Главная / Издания / А водочка врозь

А водочка врозь

А водочка врозь
01 марта 2017

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№10 (1019) 01.03.2017

Новые антиалкогольные инициативы ударят саратовцев по карману

Внезапно проснувшаяся тяга народных избранников к сохранению здоровья электората вполне понятна и проста: когда нечем заняться, на помощь приходит борьба с пьянством. Тема вечная, но не теряющая актуальности. Последние инициативы депутатов Госдумы РФ не отличаются оригинальностью: алкоголь предложено продавать отдельно от пищевых продуктов, а скидки и акции на спиртное запретить. Мол, промоакции на вино и водку заманивают народ жёлтыми ценниками, и в результате бутылочку-другую берёт гражданин, который употреблять вовсе не собирался. И всё бы правильно, вот только вышеупомянутые новшества обещают негативно отозваться даже на тех потребителях, которые спиртное покупают только по большим праздникам. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Полезли в бутылку

Если верить официальной статистике, то уже несколько лет в Саратовской области 

наб­людается тенденция к снижению потреб­ления алкоголя. Аж на 9% по сравнению с 2009 г. И даже количество отравлений некачественным спиртовым «пойлом» стало меньше. Как такое может быть в кризисные времена, когда употребление алкогольных напитков только растёт, известно лишь областному минздраву и Роспотребнадзору. В реальности это означает лишь одно: часть граждан перешла с лицензированного алкоголя на самогон и аптечный «боярышник», часть — на проверенные собутыльниками лосьоны и прочие спиртсодержащие жидкости. 

Видимо, не совсем доверяют официальной статистике и депутаты. В канун главного мужского праздника заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Леонид ОГУЛЬ выступил с инициативой: продавать алкогольную продукцию отдельно от продуктов питания. «Тем самым мы сохраним наше общество от страшной беды, когда люди спиваются. Наша задача — оградить от этой пагубной привычки подрастающее поколение», — цитирует одно из федеральных СМИ депутата Огуля. 

Народный избранник предложил продавать алкоголь так, как сейчас торгуют табачными изделиями, либо перенести спиртсодержащую продукцию в специальные алкомаркеты. «Кричащая реклама и проводимые акции привлекают внимание уже на входе в магазины, это видят дети, проходящие с родителями мимо ярких полок с бутылками», — сообщил Леонид Огуль. 

Где депутат увидел «кричащую» рекламу алкоголя — остаётся только догадываться. С телевизионных экранов и печатного глянца фотографии запотевших бутылок водки исчезли давно, да и румяных девушек на входе в супермаркеты, предлагающих продегустировать новую водку, тоже особо не замечено. Но, возможно, у народных избранников свой взгляд на вещи. Как уточнил депутат, данное предложение вошло в список рекомендаций Правительству РФ, составленный комитетом по охране здоровья.

Впрочем, господин Огуль просто вытащил из антиалкогольных загашников старую инициативу Общественной палаты РФ. В 2014 г. общественники предложили розничным магазинам рассмотреть два варианта продажи спиртного. Первый: формат «магазин в магазине», то есть специализированный отдел с собственной кассой. И второй — организация секции алкоголя вдали от кассовой зоны и рядов с продуктами питания. Как можно видеть, пока лишь некоторые крупные гипермаркеты решились на такую расстановку алкоголя добровольно.

Но это ещё не всё. Группа депутатов Госдумы РФ внесла в парламент проект закона о введении в России запрета скидок на алкоголь. Разработчики проекта разъяснили, что проводимые торговыми сетями акции служат дополнительным стимулом приобретения алкогольной продукции. «Скидки, которые порой достигают 40-50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления», — подчёркивается в документе. Самое интересное, что эту идею поддержал федеральный Роспотребнадзор в лице Анны ПОПОВОЙ. Как считает глава ведомства, скидочные акции должны рассматриваться как и любая другая рекламная кампания алкоголя и быть под запретом.

 

Не винные жертвы

Саратовские эксперты высказали своё мнение в отношении новых антиалкогольных инициатив.

Комментарий эксперта

Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при ТПП Саратовской области:

— Предложение о торговле алкоголем отдельно от пищевых продуктов, на мой взгляд, обычная популистская идея. Конечно, на практике всё можно сделать: закрыть бутылки по примеру витрин с сигаретами или выделить специальный отдел в магазине, вот только вопрос — зачем? Властям нужно определиться, чего они хотят на самом деле: получать деньги в бюджет с продажи алкоголя или вести с ним борьбу. В Госдуме много спортсменов, артистов, а вот юристов и людей с хорошим знанием законодательной базы, к сожалению, очень мало. Отсюда и рождаются такие предложения. По поводу скидок на алкоголь, то здесь можно поинтересоваться у разработчиков этой инициативы: чем алкоголь отличается от любого другого товара? Он также залёживается, алкогольные напитки имеют срок годности. Их производитель наравне с изготовителями молочных или рыбных продуктов может проводить акции для продвижения своего товара или просто с целью выделить его на полке. 

Как считает Михаил Якушев, главная беда в том, что чиновники борются не с причиной, а со следствием. 

— Какой смысл запрещать настойку боярышника, если люди, его употребляющие, найдут себе другой вариант — какую-нибудь тормозную жидкость? — считает Михаил Николаевич. — Получается, что все государственные инициативы носят запретительный характер, видимо, поэтому и плохо работают.

По мнению Сергея ЖУКОВА, председателя совета директоров группы компаний «Ресоптпродторг» и гильдии торговых организации при ТПП Саратовской области,  инициатива в отношении запрета скидок и акций на алкоголь вполне имеет право на жизнь.

