Главная / Издания / "Любой ценой" успеть до "Прибытия"

"Любой ценой" успеть до "Прибытия"

"Любой ценой" успеть до "Прибытия"
10 февраля 2017

Валерий Кедров

Saratovnews

Надо уже скорее определяться с фаворитами в номинации "Лучший фильм" на призы журнала "Советский экран". Шутка, речь об "Оскаре", конечно. Церемония награждения состоится 26 февраля. До этого времени нужно успеть обсудить основных номинантов. Сегодня – первая тройка соискателей.

"Любой ценой" (Hell or High Water), 2016, режиссер Дэвид Маккензи

Этот тягучий атмосферный фильм должен понравиться российскому зрителю, который каждый месяц выплачивает кредит. Или не выплачивает, копя задолженность и мечтая ограбить банк, где у него займ. Мне жена много раз предлагала, а я вот все никак.

Тема старая – отплатить обидчику той же монетой. Еще Граф Монте-Кристо этим промышлял. Современные американские графья бегают весь фильм в балаклавах, трясут пистолетами и забирают только мелкие купюры. Но не просто так, у них есть цель – выкупить у банка заложенное фамильное ранчо, где нашли нефть.

Измельчала американская мечта в изображении Дэвида Маккензи. Раньше граждане самой свободной страны мечтали разбогатеть, теперь – вырваться из нищеты. Идея, конечно, благородная, ради этого и нескольких гражданских замочить не жалко. Но все для того, чтобы обеспечить детей одного из двух братьев-грабителей. Где гарантия, что спустя некоторое время к ним с пистолетом не придет другой благородный папаша, желающий оставить хорошее наследство своим отпрыскам?

Весь фильм красной нитью проходит мысль о том, что в этой семье все беды происходили от бедности. С богатством, конечно, придет долгожданное счастье. Никто не заболеет, не нужно будет работать, дети грабителей станут вечерами тянуть пиво, сидя на веранде и наблюдая за тем, как работает приносящая доход нефтекачалка.

По мысли режиссера, зритель должен проникнуться симпатией к этим неуравновешенным парням с пушками, как проникается официантка придорожного кафе. В жизни обычных техасцев ничего не меняется десятилетиями, даже блюда в забегаловках одни и те же. И вот появляются герои, способные на благородный поступок. В смысле хапнуть денег и бежать.

Отдельно следует сказать о саундтреке, который написали Ник Кейв и Уоррен Эллис. По-настоящему классная музыка, меланхоличный депрессняк. Очень захотелось переслушать Рая Кудера, сочинившего музыку к фильму Вима Вендерса "Париж, Техас".

Но получить "Оскар" за лучший фильм картине не светит. Иначе побегут граждане банки грабить, а это даже в толерантной Америке не все приветствуют. Да и номинацию лента получила, скорее, как жанровое муви. Для разнообразия, так сказать.

"Прибытие", 2016, режиссер Дени Вильнев

В Голливуде давно ждут, когда на планету прилетят пришельцы. Варианты того, что после этого случится, предлагались разные. Но, по большому счету, сюжет всегда один: планете угрожает опасность, вот-вот разразится война, а потом хрясь – какой-то герой эффектно спасает мир.

"Прибытие" – из той же серии. Фильм на один вечер, больше вы его пересматривать не станете. Ну не "Солярис" это Тарковского. Большое количество положительных рецензий могу объяснить только тоской зрителя по хорошей фантастике. Эта фантастика не дурная, что само по себе уже редкость. Но тот же "Интерстеллар" был на голову сильнее.

В общем, прилетают несколько неопознанных объектов размером с ипподром и зависают над землей. Чего им надо, непонятно. Собственно весь фильм главные герои вместе со зрителями пытаются это понять, расшифровывая кружочки-буквы, которые им рисуют пришельцы. Осьминоги могут заглядывать в будущее, а вот объяснить, чего им надо, почему-то не в состоянии.

Твари показаны не страшными, но в каком-то дыму. Это для нагнетания напряженности. В прямом смысле напустили туману.

В финале многих фильмов растерянные правительства других стран ждут указаний от США, как им быть. Тут примерно то же, но развязку пересказывать не стану. Вдруг кто-то захочет посмотреть.

Словом, фантастика тоже представлена среди номинантов. Большего от "Прибытия" требовать нельзя. А будете смеяться, я вам напомню номинантов на "Золотого орла": "Ледокол", "Экипаж", "Дуэлянт". Вот тут действительно обхохочешься.

"По соображениям совести", 2016, режиссер Мел Гибсон

Много вы знаете об освобождении Филиппин во время Второй Мировой войны? Сколько народу погибло с обеих сторон в битве за Окинаву? Американцы – известные снобы, кроме своей истории ничего не знают. А мы?

Новая вещь Мела Гибсона о парне-отказнике. Доброволец Дезмонд Досс – адвентист седьмого дня, потому отказывается брать в руки оружие и убивать врага. Он хочет только защищать своих. Но этого "только" оказывается много. Даже слишком много для одного человека.

История реальная, испортить ее было трудно. Американцы штурмуют кряж или хребет в форме клинка, на котором засели японцы. Потом японцы переходят в наступление и сбрасывают американцев. Но остается на хребте рядовой Досс, который под обстрелом своих и чужих разыскивает раненых и с помощью канатов спускает их вниз. Занимается этим, рискуя жизнью, сутки напролет, причем пытается спасти даже пару японцев. Сослуживцы, издевавшиеся над Доссом, получают урок на всю жизнь. Многие признаются, что еще никогда так не ошибались в людях.

Уклонист Досс спас на Окинаве около сотни солдат. Прожил почти 90 лет, и умер в 2006-м. В конце фильма небольшое, но трогательное интервью с ним.

Гибсон умеет снимать батальные сцены. Однако в данном случае он превзошел себя. Натурализм съемок чудовищен. Но, может, так и нужно показывать войну. Чтоб у последнего отморозка не возникло мысли повторить нечто подобное.

Наш обыватель снисходительно относится к участию американцев во Второй Мировой. И поздно они второй фронт открыли, и потери их с нашими не сопоставимы… А я вот подумал, как это возможно – страстно хотеть на фронт, когда твою страну никто не бомбит и твоим близким ничто не угрожает? Дезмонд Досс в трибунале говорит, что не хотел отсиживаться за спинами своих сверстников. Двое из его городка покончили с собой, когда их признали негодными к службе…

Критик из "Советского экрана" написал бы, что фильм политически грамотный, патриотичный и духоподъемный. Но так и есть. Серьезно, до слез.

Вручение "Оскара" за лучший фильм – не просто церемония награждения, это еще мощный месседж. Поэтому "По соображениям совести" – один из главных фаворитов в гонке за статуэтку. Но есть и другие соискатели, о которых поговорим в следующий раз.

 

Валерий Кедров

Оставить комментарий