Главная / Издания / Лицей № 15: школа умелого эксперимента

Лицей № 15: школа умелого эксперимента

Лицей № 15: школа умелого эксперимента
21 декабря 2016

Автор: Илья Куракин

МК в Саратове

№52 (1009) 21.12.2016

Современная школа — это живой, умный и деликатный организм, где постоянно идут образовательные, творческие, даже производственные процессы. Где ученик плотно вовлечён в общественную жизнь школы, чрезвычайно активен и — разумеется, при умелом и чутком содействии учителя — точно знает, чего он хочет добиться. В лицее № 15 города Саратова не сомневаются, что неравнодушие ученика, его желание всемерно совершенствоваться способно оказать реальное воздействие на жизнь школы, её профильную и экспериментальную работу. Наконец, на творческий климат в её стенах. 

Директор лицея Галина КАРПЕНКО убеждена, что образовательный процесс нашего времени — это всегда взаимодействие трёх сторон: учителя, ученика и родителя. И умение впитывать информацию и грамотно применять её, свойство гибко реагировать на новации и перемены — всё это также касается всех трёх сторон, а не одного ученика.

Работа, выстроенная в лицее, весьма эффективный и показательный пример того, как следует помогать ученику безошибочно найти своё жизненное призвание. А сейчас это ох как непросто! Ритм современной жизни стремителен, вокруг нас постоянно происходят события, и школа всегда в эпицентре этих событий. Так и лицей № 15: он является не только крупным образовательным центром, но и экспериментальной площадкой, базой для обкатки новых технологий, местом проведения множества интереснейших семинаров, конференций, творческих лабораторий, практикумов.

Галина Михайловна рассказала «МК» в Саратове» о том, чем живёт и дышит вверенное ей учебное заведение. О людях, и опытных, и совсем юных, которые живут, учатся, работают и дружно совершенствуются в этих стенах. О тех надеждах, перспективах и планах, которые смело формируют будущие выпускники в процессе обучения в Саратовском лицее № 15.

 

Стартовая площадка экспериментов

Лицей № 15 является старейшим общеобразовательным учебным заведением Заводского района города Саратова: в следующем году ему исполняется 85 лет. Однако во все времена и эпохи его отличал неизменный ряд базовых качеств: наличие сильных специалистов и чёткой системы подготовки учеников, что в дальнейшем позволяло выпускникам СОШ, ныне лицея № 15, занимать самые достойные места в избранной профессии, становиться людьми востребованными, нужными. А часто — хорошо известными всему городу, региону, а то и стране. Так, выпускниками этого учебного заведения в различные годы были оперная певица, солистка Ленинградского театра оперы и балета Галина КОВАЛЁВА, известный столичный адвокат Генри РЕЗНИК, киноактриса Ксения КАЧАЛИНА, пятикратный чемпион СССР, чемпион Европы (1983) по лёгкой атлетике Евгений ЛОМТЕВ, наконец, разведчик Михаил КОРНЫХОВ, погибший при исполнении воинского долга в Чечне в 2000-м.

Идёт время, серьёзно меняются требования к образовательным технологиям, расширяются сами функции школы. Простой пример: если раньше школьное и вузовское образование были последовательными этапами становления человека и специалиста, но при этом слабо соприкасавшимися и порой даже противопоставленными друг другу, то теперь среднее и вузовское образование находятся в активном взаимодействии. Лицей 

№ 15 как раз из числа таких общеобразовательных учреждений: «Мы много лет работаем с системой высшего образования, привлекаем к сотрудничеству вузовских преподавателей. В настоящее время у нас работают преподаватели таких вузов, как Саратовский технический университет, классический и аграрный университеты. Это очень благотворно сказывается на учениках. Представители высшей школы берут самые разные направления работы: так, СГУ работает с одарёнными детьми в сфере математики, истории и обществознания, а преподаватель технического университета Александр ЖУРАВЛЁВ ведёт площадку по робототехнике. Это очень привлекательное направление, которое пользуется большой популярностью», — рассказала Галина Карпенко.

Впрочем, робототехника — лишь одно из множества направлений работы, ведущейся в лицее. На его базе работают дистанционные экспериментальные площадки, включающие в себя и дистанционное обучение, и семинары по праву, и дискуссионный клуб для старшеклассников, и площадку по системе развивающего обучения, разработанной в своё время знаменитым педагогом Леонидом ЗАНКОВЫМ.

