Главная / Издания / День российской непечати

День российской непечати

День российской непечати
12 января 2017

Автор: Василий Кубриков

Фото: Игорь Чижов

Аргументы недели. Поволжье

Январь 2017

Газеты загибаются, что празднуем?

13 января журналисты по традиции отметят День российской печати. В Саратове профильное министерство, слухи об упразднении коего ходили довольно долго, пригласило коллег на торжественное мероприятие, пообещав присутствие первых лиц. Ждём речей и почётных грамот.

 

Министерство печали

Всё будет как всегда. Первые лица скажут, что средства массовой информации помогают власти вскрывать недостатки, поднимают в своих публикациях наболевшие проблемы, но особенно чиновников радует конструктивная критика, в которой обозначена гражданская позиция журналиста, его неравнодушие.

Кто-то скажет, что начинает рабочий день с чтения газет. Кто-то напомнит об ответственности за печатное слово, которым можно ранить человека сильнее, чем отравленным кинжалом. 

Министр печали или его замы поведают о совокупном росте тиражей. Призовут больше писать о человеке труда и стараться чаще акцентировать внимание читателей на хорошем. Ведь только слепой не замечает перемен к лучшему, которые происходят в нашем регионе. Здесь к слову придутся новые фонтаны, пешеходная зона, пляж и аэропорт. А не к слову — аварии на водопроводных сетях, ветхое жильё и нищенские зарплаты.

Далее приступят к раздаче слонов, и на сцену поднимутся журналисты, о существовании которых знает только минпечати. Для баланса вручат ценный приз Григорию Вингурту.

Затем пройдут более узкие междусобойчики. Отдельно наградит самых неназойливых прокуратура, отдельно — областной суд и следственный комитет. Саратовстат вручит пару портфелей журналистам за лучшее освещение переписи. (Ну была же, наверное, недавно какая-нибудь перепись.)

Скромненько отдуплятся депутаты облдумы. Они, кажется, и сами удивляются — зачем это к ним пресса таскается. От заседаний регпарламента давно несёт вселенской скукой, как перегаром от алкоголика. Но не поздравить журналистов нельзя. А завтра — снова бежать от человека с диктофоном. Он ведь только 13 января — четвёртая власть, а в остальные дни — провокатор и исполнитель чьего-то заказа.

 

Газетная эволюция

За последние 25 лет печатные СМИ в Саратовской области пережили взлёты и падения. Ещё в 1991 г. в Саратове было две местных газеты — «Коммунист» и «Заря молодёжи», и все работающие в них люди знали, что такое линотипы, горячий набор, ретушь, фотки на цинковых пластинах.

Издавать газету было не только затратно, но и тяжело физически. Таскать наборы полос формата А2 — врагу не пожелаешь. Сократить текст, убрать лишнее слово — это переливать целый абзац. «Николай, вон идёт тот, кто заголовок три раза правил!» Сходишь в цех и начинаешь тщательнее работать со словом. Сразу ищешь правильное. Это на компьютере можно всё переписать и переверстать за пять минут, а тогда на это уходило по полчаса.

С появлением компьютеров издавать газеты стали все кому не лень. Не всё было читабельно, не всё было смотрибельно. Вспомните, сколько макулатуры совершенно бесплатно пихали в наши почтовые ящики.

Пожалуй, расцвет печатных СМИ пришёлся на начало нового тысячелетия. По крайней мере, в Саратове. А вот с начала десятых годов газеты стали закрываться. Нет более «Саратовского расклада», «Времени», «Ведомостей», «Новых времён», «Толка», «Зеркала», «Резонанса», «Взгляда». Наверное, кого-то забыл.

Сегодня городская администрация и областное правительство имеют по своему «Коммунисту» — газете, финансируемой из бюджета. Журналисты в этих изданиях — те же чиновники, только с диктофонами и фотоаппаратами. Креатив тут не приветствуется, самых озорных в творческом плане кастрируют ещё на входе, оставляя одну эмоцию — безудержный восторг. С таким чувством написаны все публикации — от выставки достижений народного хозяйства до прогноза погоды.

По мнению власти, СМИ должны информировать общество о наших достижениях. Но поскольку их маловато, приходится содержать таких информаторов на средства налогоплательщиков. Опять же чиновники выросли на партийных пленумах и передовицах с речами первых секретарей. И в своих газетах они хотят видеть ровно то же. Потому заголовки вроде «Хлеборобы засыпали зерно в закрома Родины» никого удивлять не должны.

Аналогично работают районки. Полностью под контролем райадминистрации. Причём убогие зарплаты и гонорары как раз и позволяют сохранять и ужесточать контроль. А то и этого не получите! 

Есть среди районок газеты неплохого уровня, но это скорее исключение. А вот тиражи у них приличные по нынешним меркам. Местные жители на свою газету подписываются охотно. Это к разговору о востребованности печатных СМИ.

 

«Независимые» СМИ

Сегодня о рентабельности газетного бизнеса можно только мечтать. Не присосавшись к бюджету, это нереально. Рекламные «потоки» помогают выжить только франшизам федеральных СМИ. Местные издания, лишённые господдержки, убыточны по определению. Но нужда в них имеется. Особенно ближе к выборам, когда кандидатам в депутаты потребно рассказать о себе избирателям.

К разряду независимых (от бюджета) СМИ сегодня относят газеты, которые содержат представители бизнеса. Для них издание — своего рода дубинка, помогающая отстаивать интересы конкретного физического, а ещё чаще — юридического лица. В остальное время газета пишет альтернативную версию региональных событий, подаваемых официальными СМИ вместе с сахарной пудрой и прочим крем-брюле. Убери пудру, и ты автоматически переводишься в разряд оппозиционных журналистов. Оппозиционер сегодня и тот, кто задаёт первым лицам вопросы, не согласованные с пресс-службой.

С уменьшением количества газет и их тиражей (у газеты «Коммунист» в иные годы тираж приближался к 300 тысячам!) сократилось в Саратове число газетных киосков. Сеть «Роспечати» у нас в предбанкротном состоянии. В других сетях — финансовые сложности. Только за последние дни закрылись двадцать газетных киосков. 

По детским воспоминаниям легко восстановлю все точки в центре города. Ну, куда бежали люди по утрам за «Известиями», «Собеседником» или «Совет­ским спортом». Наверное, не преувеличу, если скажу, что киоски стояли через каждые сто метров.

Ещё раньше при всей скудости выбора средняя советская семья выписывала периодику на огромные суммы (если те рубли переводить на современные), сегодня на газеты и журналы столько не тратят. Читать стали меньше, да и какой смысл покупать журнал «Здоровье», если весь интернет забит медицинской информацией. Нынче всякий может по своим симптомам поставить себе диагноз и прописать лечение — традиционное и нетрадиционное.

Поколение читателей вымирает. Моему отцу 75 лет, но он до сих пор каждый день покупает все свежие газеты. Привычка. Следующее поколение газеты не берёт.

 

Губитель-интернет

В том, что печатных СМИ становится меньше, в равной степени виноваты затянувшийся финансовый кризис (хотя не было года, когда издатели не жаловались на финансовые трудности) и развитие интернет-изданий. Информационные порталы гораздо быстрее удовлетворяют потребности читателей в получении нужной информации, они более многофункциональны и т. д. 

Вообще интернет обрушил немало доходных занятий. Ещё пять лет назад Саратов был запружен пиратской продукцией. На каждом углу продавались DVD и MP3-диски, диски с компьютерными играми. Сегодня всё можно найти в интернете. Зачастую это незаконно, новые фильмы граждане скачивают, нарушая чужие авторские права. Но борьба с контрафактной продукцией зашла в тупик, и бизнес не может с этим не считаться.

Конечно, информагентства более оперативны, даже телевидению за ними не угнаться. Но интернет есть не везде, потому нужную статейку на планшете не всегда найдёшь. А газета — вот она. И вот я — руководитель успешного предприятия по ремонту микроволновых печей. Сижу за столом, держу в руке телефонную трубку и, глядя на зрителя, делаю вид, что решаю важный производственный вопрос. Полосный материал обошёлся недёшево, зато теперь можно показать пацанам. Мол, это вам не фунт изюма. А интернет что? Пшик. Одна видимость.

Пока тренд таков, что сегмент печатных СМИ неуклонно сокращается. Но всё же должен наступить момент, когда и этот процесс прекратится. Кто-то ведь захочет, чтобы именно его газета осталась последней. И таких последних — десятки.

Не буду писать про ностальгический шелест страниц, мне и самому удобнее читать новости в интернете, а аналитические статьи — в планшете. И всё же печатные СМИ — это часть истории не только журналистики, но и страны, да что там — всего человечества.

А потому пессимистических настроений в связи с наступлением всепоглощающей мировой паутины лично у меня нет. Не исчез же театр с появлением телевидения. Не исчезнут и газеты с журналами. Надо ведь чем-то и муху на окне прихлопнуть.

Автор: Василий Кубриков

Оставить комментарий