У нас типично реакционный режим в городе. Потому не на упреждение действуем, а реагируем на свершившееся. Сойдет трамвай с рельсов – займемся трамваями. Слетит фура по Симбирской – возьмемся за большегрузы. Выскочит собака без намордников, искусает прохожего, и власть примется разрабатывать и ужесточать нормы содержания домашних животных. Впрочем, нет, они же есть. Просто потребует соблюдать имеющиеся.

Хороших законов полно, но в их рамках нам тесно. Начинаем за эти рамки вылезать, привыкаем к этому состоянию. А потом хрясь – случается трагедия, которая как бы напоминает, для чего и кого законы писаны. Поэтому и реакция стандартна. Начальник собирает подчиненных и призывает их начать жить по совести и в рамках Конституции РФ. На самом деле звучит это так: "Видели, что случилось? Вот! Поэтому две недели, целых две недели соблюдаем закон, и чтоб ни-ни. Потом опять можно будет". При этом все сильно раздражены.

Очень это напоминает, когда кто-то садится на диету. Несколько дней ест овсяную кашу и тертую морковку. Старательно пьет кисели и крутит велотренажер. Каждый час встает на весы и качает головой. Дней через пять заявляет знакомым, что чувствует себя гораздо лучше. К вечеру – апатия и депрессия. Как итог – очередная обжираловка любимыми блюдами. Хороший коньячок и сигара.

Любые рамки подавляют нашего человека, делая его агрессивным. Хотя нередки случаи, когда нежелание оставаться в этих самых рамках вызвано естествоиспытательским интересом.

Кто-то отравится салатом, купленным в магазине, и поднимается шум. Ясно, что нельзя торговать просроченным товаром. Об этом все знают. Но не сразу же он начинает портиться! Последний день срока годности – условность. Не взрывается йогурт ровно в полночь. Не протухает копченый куриный окорочок. Так сколько еще дней годится в пищу просроченный продукт? Вполне себе нормальный вопрос. В наших условиях очень даже актуальный. Другое дело, что опыты ставят над покупателями, а не над директором магазина.

Мы и к здоровью своему так относимся. Любой дантист скажет, что нужно проверять зубы каждые полгода. Но к врачу идем только, когда заболело. Как с техникой: работает – не трогай. Не болит – не ходи никуда. Тянем до последнего. А реагируем на боль, когда уже часто бывает поздно. Хотя нередко на врача просто нет денег (если в платной) и времени (если в поликлинике по месту жительства).

Власть реагирует только тогда, когда не реагировать нельзя. После порыва водопровода, аварийной остановки троллейбуса, после того, как в яму по зеркала заднего вида уходит автомобиль или повисает на разрытых трубах. Пока можно не чинить, не чинят.

С другой стороны если все делать по правилам, то когда дела делать, с детьми гулять, книжки читать, фильмы смотреть? Целыми днями придется проверять и проверяться, подавать данные и обрабатывать их, стоять в пробках и очередях.

Тут как-то надо договориться, чтобы все реагировали одинаково. Или все живут по законам, правилам и рекомендациям, или полный фристайл. А то будешь всю жизнь бегать по утрам, делать УЗИ внутренних органов, откажешься от алкоголя и сигарет. Но однажды упадет сосулька или в темноте микрорайона наедет спешащий водитель внедорожника.

То есть равновесие в обществе наступит, когда мы станем одинаково относиться к исполнению или неисполнению законов. Чем, кстати, не объединяющая национальная идея? Если нарушаем, то вместе. Все по встречке, все через двойную сплошную. Все без очереди.

Правда, в этом случае велик риск встретить в банке еще человек триста в масках и капроновых чулках.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий