Главная / Издания / Церковный юмор

Церковный юмор

Церковный юмор
27 января 2017

Валерий Кедров

Фото: kinomania.ru

Saratovnews

"Монах и бес", 2016 год, режиссер Николай Досталь

Есть премьеры для артистов, а есть – для зрителей. Первые случаются в день выхода нового спектакля, вторые – когда их впервые смотрит конкретный зритель. То же касается кино и литературы. Ким Ки Дук для меня ничего нового пока не снял, а вот у Феллини имеется несколько картин, с которыми в моем личном кинозале он может дебютировать. Лев Толстой уже ничего не напишет, но есть полно народу, для которых он еще не приступал даже к "Севастопольским рассказам".

Это я так оправдываюсь за то, что описываю не новинки синема, а то, что сам посмотрел только что. Впрочем, фильм Николая Досталя "Монах и бес" вышел на экраны и уже сошел с них относительно недавно.

Если кратко – необычный и остроумный фильм для нашего кинематографа. О борьбе человека со своей темной сущностью, о стремлении к свету. Время действия – первая половина XIX века. В дождь в мужской монастырь стучится человек, одежда коего поминутно вспыхивает. "Зачем пришел?", - вопрошают монахи. "Горю!" – отвечает странник. И поясняет, что недавно сгорел его скит. Куда ж ему было податься. Кстати, в тексте сценария пиротехнической мистики меньше. Монахи достают из одежд пришедшего дымящуюся головешку. В фильме этого нет.

Николай Досталь ("Облако-рай", "Мелкий бес", "Штрафбат") надеется, что фильм найдет своего зрителя. Причем ориентируется на молодежь. Именно для нее о серьезном рассказывает с юмором.

Откровенно говоря, меня удивила довольно спокойная реакция официальной церкви. Я послушал разных священников, высказывавшихся о фильме. Нет тут никакой насмешки, говорят. Даже игумен показан вполне пристойно. Более того, один иерей в шутках, звучащих в картине, узрел внутренний юмор, свойственный священнослужителям. Мол, в некоторых ситуациях и монахи любят пошутить. Да, говорит, бывает, что смеемся над самими собой. В общем, узнали себя на экране. А это дорогого стоит.

Юрий Арабов ("Господин оформитель", "Молох", "Телец", "Фауст", "Орда") сочинил сценарий, местами уровня Горина. Чего стоит только сцена написания игуменом письма его высокопреосвященству. Очень забавно писарь резонирует, не соглашаясь с некоторыми формулировками: "Если все взвесить и холодно рассудить во благовремении…"

Эх, разошелся бы фильм на цитаты, да ведь не станут его крутить по первым каналам!

"- В чем каешься?

- Во всем.

- В воровстве?

- Да разве это грех в России!"

"- А Сатана, прости господи?

- Очень эффективный руководитель".

"Вот золотые часы "Брегет", мне их отец перед смертью продал".

Про все чудеса рассказывать не буду, скажу только, что прообразом Ивана стал Иоанн Новгородский, о котором тоже есть сказ, как он на бесе летал в Иерусалим. Да и на плоту против течения плавал. Вот про успехи в рыболовстве не знаю. Но договорились же, не буду о чудесах...

Персонаж Тимофея Трибунцева заикается и хромает на левую ногу, что подозрения только укрепляет. Явно одолеваем бесом. Мы же через левое плечо три раза плюем, ежели чего. Когда темная сила берет верх, говорить Иван начинает скоро и без запинки. Так и сыплет прибаутками, коих в картине великое множество. Арабов и Досталь искали их на пару.

"Не все свято, что в книжку вмято"

"Мыло черно, да моет бело"

"Мыло не мило коли рожа загнила"

"Не пьют только на небеси, а на Руси – кому ни поднеси"

"Помереть и родить нельзя погодить"

Игумен придумывает новому обитателю монастыря все новые послушания, с которыми тот прекрасно справляется. Правда, с помощью своего искусителя, который то паштет фуа-гра предлагает Ивану, то стать настоятелем монастыря. И даже не хочется говорить о спецэффектах. Потому что бесовщина это все! Сами убедитесь, если надумаете.

Лесковские мотивы усматриваются в посещении монастыря Николая I в сопровождении Бенкендорфа. Во время беседы императора с Иваном Семеновым сыном одновременно вспоминаются "Левша" и "Форрест Гамп". Иван вещает странно: "Без праци не бенде колораци". Но самодержец разгадывает загадку. "Без правды нет и царствования". И под влиянием этого задумывается о воровстве в государстве и коррупции. Это ведь при Николае I в России впервые были введены регулярные ревизии на всех уровнях, а суды над чиновниками стали обычным явлением. Буквально тысячами судили казнокрадов!

Когда Иван на бесе полетит в Иерусалим, Гоголь вспомнится даже тем, кто его не читал. Такого уж прям озорства не наблюдается, зато сюжет позволил съемочной группе побывать за границей, правда, почему-то в Иордании.

Беса по имени Легион сыграл мало кому известный актер Георгий Фетисов. Досталь признался, что нарочно выбрал на главные роли не самых раскрученных актеров. По мнению режиссера, за звездными артистами часто тянется шлейф их прежних ролей. Да, такие актеры обеспечивают успех фильму, зато теперь у Досталя совершенно уникальный бес. И с этим не поспоришь. Без гримасничанья, одними глазами Легион проходит путь от злобы к доброте, от лукавства к смирению.

"- Спи давай. Завтра будем думать, как мир погубить".

Один только эпизод в картине лично мне показался спорным. Весь такой благочестивый Иван в какой-то момент силой вталкивает беса в храм. Да, для беса этот момент оказывается спасительным. Побеждает, прорастает в нем человеческое и христианское. Но можно ли обманом затаскивать в церковь кого бы то ни было против его воли? Все-таки "сделаю вас ловцами человеков" было сказано в духовном смысле.

Ах да, еще Иван просит беса оставить его, прося заняться настоящими подвижниками, он-де недостоин быть искушаемым. Тоже поступочек для будущего святого сомнительный. Что за перевод стрелок? Не в Саратовской же области действие происходит!

Валерий Кедров

Оставить комментарий