Конечно, плоды этой разносторонней работы хочется показать, продемонстрировать, и в помощь — дни открытых дверей, на которые с удовольствием приходят и родители младшеклассников, и руководители города и области. Так, самую высокую оценку работе коллектива лицея не раз давал губернатор Валерий РАДАЕВ. Совсем недавно в гости к лицеистам пришёл глава города Валерий САРАЕВ. «В сентябре мы проводили мероприятие, на котором показывали наиболее интересные участки нашей работы, в том числе и робототехнику, и прикладное искусство, в котором принимают участие дети из младших классов, и многое другое. Активность детей в последние два-три года очень повысилась — это ценно. Дети по-настоящему желают заниматься, у нас работают 93 кружка. Среди них есть и весьма необычные: например, родитель одного из наших ребят, член управляющего совета ведёт кружок по мыловарению. Ребята варят самое разное мыло, делают красивые свечи, подробно вникают в технологию изготовления этих продуктов. Детей вообще воодушевляет продукт собственной деятельности, будь то прикладное творчество, видеоролик или доклад. Они очень активны, а ведь помимо аудиторных и неаудиторных занятий в лицее они занимаются и в музыкальных школах, и в художественных студиях, и в спортивных секциях! И на всё же их хватает! И то, что наши дети могут попробовать себя на множестве поприщ,  позволяет успешно работать по индивидуальным образовательным планам», — отметила директор лицея.

 

В контакте с высшей школой

Индивидуальные образовательные планы в наши дни практикуются во множестве школ. Однако большинство образовательных учреждений склоняется к делению на профильные классы, между тем как в лицее № 15 работают с профильными группами. Профильные классы — это очень жёсткие рамки, жёсткая градация: нужно выбирать физику и математику для физико-математического класса, историю и иностранный (либо литературу и общество) для гуманитарного. И жёсткость этих рамок не оставляла школьнику твёрдой уверенности в том, что он делает правильный выбор.

И тогда в лицее № 15 стали практиковать более гибкие формы обучения — в частности, были разработаны и утверждены индивидуальные образовательные планы. Разница с профильными классами состоит в том, что ученик может выбрать, к примеру, гуманитарный профиль, а к нему «подключить» физику. Это делает план его подготовки более разнообразным и помогает при дальнейшем поступлении в вуз.

Интересно, что все вместе в классе ребята собираются только для воспитательной работы, а далее разбиваются «по интересам», т.е. по профилю. «Мы одна из немногих школ, которая отработала эту методику, и она у нас реально складывается. 7-8-й классы — предпрофильная подготовка, к 9-му классу ребята уже точно определяются, что для них интересно. У нас практически не бывает, чтобы в старших классах говорили: брошу физику, стану заниматься историей. Мы работаем в эксперименте, мы первыми идём по внедрению ФГОС, работаем по федеральным стандартам второго поколения по 9-й класс. ФГОС 2-го поколения предусматривает в основе своей воспитание, а в рамках воспитания уже идёт образование. Под воспитанием подразумевается, что ребёнок в процессе получения образования может развивать свой интеллектуально-познавательный уровень работы по неаудиторной занятости. То есть он выбирает интересные ему направления и по ним работает. В результате у него накапливается материал, в сознании выстраивается определённая логическая цепочка, и он чётко понимает: вот это мне интересно, вот это для меня перспективно, а вот это — нет», — расставила акценты Галина Карпенко.

И, по словам Галины Михайловны, эта система себя оправдывает. Достаточно взять географию поступлений выпускников лицея № 15 в вузы, а она широчайшая — не только Саратов, но и Москва с Санкт-Петербургом, где недавние саратовские лицеисты с успехом штурмуют самые непростые высоты высшей школы: к примеру, Московский институт сплавов и стали, Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева, Петербургский институт информационных технологий. Выпускники-юноши всё чаще выбирают военные вузы, престиж которых повышается. В родном городе питомцев «пятнадцатого» охотно берут в СГУ, СГАУ, СГТУ, СГМУ и другие престижные вузовские структуры.

«Последние три года наш профиль ЕГЭ практически полностью совпадает с экзаменами в вузах, и поэтому 98% наших выпускников успешно поступают. Отрадно, что в этом году резко повысился процент детей, поступающих на бюджет, — разъяснила секрет успеха Галина Михайловна. — А поступив, наши выпускники не забывают родного лицея: мальчики, поступившие в высшее училище МЧС или ФСБ, часто приезжают к нам, чтобы вести профориентационную деятельность, — в форме, красивые, высокие! Девочки же и вовсе возвращаются на педагогическую работу: на сегодня у нас работают 18 педагогов, которые окончили нашу же школу, и таких выпускниц мы принимаем каждый год».

Мальчишки и девчонки, а также их родители…

За любым, даже самым скромным успехом скрывается колоссальная работа. Галина Михайловна не скрывает, что современный ученик — очень сложный, требовательный, иногда избалованный, ставящий перед собой высокие задачи, причём порой неоправданно высокие: так требуют родители. Поэтому ключевая особенность современного общего образования — работа с родителями.

«Сами дети, конечно, сильно изменились с советских времен. Современный ребёнок приучен к компьютерам, играм, порой то не слышит учителя, то вообще не включается в работу, то тратит свою гиперактивность на посторонние вещи. И это прямо на уроке. Но есть проблема иного свойства: изменились родители. Иной раз папа и мама не понимают школьных требований и реалий, и подход таков: «У меня ребёнок одарённый, а вот мы протестировались, и всё прекрасно, а вы почему-то ставите четыре-три». На ребёнка начинается давление дома, и у него попросту появляется страх перед школой, перед отметкой, которая может повлечь за собой скандал дома. В этой ситуации очень хорошо, что в школе есть социально-психологическая служба, у нас работает клуб для родителей, где специалист ведёт консультации специально для них. Мы сотрудничаем с известным психологическим центром Сергея Левита, который ведёт семинары для родителей, проводим анкетирование и предлагаем взрослым посетить урок, где присутствуют их дети. И зачастую мамы и папы открывают для себя много нового: «Удивительно, я дома со своей дочерью изучила материал, она готова к уроку, но на уроке была неактивна. Даже имея знания, она не сумела их показать и отмолчалась», — так написала одна мама в анкете. После этого отношение родителей к школе, к образовательному процессу меняется. Меняется сам их менталитет. Хотя, конечно, найти подход к каждому школьнику и его семейным проблемам невероятно сложно — в школе 1300 детей, это колоссальная нагрузка. Но мы, конечно, делаем всё возможное», — подчеркивает Галина Карпенко.

В лицее не скрывают: чтобы работать в таком режиме, нужно постоянно что-то придумывать, выходить с новыми идеями и инициативами. Эта деятельность затрагивает решительно все сферы школьной жизни — мелочей тут нет. Взять хотя бы систему питания. Многие дети, мягко говоря, относятся к процессу приёма пищи крайне избирательно и игнорируют «невкусные», по их мнению, блюда, которые между тем необходимы для последующей активной работы в классе. Поэтому Галина Михайловна и её подчинённые находят такие решения, которые позволяют заинтересовать учеников тех же младших классов. «Вот, допустим, каша. Ну не хотят её есть, и всё тут. И тогда мы придумали кулинарные дни открытых дверей, — рассказывают в лицее № 15, — стали практиковать знакомство с различными кухнями, вот в октябре представляли итальянскую. Играла музыка, все были в национальных костюмах — и дети всё съели, не замечая, что это каша! Недавно провели день татарской кухни, для родителей был накрыт дегустационный стол. Мы получили множество очень интересных отзывов по мероприятию. В декабре вот устраиваем день украинской кухни…»

Отличными инициативами стало создание волонтёрского и скаутского отрядов, в которые ребята стремятся поистине массово. Ребята-волонтёры вышли на серьёзный региональный уровень, имеют много дипломов и наград; ребята-скауты получают отличную закалку, уезжая в лагерь, где в полевых условиях сами готовят, сами устанавливают палатки, сами обустраивают свой быт.

Существует мнение: нынешний ученик перегружен, он попросту не справляется с разнообразнейшим количеством активностей и функций, которые требуют от современного школьника. Галина Михайловна Карпенко с этим решительно не согласна: во-первых, никто насильно не заставляет ребят вступать в кружки и клубы, а во-вторых, постулат о «перегруженности» нынешнего школьника несколько, гм, раздут. «В своё время в советской школе мы учились и сдавали экзамены каждый год, и это не считалось перегрузкой. Считается, что советская школа давала очень большой объём знаний, эрудицию, но недоставало навыков практического применения этих знаний. А вот сейчас школа ориентирована как раз на приобретение практических навыков. Ребёнок с удовольствием оперирует полученными знаниями и умениями, отфильтровывает важное от ненужного — это очень ценно, особенно в плане поступления в вузы. И никакой перегрузки!»

 

Коллективный разум

В этом году исполняется четверть века с того момента, когда Галина Михайловна возглавила лицей. Конечно, с таким огромным опытом есть все основания делать выводы, подводить промежуточные итоги. Впрочем, один вывод она для себя уже сделала: работу большого образовательного учреждения один человек, даже очень сильный руководитель, не вытянет в одиночку. Нужен коллектив, нужны кадры, причём кадры самые разные, дополняющие друг друга: специалисты молодые и опытные, люди, обладающие управленческими навыками, и те, кто умеет найти тонкий подход к родителям. «У нас очень хороший мобильный коллектив, который умеет быстро перестраиваться. Умеет слышать администрацию, работать в контексте современного времени. Дополнять друг друга. Находить контакт между школьными и вузовскими специалистами. Я довольна своим коллективом, это прекрасные люди, грамотные специалисты, я всегда говорю им: без вас я ничто, только вместе и сообща мы достигаем немалых успехов», — не поскупилась на эмоции директор лицея. Назвала и кратко охарактеризовала тех, кто формирует костяк педагогического коллектива, кто является его опорой и гордостью.

