Главная / Издания / Техника этого дела

Техника этого дела

Техника этого дела
27 марта 2017

Дмитрий Митрошин

Фото: st.vkonline.ru

Saratovnews

«Технику этого дела знаете?» - поинтересовался у предводителя дворянства сын турецкоподданного, когда его подопечный предложил выкрасть очередной стул. Если на ваших глазах работает профессионал, все кажется легко и просто. Даже красиво. Все у него спорится, а в руках – горит. Но начнешь изучать вопрос, приглядишься – воруют! Причем в процессе так или иначе заняты все.

Взять тот же ремонт дорог. Кормятся на нем миллионы, а не только непосредственно дорожные строители. В итоге каждый год наблюдаем одну и ту же картину. На экваторе времена года мало чем отличаются друг от друга. В феврале бананы, и в сентябре бананы. В России периодичность выражена более ярко. В январе на коньках, в июле на этом же самом месте в плавках и ластах. Зимой водка и пельмени, летом пиво и окрошка. В марте дороги смывает, в октябре их спешно латают.

Делать качественно – нерентабельно. Потому что тогда на ремонт дороги уйдут все выделенные на нее деньги. Маржи не остается, если делать на совесть, поскольку всю маржу сожрала конкурсная процедура, когда важно дать самую низкую цену и получить подряд. В дальнейшем прибыль извлекают из качества ремонта. Чем хуже качество, тем больше прибыль. Появились через полгода ямы, значит, где-то вырос прекрасный коттедж, с бассейном и домиком для прислуги.

На верхушке пищевой цепочки стоят депутаты Госдумы и чиновники правительства РФ. Это они продавили и приняли закон, по которому строители дорог намывают прибыль из укладывания более тонкого слоя щебенки и асфальта.

Далее идут лоббисты федерального уровня. Это они добывают для региона деньги из бюджета страны и покрывают себя несмываемой славой. Расторопные чиновники на местах – следующий отряд млекопитающих, кормящихся пиаром на ремонте дорог. Это они сегодня говорят, что Саратов – как после арт-обстрела. Кто придумает более мощную метафору или аллегорию, тот и молодец. Совещания проходят на повышенных тонах, все высказываются открыто, не взирая на лица. Любо-дорого смотреть на это. Ну не так любо, как дорого.

Потом идут общественники. Печальный Ландо и его более молодые сподвижники. Они искренне грустят, видя, во что превратились саратовские дороги. Это никуда не годится, говорят они. Так не должно быть! Им вторят кандидаты в депутаты с такими же печальными лицами. Они тоже хотят влезть в эту цепочку.

Затем власть проводит опрос населения. Интересуются, какую дорогу отремонтировать первой? Население говорит – все надо. Но людям отвечают – хватит только на десять улиц. И, чтобы не слушать возражений, начинают громко кричать друг другу в уши про то, что каждый бюджетный рубль необходимо потратить с умом.

Потом все молодцы. Дорожные службы, которые активно размазывают асфальт. Автолюбители, терпеливо стоящие в пробках. Чиновники и депутаты, выезжающие каждый день инспектировать проводящийся ремонт. Самое главное – качество, говорят они. И вот это еще – никогда доселе не было такого масштабного ремонта дорог в Саратове, уж теперь-то поправим положение дел! Нам бы денег побольше!

Общественность тоже не остается в стороне. Выезжают и говорят: вот тут еще надо асфальт положить. И довольно потирают руки. Потому что вот же телекамера, хвостом ходит и все фиксирует. Ну как они выразили озабоченность.

Весной все повторяется. Метафоры, грустные физиономии, рассказы о частых переходах температурных значений через ноль, убедительные объяснения экспертов о том, почему в России нет дорог. Поиск руководителей дорожных контор завершается распеканием на ПДС какого-нибудь Петрова, который ответственно заявляет, что там, где он ремонтировал, дорога стоит! А если стоять не будет, он лично отремонтирует ее за свой счет. Того, чьи дороги поплыли, никогда найти не удается. Его будто бы и нет в природе.

В общем, схема работает, как часы. Каждый винтик знает свое место, каждая шестеренка крутится в нужном направлении. И по большому счету всех все устраивает. Ну за исключением пары миллионов жителей региона, которые ездят по дорогам. Ибо страшно даже подумать, что будет, если дороги станут ремонтировать, как положено.

Только представьте, положили один раз асфальт, и лет 7-10 к трассе претензий нет. Стало быть, нет и потребности выделять новые средства на ее ямочный и более капитальный ремонт. Что это будет? Разорится масса дорожных компаний. Толпы народу останутся без работы. Напряжение в обществе, социальные потрясения, одиночные пикеты и ворчание на кухне.

При этом отпадет возможность пиариться на ремонте дорог для сотен кандидатов в депутаты всех уровней. Не прозвучат лишний раз фамилии лоббистов наших интересов на федеральном уровне, что само по себе большая несправедливость по отношению к ним.

По весне соберутся на ПДС, а поострить повода не найдется. Потому что саратовские дороги зиму пережили благополучно. Ну потрескалось полотно на проспекте 50 лет Октября в одном месте. Да и то заметно это, если присматриваться с лупой.

Общественность вышла в рейд, телекамера следом катилась, а придраться не к чему. И еще печальнее лица у представителей народа.

Что же это? Анархия какая-то! Десятилетиями тысячи людей были задействованы в этом сложном процессе, оттачивали свое мастерство, сыпали щебень, катком прижимали к нему асфальт, готовили докладные и служебные записки, обращения города к области и области к городу. Писали челобитные в федеральный центр. Контролировали, били в набат, говорили о недопустимости. И куда это все девать?

Да, я совсем забыл упомянуть в этой цепочке средства массовой информации. Километры пленки и тонны бумаги отобразили процесс ремонта дорог, а потом – их разрушения. Можно смело брать репортажи пятилетней давности и ставить в газету. Потому что и тогда мы писали о разрушении всех основных саратовских магистралей. Даже названия улиц одни и те же. Ну это как материалы об открытии пляжного сезона или праздновании Дня весны и труда. Те же полуголые люди, те же лица на трибунах…

А сделают все по уму, действительно потратят бюджетные средства рачительно, так, что не придется переделывать и через год, и через три, о чем писать будем? Журналисты получают зарплату за свою работу, чиновники, депутаты, коммунальные службы. У всех семьи, детей нужно кормить и одевать. Отремонтируют дороги качественно – сколько народу окажется не у дел!

Нет-нет, даже думать об этом не хочется. Это же гуманитарная катастрофа!

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий