Главная / Издания / "Если любишь – убей!"

"Если любишь – убей!"

"Если любишь – убей!"
20 января 2017

Валерий Кедров

Фото: rusactors.ru

Saratovnews

"Врач", 2016 год, режиссер Гоша Куценко

Смысл любой критической заметки в том, чтобы ее автор получил гонорар. Но есть и вторая благородная цель – может, кто-то заинтересуется и посмотрит в предстоящий выходной день хороший фильм. Или прочтет книгу. Хороший фильм или книга – те, которые заставляют задуматься. Или так – они ставят вопросы, на которые хочется ответить самому.

Сегодня – несколько слов о режиссерской работе Гоши Куценко. Фильм называется "Врач", и собственно сам Куценко этого врача и играет. А конкретно – заведующего отделением нейрохирургии Юрия Михайловича Мальцева, которого все зовут Юмом. Да он и сам так представляется.

Сразу оговорюсь, почему именно эту картину выбрал для премьеры рубрики. Здесь есть виды Саратова. По сценарию события происходят в каком-то провинциальном городе, но с первых кадров с высоты птичьего полета показывают наш горбатый мост через Волгу, уродливую многоэтажку на правом берегу. Далее в кадр попадает Свято-Троицкий собор, здание управления Приволжской железной дороги, улица Московская. Не спутаешь.

Вроде ничего особенного, но часто ли Саратов снимают в кино? Вот-вот. Навскидку вспоминается "Строится мост" 1966 года, в котором были заняты актеры театра "Современник". Так вот запомните, Саратов – очень красивый город. Если смотреть на него с вертолета.

Итак, Юм ироничен и в меру циничен, ему сорок или чуть больше. Проблемы со здоровьем у самого хирурга перманентны. Как он сам говорит, исправно у него работает только один орган, и за это его любят многочисленные женщины.

Герой Куценко одновременно переживает кризис среднего возраста, терзается профессиональными вопросами, одержим страхом оказаться на больничной койке в беспомощном состоянии, наслаждается жизнью, волочась за каждой юбкой, и, конечно, любит выпить. В общем, обычный русский человек.

Сегодня модно снимать сериалы о больнице. Не знаю, с этим ли связано, но диалоги в фильме чисто сериальные – заполняющие пустоту, но не более. Это вам не Рязанов, тут нет игры слов, второго смысла, аллюзий и ассоциаций.

"- У вас красивые глаза, у вас случайно нет атеросклероза?

- Нет. А вот у вас он, кажется, есть, потому что вы мне об этом уже говорили".

Пять минут проходит – совершенно не помнишь, о чем Юм говорил с новым врачом Мариной. Но трагическая развязка неожиданно подчеркивает достоинства банальной болтовни и легкого флирта, делая фильм жизненным на все сто. Так оно и бывает. Как пишут дурные журналисты в начале заметки о пожаре или взрыве в жилом доме, "ничто не предвещало беды".

Фильм начинается незначительным и почти анекдотичным дорожно-транспортным происшествием, а заканчивается жестокой аварией. Естественно, Куценко все-таки оказывается в положении, которого боялся много лет. Впрочем, смерть в лице обреченных пациентов и даже врачей, присутствует в кадре постоянно. Просто отделение нейрохирургии – как прифронтовой лазарет. Средоточие человеческой боли и беспомощности человека в белом халате.

В сущности, в картине поднимают два вопроса – возможности нашей медицины и эвтаназия, как способ облегчить страдания любимого человека. Уровень российского здравоохранения сами герои оценивают достаточно высоко, с обидой кивая на немцев. "Да мы для них не медицина, так, третий мир, мясо". А если бы действительно в Германии знали, как лечить рак, то "весь мир лечился бы там".

"А как же Пирогов, Сеченов, Склифосовский, Бурденко?!" – вопрошает Куценко. И в этот момент ты понимаешь, почему фильм был снят при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

"Ну да, у них денег больше, намного больше", - с тоской говорит Юм, намекая на то, что если б в нашу медицину государство вкладывало столько же средств, мы бы им показали.

Юм скептически относится к своим виртуозным операциям: "Я не спасатель, я пролонгатор жизни". "Слушай, а, может, я ветеринар?" – вопрошает он у коллеги. И она ему отвечает: "Нет, потому что в палате не корова".

Полагаю, любой зритель сталкивался с нашей медициной. И лекарства покупал, и унижался, прося отнестись к больному по-человечески, и деньги в конверте совал в карман врача. (Очень переживал, что Юм откажется, но нет – взял. Я ж говорю – очень жизненное кино. Хотя и о смерти.) И, конечно, прекрасно знает, что проблемы российского здравоохранения не только в недостаточном финансировании, а еще и в черствости медперсонала. Уверен, каждому из вас есть, что рассказать о пресловутом человеческом факторе.

Что же до болезней, то авторы фильма провели четкую грань: цепляться за жизнь нужно до последнего, однако, когда наступает ситуация, ясная для всех, когда приходит понимание того, что бороться дальше бессмысленно, мучения следует прекратить. Так считает Юм. Выпив литр коньяка на крыше больницы (а оперировать утром как будет?), герой Куценко записывает на видеокамеру телефона обращение с просьбой оборвать его страдания, если он станет "овощем": "Убей сразу. Я не хочу зазря страдать и заставлять страдать других", "Любишь – убей, потому что любовь – это желание бесконечного счастья, а не страдания", "Наблюдая за страданиями любимого человека, ты поневоле множишь эту боль временем. Бывают случаи, когда медицина бессильна. Помоги медицине – убей!"

Вот тут хочется поспорить. Да, бывает, что шансов никаких. Но человеку свойственно надеяться. И мало ли примеров, когда безнадежный больной вставал на ноги, а самая страшная болезнь отступала и исчезала без следа? Не ты подвесил эту жизнь, не тебе и перерезать нить. Короче, не надо помогать нашей медицине. Она и без нас прекрасно справляется.

Хороши в фильме мужские роли. Из женщин хочется выделить Анну Михалкову, сыгравшую жену Юма. Даже жаль, что с ней так мало эпизодов. Убедительна Алена Хмельницкая, хотя порой ловишь себя на мысли, что ужимки ее более походят на поведение алкоголички, а не смертельно больной женщины. С другой стороны одно другому не мешает.

Медперсонал в юбках или стеклянный, или карикатурный. Героиня Порошиной будто наглоталась сильных седативных препаратов, даже движения у нее, как у заторможенного хищника на арене цирка.

Что еще – если собираетесь кушать котлету во время просмотра фильма "Врач", то не советую. Кадры операций на мозге, обильно сдабривающие видеоряд, аппетиту не способствуют.

Интересно, что Гоша Куценко, оказавшись по сценарию на больничной койке, из актерского суеверия не показывает себя в таком состоянии. От греха подальше. В кадре мелькает рука, глаза. Если появляется лицо, то лишь его часть, в обрамлении фруктов на переднем плане. Ну это чтоб не говорили потом о пророческом характере картины. Вот, мол, снял, а потом…

Будьте и вы здоровы!

Валерий Кедров

Оставить комментарий