Это учитель начальных классов Нина ЕРМОЛАЕВА, заслуженный учитель РФ: «Нина Ивановна окончила нашу школу, работала пионервожатой, а теперь много лет учит наших самых маленьких ребятишек. Её очень любят дети и даже родители, она ведёт колоссальную работу».

Это ещё один заслуженный учитель РФ — Елена ЗИМАЕВА, тоже учительница начальных классов: «Ещё одна наша выпускница, прекрасный специалист, в совершенстве освоила методику Занкова, дети работают с ней с огромным удовольствием и пользой».

Это учитель истории и естествознания Марина СЕРГЕЕВА, которая в этом году стала победителем нацпроекта «Лучшие учителя России»: «Много лет Марина Владиславовна успешно работает у нас, её ученики показывают очень высокие результаты: 80% из них набирают на ЕГЭ по её предметам от 70 до 100 баллов».

Это Татьяна ХОДИКОВА, завуч: «Татьяна Францевна — очень выдержанный педагог, умеющая тонко работать с родителями. Конечно, её ценят».

Это Инна СТАРОСТИНА, учитель истории, педагог молодой, но уже успевший отлично зарекомендовать себя в лицее: «Инна Юрьевна — кандидат наук, она возглавляет дискуссионный клуб, ведёт ученические суды в рамках экспериментальной правовой площадки».

Галина Михайловна выделила работу Галины ШКАРУПЫ, школьного психолога, курирующего всё волонтёрское движение школы; учителя иностранного языка Маргариты ЧУРКИНОЙ; учителя русского языка и литературы, разработчика собственной методики подготовки к ЕГЭ Светланы ЛОГИНОВОЙ и других прекрасных специалистов. Конечно, фамилии всех 87 педагогов (плюс пять вузовских работников, постоянно сотрудничающих с лицеем) сложно перечислить в рамках данного материала, но глава лицея подчеркнула: каждый на своём месте, каждый заслуживает самой высокой оценки своей работы. Ну и, конечно, невозможно обойти вниманием заслуги самой Галины Михайловны: директор МОУ Лицей № 15 — учитель химии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ и почётный гражданин города Саратова.

Впрочем, никто из педагогического коллектива лицея не собирается останавливаться на уже достигнутом: впереди много работы, много надежд, ожиданий. Конечно, есть и мечта…

«Для того чтобы ребёнок работал, так сказать, в унисон с эпохой, нужно, чтобы с ним работал современный учитель, и этот учитель должен постоянно совершенствоваться и учиться. К сожалению, порой мы тут «тормозим», и причин хватает: это и не самая большая зарплата педагогов, и нехватка современного учебного оборудования, проблемы материальной базы, кадровый вопрос. Впрочем, молодые приходят в профессию, и это хорошо обученные кадры. Так, учителю старой закалки порой непросто примениться к современным технологиям обучения, а вот молодые умело их применяют и ничего не боятся. И это очень отрадно!» — полагают в лицее № 15.

Если резюмировать все сказанное выше, то неудивительно, что учреждение крайне востребовано у жителей Заводского района, где находится лицей: вместо четырёх первых классов набирают пять, да и они переполнены. «Конечно, есть куда расти, — констатирует Галина Михайловна. — Нужно развивать инфраструктуру, материально-техническую базу, полнее использовать современные методики обучения. Не хватает интерактивных досок, мультимедийных комплексов и компьютеров, стоит проблема введения электронных учебников, чтобы избавить ребят от таскания 10-килограмовых портфелей с бумажными учебниками. Огромную помощь оказывают родители, и хочу сказать им огромное спасибо за понимание, за их вклад в развитие школы. Без их участия мы не могли бы привести её в такое состояние, как сейчас».

P.S. У лицея есть мечта: попасть в топ-500 лучших школ Российской Федерации. «МК» в Саратове» искренне желает образовательному учреждению, возглавляемому Галиной Карпенко, осуществить эту мечту — благо к тому есть все предпосылки: блестящая репутация, мощный кадровый потенциал, наконец, искренняя любовь к благородному делу обучения и воспитания детей.

Автор: Илья Куракин

Оставить комментарий