Главная / Издания / Горькая пилюля фармацевта

Горькая пилюля фармацевта

Горькая пилюля фармацевта
29 марта 2017

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№14 (1023) 29.03.2017

Вместо поликлиник саратовцы будут получать консультации в аптеках

В первый весенний день аптечные учреждения начали продавать лекарства по новым правилам, согласно вступившему в силу закону Минздрава РФ. Большинство пунктов документа посвящены организации аптечной деятельности, регламентации работы руководства и персонала, правилам приёмки и хранения лекарств и другим техническим вопросам, которые рядовых покупателей интересуют мало. Но в правилах появились новые нормы, которые затрагивают взаимоотношения аптечного работника с посетителем. Отныне фармацевтическое консультирование в аптеке — прямая обязанность провизора. Фармацевтам запретили скрывать от покупателей наличие дешёвых лекарств и приказали давать полную информацию об интересующем лекарственном средстве. Будут ли эти нормы работать не только на бумаге, но и в реальной жизни, узнавал «МК» в Саратове».

 

Аптекарю никто не пишет

Разработанный в 2016 г. приказ Мин­здрава РФ «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» вступил в силу 1 марта 2017-го. Документ включает в себя восемь крупных разделов и около семи десятков подпунктов, каждый из которых так или иначе определяет условия работы аптек. В первые три недели работы нового приказа ни сами аптеки, ни покупатели не поняли, в чём заключаются новшества. Но испугались заранее. В некоторых российских регионах начались волнения, связанные с якобы введёнными нормами об отпуске большинства лекарственных препаратов исключительно по рецептам. 

К примеру, в Брянске жители штурмовали аптечные учреждения, пытаясь закупить привычные рецептурные лекарства — антибиотики, гипотензивные, противовоспалительные средства впрок, поскольку прошёл слух, что приобрести их без рецепта теперь будет невозможно. Однако выяснилось, что в новых правилах ничего не сказано об ужесточении ответственности аптек за продажу без рецепта. Этот запрет был и ранее, какие-то аптеки его соблюдают, какие-то нет.

Владельцы аптечных учреждений, ознакомившись с новыми правилами, поняли лишь одно: теперь проверок будет больше. А это значит, что жить станет ещё тяжелее и мелкие игроки уйдут с рынка. Но, как говорят столичные аптечные эксперты, участвующие в разработке новых правил, по сути, этот документ объединяет все действующие на сегодняшний момент нормы и ничего принципиально нового не несёт. Ни самим аптекам, ни их клиентам. Впрочем, клиенты должны остаться довольны, поскольку нормы вводят понятие фармацевтического консультирования. 

Скажем, если раньше фармацевт просто отпускал покупателю лекарство, порой забывая сказать, как его хранить: в холодильнике или при комнатной температуре, то теперь он будет обязан рассказать всё о побочных действиях, способе приёма (до или после еды) и при необходимости прочитать инструкцию. В новых правилах даже есть указание, что для фармацевтического консультирования аптеки должны будут оборудовать специальные места.

Более того, теперь фармацевтам запрещено скрывать информацию о наличии аналогов брендового лекарства и ценах на них. Откуда растут ноги у этого новшества, понять несложно: летом 2016 г. сообщалось, что работников аптек могут обязать предлагать покупателям в первую очередь дешёвые отечественные препараты, а также информировать о наличии российских аналогов и ценах на них. Чиновникам в белых халатах оказалось мало того, что они заменили качественные дорогие лекарственные препараты в стационарах на дешёвые отечественные, тем самым вынудив пациентов приобретать брендовые пилюли на собственные деньги. Теперь они решили продвинуть политику импортозамещения в аптеки, вероятно, позабыв о том, что 98% аптечных учреждений в нашей стране — частные. Посему и формирование ассортимента лекарственных средств зависит исключительно от желания владельца аптеки.

В итоге новшество Минздрава должно выглядеть так. Если вы пришли в аптеку за дорогостоящей импортной но-шпой, вам обязаны рассказать о том, что у этого препарата есть дешёвые аналоги: отечественный дротаверин  за 25 руб., израильский дротаверин-тева по цене 110 руб., индийский юниспаз за 85 руб. и проч. 

 

Побочный эффект

По мнению Александра АФОНИНА, заместителя директора одной из аптечных сетей, новые правила не несут аптекам кардинальных изменений в их деятельности. 

— Некоторые «внутренние» изменения есть и вопросы имеются, но, думаю, через несколько месяцев всё станет на свои места и будет видно, как это работает, — считает Александр Владимирович.

В отношении фармацевтического консультирования и выделения специальной зоны для этого, «с установкой или обозначением специальных ограничителей» и даже организацией сидячих мест Александр Афонин говорит следующее.

Комментарий эксперта

Александр АФОНИН, заместитель директора сети саратовских аптек: 

— Как правило, вся торговая площадь аптеки активно используется. И пока сложно понять, что будет представлять собой зона для фармацевтического консультирования. Провизору нужно будет выходить в зал? Но у нас закрытая форма торговли, и консультации проводятся на кассовом месте. В случае необходимости фармацевт может выйти, открыть упаковку, показать её покупателю, но постоянно этого не происходит. Конечно, всегда можно повесить табличку «зона консультации», но как это будет происходить на практике — пока сказать сложно. Фармацевты и сегодня консультируют посетителей по поводу хранения и приёма лекарств и рассказывают о том, что у дорогого брендового препарата есть дешёвые дженерики. Но есть покупатели, которые считают, что дорогие лекарства — самые качественные, и покупают только их. Если же человек затрудняется в выборе, то грамотный фармацевт предложит весь спектр: лекарства подешевле и подороже. Ведь всё это — рынок. Невозможно держать в аптечном учреждении и продавать только дорогие брендовые препараты, лекарства должны быть для всех групп населения, для граждан с разными доходами. Аптекам самим выгодно иметь широкий ассортимент, без приказов свыше и нормативных документов.