— Алкоголь не тот товар, на который требуется уценка, — считает Сергей Евгеньевич. — У него нет сезонности, у крепкого алкоголя (возьмём ту же водку) практически нет срока годности, это не сыр или мясные изделия. Поэтому в основном все скидки на алкоголь — это промоакции. Но одно дело, когда скидки объявляются к празднику, и другое — когда возникают каждую неделю на тот или иной товар алкогольной группы. Поэтому, думаю, если оставить возможность скидок только на вина, а на всю прочую алкогольную продукцию запретить, вреда не будет. Правда, я не понимаю, в связи с чем поднимается очередная антиалкогольная волна. Можно предположить, что чьё-то лобби в очередной раз продвигает свои интересы. Ведь если верить отчётам Минздрава РФ, употребление алкоголя в стране снижается. На мой взгляд, главная проблема, которая должна заботить сегодня как государственных чиновников, так и народных избранников, — борьба с фальсифицированным алкоголем. А получается, что депутаты участвуют в этом поверхностно: создают шумиху, предлагают какие-то идеи и вроде бы участвуют в борьбе с пьянством.

Что же касается представителей молодого поколения, которые, зайдя в продовольственный магазин, видят «батареи» спиртного, то здесь Сергей Жуков предлагает вместо антиалкогольной политики обратить внимание на молодёжную. 

— Подросткам нужно создать условия, при которых бутылка пива или водки не будет для них главным интересом, — говорит Сергей Евгеньевич. — Построить стадионы, теннисные корты, бассейны — бесплатные, отмечу. Ведь сегодня любое детское увлечение, любая спортивная секция стоит денег, и немалых. Вот об этом стоит задуматься властям — об укреплении здоровья нации, а не давать населению лишний повод для обсуждения алкогольных тем.

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— В конце 80-х годов в структуре товарооборота продовольственной торговли алкоголю принадлежало 50-53%. Это огромные цифры! Объяснялось всё просто: в стране было туго с продуктами, а казну требовалось пополнять, вот магазины и забивали алкоголем. К концу перестройки даже были выделены отдельные магазины для реализации спиртного. Но уважающий себя человек (даже если ему требовалось приобрести алкоголь) старался обходить их десятой дорогой, поскольку магазины были буквально оккупированы людьми определённой социальной группы. Возвращаться к этому сейчас, выделять специальные отделы для алкоголя — не думаю, что в этом есть смысл. В отношении запрета на скидки могу сказать, что алкоголь тоже имеет срок годности. Но покупатель прекрасно понимает, что если возле продукта стоит жёлтый ценник, это значит, что у него близится окончание срока реализации либо его никто не берёт из-за высокой цены, и теперь производитель (или магазин, сделавший приличную «накрутку») проводит акцию для привлечения внимания. Не думаю, что скидки на алкоголь стимулируют людей покупать его в больших количествах: те, кто злоупотребляют, прекрасно знают, где и что купить дешевле. Причём без всяких акций.

К слову, сегодня доля алкоголя в структуре продовольственных товаров составляет, по разным оценкам, от 17 до 19%.

 

Градус повышения

По мнению Михаила ПЕТРИЧЕНКО, бизнес-омбудсмена Саратовской области, в российском законодательстве и сегодня немало ограничений к розничной продаже алкоголя. К примеру, увеличены площади для магазинов, торгующих алкогольными напитками, ужесточены правила получения лицензии на торговлю алкоголем, также имеются ограничения, связанные с территориальным расположением (запрет продажи на территории спортивных объектов, недалеко от детсадов, школ, больниц и 

т. п.), имеются ужесточения со стороны пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора. «Закручивать гайки», создавая в супермаркете отдельный алкогольный отдел, — дело не просто бессмысленное, но и чреватое для всех потребителей, считает бизнес-омбудсмен. Даже тех, кто никогда не покупает спиртного.

Комментарий эксперта

Михаил ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченный по защите предпринимателей в Саратовской области:

— Во многих крупных гипермаркетах сегодня имеются алкогольные отделы со своей кассой. И это нормально, покупатели привыкли. Но если инициатива депутатов Госдумы РФ пройдёт и превратится в закон, то он распространится не только на городские, но и на сельские территории. Представьте себе: в деревне торгует одно сельпо, и что, при нём нужно создавать отдельный магазин для алкоголя?! На мой взгляд, всё это приведёт к увеличению издержек. Ведь, в конечном счёте, у нас за всё расплачивается потребитель. Порой крупные магазины делают выручку за счёт разницы в товаре: потребители, покупающие алкоголь, в какой-то мере субсидируют тех, кто приобретает только продукты питания. Если же поток покупателей алкоголя уйдёт в специализированные отделы, есть вероятность, что произойдёт рост цен (пусть небольшой, но тем не менее) на творог, молоко, масло, хлеб и другие товары.

В отношении поддержанной федеральным Роспотребнадзором инициативы о запрете на скидки Михаил Петриченко имеет своё мнение.

— Сегодня в магазинах можно найти вино как за 200, так и 2 тысячи рублей, и каждый покупатель знает, какое спиртное ему по карману, без всяких акций, — говорит Михаил Петрович. — Конечно, у тех же вин есть срок годности, а акции и скидки формируются лишь для того, чтобы его активнее реализовать. Как быть предпринимателю, если товар залёживается, а скидку сделать невозможно? Выбрасывать его? Это несерьёзно и не выход для бизнеса.

Что же касается заботы о молодёжи, то, как считает саратовский бизнес-омбудсмен, властям в первую очередь нужно заботиться об уровне жизни и качестве жизни населения. О том же уровне занятости молодёжи: дабы у молодых людей была интересная, хорошо оплачиваемая работа, тогда и «страсти по бутылке» уменьшатся в разы. Не стоит плодить запреты, за которые будут расплачиваться как предприниматели, так и простые потребители.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий