Главная / Издания / Все на карту!

Все на карту!

Все на карту!
31 марта 2017

Фото: kino-nik.ru

Saratovnews

Режиссер Павел Лунгин в интервью рассказал, что наблюдает сегодня много пушкинских Германнов. Современные молодые люди одержимы успехом и богатством, возможно, даже больше, чем их сверстники из XIX века. Чуть ли не каждый готов поставить на карту все, лишь бы пробиться на самый верх. Может быть, потому, что слишком наглядна и заметна эта разница. Ну как живут "звезды", и как живут все остальные. Телевидение тому способствует. На телевидении сегодня вообще культ успешных и богатых людей. Впрочем, тема игры и удачи вечная.

"Дама пик", 2016 год, режиссер Павел Лунгин, в ролях: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Владимир Симонов, Игорь Миркурбанов.

Вот тоже игра. Время от времени провожу чемпионаты мира по исполнению конкретной арии. Отбираю участников, а потом заслушиваю всех подряд. Как председатель жюри. Чемпионат по "Casta Diva" у меня выиграла Монтсеррат, а вот по Далиле – Мария Каллас. Именно ария из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила" проходит красной нитью через новую работу Павла Лунгина. Эта же ария, к слову, звучит и в "Солнечном ударе" Никиты Михалкова.

Андрей в детстве провалился в прорубь, друзья вытащили его. Он чудом выжил, и в результате переохлаждения еще большим чудом обрел голос. Лежа на больничной койке, он слушал по радио ту самую арию, и заодно влюбился в оперу и конкретную исполнительницу – эмигрировавшую из страны Софию Майер.

Эта самая София спустя годы возвращается в Россию с желанием поставить "Пиковую даму" Чайковского и поиграть в подпольном казино своего давнего приятеля Олега.

Игра – зараза сродни алкоголизму. Отделаться от нее очень трудно. Сам неоднократно спускал за игровым столом всю зарплату. Даже не понимаешь, как это происходит. Не понимаешь, почему так быстро наступает утро. А смысл в том, что чем больше играешь, тем больше проигрываешь. Я не знаю людей, которые были бы в плюсе, если брать не конкретный день, а всю долгую карьеру игрока.

Мотивация у игрока может быть разной – выиграть определенную сумму, доказать что-то самому себе, получить роль в спектакле. Андрей хочет всего и сразу. И готов все поставить на карту. Но мало играть и выигрывать. Нужно еще уметь отличать выигрыш от проигрыша. Бог дал парню голос, любимую женщину, которая готова ради него на все. Но опасность всякого выигрыша в том, что очень быстро начинаешь относиться к нему, как к само собой разумеющемуся. К тому, что случилось бы неизбежно. Тот миллион долларов, о котором грезил Андрей, очень быстро стал бы в его жизни пройденным этапом и рассматривался бы героем, как ступенька к еще большему успеху. Я ж говорю – хуже алкоголизма.

За пушкинского Германна тоже не уверен. Старуха-графиня поставила условие – он должен сыграть только трижды, не ставя более одной карты за день. Выгорело бы дельце, неужели остановился бы? С другой стороны – получал бы удовольствие от игры, кабы побеждал всякий раз? Ведь щекочет нервы именно вероятность проигрыша.

Главную мужскую роль в "Даме пик" сыграл Иван Янковский. Хорошо сыграл, чего уж говорить. Состояние продувшего огромную сумму, а с нею и свою жизнь передал не хуже чувака из "Карты, деньги, два ствола". И, когда, досмотрите до конца, согласитесь – Андрей ведь получил то, что хотел. Стал пожизненным Германном, постоянно испытывающим судьбу.

При этом сам Янковский по молодости, что ли, еще не отдает себе отчета в том, что не надо хвататься за все подряд, как делает Андрей. Смущает готовность Ивана сниматься во всякой лабуде. В том же 2016 году он сыграл в каком-то совершенно уж бесталанном фильме "Источник". Но у Лунгина Янковский убедителен, что саратовцев, трепетно относящихся к этой фамилии, должно радовать. Талантливый внук вырос у Олега Ивановича.

У Ксении Раппопорт тут и вовсе бенефис. Она играет оперную диву и постоянно перевоплощается. Мы видим ее поющей, играющей, пьяной, смеющейся, плачущей, мертвой, любящей, загримированной под старуху или вообще в виде нескольких кукол. Настоящая дьяволица, завлекающая в свои сети. Трогательная и безжалостная одновременно. (Кстати, Агунда Кулаева, поющая за Раппопорт, в том числе ту самую арию Далилы, у меня вошла бы в пятерку лучших.)

Собственно какого героя "Дамы пик" ни возьми, всяк тянет одеяло на себя. И каждый становится германном – в большей или меньшей степени. Даже возненавидевшая тетку Лиза, названная так в честь персонажа пушкинской повести и поющая в фильме ее партию. Скромная девушка, с принципами и чувствами. Но и у нее проскакивает дьявольский огонек в глазах, когда она понимает, что имеет успех у публики. Другое дело, что всякий успех переводит человека в иное агрегатное состояние. А вот удастся ли в этом новом состоянии сохранить свои лучшие качества – большой вопрос. Не потому ли так часто и до неузнаваемости меняются люди, на которых обрушиваются деньги и слава?

Или взять худрука театра Головина, готового поторговаться и отказаться от третирования молодого таланта в обмен на престижную театральную премию. Играют все, просто у каждого своя игра. Даже у того, у кого есть все, о чем можно только мечтать.

Конечно, трудно отделаться от параллелей с "Черным лебедем" Дарена Аронофски и "Одержимостью" Дэмьена Шазелла. Обыватель вполне может сделать вывод, что в артистической среде собрались одни сумасшедшие. Но для достижения настоящих высот в искусстве, возможно, действительно требуется довести себя до некоего пограничного состояния, когда категория добра и зла нет, не стираются, а перестают быть главными.

Ну и что сказать – очередная высококачественная работа Павла Лунгина. Старался не спойлерить, все-таки триллер. Сюжет тут закручен по всем законам жанра, лента держит в напряжении до последнего кадра. Но вы же понимаете, что фильм, снятый почти по "Пиковой даме" не может закончиться хэппи-эндом…

Валерий Кедров

Оставить комментарий