Владелец ещё одной местной сети аптек (пожелавший не называть в публикации своё имя) высказался более резко в отношении очередных новшеств.

— В некоторых крупных аптечных сетях были, есть и будут договоры с определённым фармпроизводителем, — говорит владелец аптек. — В аптечных залах ведётся аудиозапись бесед с покупателем, и тех фармацевтов, которые не пытаются навязать «проплаченный» лекарственный препарат клиенту, штрафуют или увольняют. Не думаю, что эта ситуация изменится после вступления в силу новых правил. Фармацевт назовёт пожилой посетительнице с десяток аналоговых лекарств, чем окончательно запутает, а в конце скажет: но я вам рекомендую вот это средство, оно лучше помогает. И конечно, покупатель возьмёт то, что рекомендовано аптечным работником. Поэтому, на мой взгляд, все эти изменения по фармацевтическому консультированию — просто буквы на бумаге, а к реальной работе аптек они не имеют никакого отношения. Кроме того, добросовестные фармацевты всегда помогали покупателям в выборе препарата: и инструкцию читали, если нужно, и дозировку подбирали, делая это не по закону, а из этических соображений.

 

Таблетка раздора

А что говорят сами врачи о фармацевтическом консультировании в аптеках? Ведь всегда было принято считать, что главная рекомендация аптечного провизора должна быть краткой и лаконичной: «Обратитесь к вашему лечащему врачу». Теперь получается, что при дефиците участковых терапевтов часть их функций возьмёт на себя фармацевт. 

— Возникает много вопросов по новой функции аптечного работника — фармацевтическому консультированию, — говорит фармаколог, доктор медицинских наук Евгения ВЕРИЖНИКОВА. —  Ведь, как известно, препараты бывают рецептурные и безрецептурные. Безрецептурные представлены в четырёх категориях: от гриппа и простуды, желудочно-кишечных расстройств, обезболивающие средства и четвёртая группа — местные дерматологические мази и кремы. Если пациент пришёл за безрецептурным препаратом, то рассказать о том, как его принимать, в каких условиях хранить — прямая обязанность фармацевта. А если препарат рецептурный? Как фармацевт — человек без высшего медицинского образования — будет консультировать больного? А показания к назначению, диагноз? И как быть, если диагноз пациент поставил себе сам? К примеру, он уверен, что у него язвенная болезнь желудка, а в результате оказывается, что у него онкология. Поэтому, на мой взгляд, фармацевтическое консультирование уместно только по четырём группам безрецептурных лекарственных препаратов. Хотя здесь хочу упомянуть ещё и об уровне профессиональной грамотности аптечных работников. Я читаю лекции провизорам и фармацевтам и порой сталкиваюсь с тем, что зачастую они не понимают простейшей терминологии. Меня просят говорить проще, чтобы им было понятно, но я удивляюсь, ведь люди закончили медицинское училище и обязаны знать хотя бы самые элементарные термины: что такое фармакокинетика, период полувыведения препаратов, биодоступность и проч. Поэтому если до буквы соблюдать норму о фармацевтическом консультировании, то мы просто дойдём до абсурда. Да и кто будет контролировать качество этих консультаций? Девочка после медицинского училища может такого наговорить пациенту, а кто за это ответит? 

По мнению фармаколога, немало вопросов вызывает требование рассказывать покупателям об аналогах медикаментов, уточнять их цену и нюансы клинического воздействия.

Комментарий эксперта

Евгения ВЕРИЖНИКОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармации и фармакологии Саратовского филиала Самарского медицинского университета (РЕАВИЗ):

— Согласно новому приказу, фармацевты обязаны предоставлять информацию о наличии всех возможных аналогов лекарства, которое покупатель будет запрашивать. Конечно, с одной стороны, пациент имеет право знать, что есть препараты не только брендовые, но и аналоговые — как дорогие, так и дешёвые. Но фармацевт не врач, и только врач может оценить качество аналогового препарата, основываясь на назначениях пациентам и результатах лечения. Как фармацевт может сказать: возьмите это лекарство, оно подешевле, если понятия не имеет, как «работает» аналог? Опять же, у некоторых брендовых препаратов по 10-20 аналогов, и получается, что аптечный работник должен их все перечислить? Сколько на это уйдёт времени, да и захочет ли сам посетитель выслушивать эту информацию? Одно дело, когда в аптеку приходит пенсионер и говорит: дайте мне что-нибудь подешевле, в этом случае, конечно, уместно предложить несколько препаратов на выбор. Но если клиент точно знает, зачем он пришёл, много лет использует препарат, который ему помогает, зачем он будет выслушивать совершенно бесполезную для него информацию? Поэтому, на мой взгляд, фармацевтическое консультирование должно быть только по просьбе покупателя. Так же, как это было и раньше, до новых правил.

Фармаколог считает, что выпустить подобный приказ — это лишь один этап, не самый сложный. Главное, отследить, чтобы он исполнялся. А это не так-то просто.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий