Главная / Издания / Голос Саратова

Голос Саратова

Голос Саратова
05 апреля 2017

Автор: Татьяна Лисина

МК в Саратове

№15 (1024) 05.04.2017

Леонид Сметанников: «Шоу и бизнес — это абсолютно разные вещи»

В конце марта в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова с большим успехом прошёл концерт народного артиста СССР профессора Леонида Сметанникова. Концерт был приурочен к 40-летию его педагогической деятельности. Выступление певца сопровождал оркестр народных инструментов Саратовской консерватории. В зале звучали музыкальные произведения самых различных жанров: арии из опер, народные песни, старинные романсы. Горячо поздравили певца представители клуба любителей Сметанникова. 

— Вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете форму?

— Форма любит движения и активность. Каждое утро по 20 минут делаю тибетскую зарядку, изучил её по книгам.

— Что за среда, люди, которые формировали вас как личность?

— Информацию брал у всех понемногу. Были люди, которые помогали мне в творчестве. Это редакторы телевидения, радио, корреспонденты. Вот вы пришли ко мне, для меня это повод подвести итоги и подняться ещё на одну ступеньку. Так что вы мне тоже даёте стимул для развития и совершенствования.

— О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?

— О своих близких, родных. Стараюсь их не обидеть. Сказать и сделать им приятное. Поздравить в праздники. Признаюсь, и сам люблю, чтобы меня поздравили. Сейчас у меня вторая жена Зинаида Ивановна, есть внуки и сын от первой жены. Живём мы все очень дружно.

— Кого вы считаете своим первым учителем в своей профессиональной деятельности?

— Профессиональная деятельность — понятие очень широкое. У меня были учителя и по пению, и по сценическому движению, и по режиссёрским задумкам. Сценическая жизнь — комплексная, всеобъемлющая, по­этому одного учителя пения недостаточно.

— Близко к сердцу принимаете то, что о вас пишут?

— Сразу да, а потом успокаиваюсь. Помогает, что запись концерта всегда лучше, чем мои ощущения на нём. Как растёт большое дерево, как цветок, который становится с каждым годом всё краше, так и то, что пишут и говорят, представляю себе как цветник, который с каждым годом становится всё разнообразнее и лучше.

— Какую музыку вы слушаете для собственного удовольствия, на досуге?

— Мне приходится отсматривать, редактировать, отбирать очень много собственных записей, готовя новые диски. Поэтому досуга у меня нет. Но, бывает, смотрю спектакли. Так на днях посмотрел «Отелло», в котором пел Владимир АТЛАНТОВ. Искать записи в интернете не люблю. Но если слышу, что кто-то что-то интересное записал, тут же себе сбрасываю. Жёстких дисков с большим объёмом памяти у меня уже семь штук.

— А концерты по телевидению доставляют радость? Смотрите ли вы «Романтику романса»?

— Само собой! Бывают интересные интервью. Мне нравятся передачи Никиты МИХАЛКОВА. Разделяю его беспокойство проблемами нынешней молодёжи, как, наверное, и все учителя. Молодые не виноваты, что отбились от рук и в такое время родились, когда никто не обращал на них особого внимания. В советское время были пионерия, комсомол. Воспитывали лучшие качества. Сейчас мы пытаемся восстановить этот баланс. Но считаю, что воспитанию молодёжи очень мешает интернет. Он повинен в том, что все хотят быть только первыми, звёздами, знаменитостями. 

Кстати, за рубежом на телевидении очень развита тема семьи. Приглашают в студию лучшую семью, а завтра — другую. И таким образом воспитываются семейные ценности. Многие очень хотят, чтобы их пригласили на такую передачу. В Америке да и в Германии именно семья — основа государства, общества. И у нас так было, но теперь телевидение и радио мало придают этому значения. Хотя, справедливости ради, есть 1-2 передачи на эту тему. Ведь после 30 лет, как правило, все заводят семью, и уже возникают другие мысли, разговоры и желания.

— Ваш любимый композитор?

— МОЦАРТ, ЧАЙКОВСКИЙ, РАХМАНИНОВ. Люблю ГЛИНКУ. Очень ценю современного саратовского композитора Игоря ДОРОДНОГО и пою его песни.

— Какова отличительная черта вашего характера?

— Для студентов я, наверное, надоедливый, противный и требовательный. Другие считают меня добрым, отзывчивым, но сам себя оценивать и тем более хвалить не возьмусь. Пожалуй, моя отличительная черта: говорю то, что думаю.

— Ваше представление о счастье?

— Бывает временное счастье, бывает постоянное. Временное — появилось и исчезло. Постоянное счастье надо постоянно поддерживать, лелеять, как что-то сокровенное. Считаю, что счастье — это твой внутренний мир, который не должен разрушать никто. Если это происходит, надо своё счастье охранять.

— Ваше любимое изречение?

— «Дарить людям радость». Так была названа книга обо мне, откуда автор — Александр Иванович ДЕМЧЕНКО взял эту фразу, уже не вспомнить.  Есть ещё одна любимая фраза из песни: «Я люблю тебя, жизнь! И надеюсь, что это взаимно!» Уверен: чтобы добиться каких-то результатов, надо любить жизнь, уметь радоваться и радовать других.

— Есть в вашей жизни то, что вы ещё не успели осуществить?

— Творчество. В своё время я очень хотел исполнить партию Болконского из оперы ПРОКОФЬЕВА «Война и мир». Последние 25 лет всё время говорю главному дирижёру, что хочу исполнить партию Грязного из оперы «Царская невеста». Но, к сожалению, он её так и не ставит по неизвестным мне причинам.

— Я специально ездила в Москву в Большой театр, чтобы посмотреть «Царскую невесту». На Собиновских фестивалях так часто поют арии из неё на конкурсе конкурсов, что очень хотелось послушать оперу целиком.

— Я тоже езжу везде, ведь в саратовском театре мне не удаётся спеть всё то, что хочется. И вообще за последние четверть века можно было хотя бы один спектакль поставить на меня, не так ли? Правда, я пел Евгения Онегина в новой постановке. И когда мы приехали в Москву, сказали: «Создалось такое впечатление, что режиссёр Дмитрий БЕЛОВ поставил это специально для вас. Почему же именно вас не подали на «Золотую маску»?» Признаюсь, услышать такую высокую оценку мне было очень приятно. Тем более что мне тогда было уже 59 лет.

— Какие добродетели вы цените больше всего?

— Желание помочь друг другу. Ведь вдумайтесь в смысл слова: «добродетель» — «добро творить», то есть созидать. Валентин РАСПУТИН однажды сказал: «Есть созидатели, а есть потребители». Кто созидает добро, тот и двигает общество. Очень ценю отзывчивость и интерес к людям.

— Чем больше всего вам запомнился 2016 год?

— Моя сестра Татьяна Анатольевна СМЕТАННИКОВА последние лет семь живёт в Германии. (Раньше она часто аккомпанировала брату на концертах. — Авт.) Она пианистка и сейчас играет и преподаёт музыку. Минувшим летом мы на 20 дней ездили с супругой к ней в гости. Поездили по Германии, посетили и Австрию — Зальцбург, родину Моцарта. Мне было любопытно, как там живут. Интересно посмотреть на тех людей, которые живут в другом государстве, говорят на другом языке. Наверное, это самое яркое впечатление ушедшего года. Была радость и от общения с сестрой, её мужем и много ярких восторженных впечатлений. Особенно запомнились средневековые замки. Много фотографировали и снимали на видео. До этого я часто бывал в Америке, 15 лет ездил туда с концертами: Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Сан-Франциско, Сиэтл, Портленд…  Америка очень отличается от Европы.

— Чем отличается отношение к музыке за рубежом и в России?

— В Германии и в Америке люди приходят на концерт отдыхать. Они всегда радуются. У нас на концерт приходят — радуйте нас! Да, у нас всё воспринимают, оценивают, аплодируют, но слушатели за границей ведут себя как дети: отдыхают, восторгаются и хотят получить радость тихо. У нас же может стоять шум, гам, сквозь которые слушают симфонию или пение. И это воспринимается как норма: поболтали, семечки полузгали и пошли. За рубежом билеты стоят очень дорого, но люди умеют полностью отключиться и получить истинное наслаждение. Я особенно ощутил это в Нью-Йорке. 

— Какие события стали поворотными в вашей творческой жизни?

— Для певца, как и любого актёра, важно подведение итогов, а это в какой-то мере и награды. Я не был обижен судьбой. Скажу больше — мне грех жаловаться. В этом плане я счастливый человек. Может, звания давали с опозданием или, наоборот, чуть раньше. Но официальное признание успешности творчества даёт и радость, и уверенность в себе. Лауреат трёх конкурсов (1973), заслуженный артист Каракалпакии (1974), заслуженный артист РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1979), лауреат Госпремии им. М. Глинки (1982), народный артист СССР (1987), почётный гражданин Саратова (1999). Были и другие звания, награды, ордена, в том числе медаль «За вклад в образование». Для меня это важные события.

— Вы политизированный человек?

— Очень интересуюсь политикой, но стараюсь уходить от неё. Мы и так подпитываем политику своей биоэнергетикой, которая туда уходит как в бездну. Лучше о политике говорить меньше, чтобы энергию не отдавать.

— Люди творческих профессий теперь не имеют былого веса в обществе. Вы на себе это ощущаете?

— Да, конечно. Есть бизнес-шоу. Но «шоу» и «бизнес» — это ведь абсолютно разные вещи. Мы не управляем процессом, им управляют деньги. И поэтому проекты, на которые выделяют такие большие деньги, не вызывают у меня ни одобрения, ни радости. Лучше бы на культуру выделялось, как в старые времена, 3% бюджета. И она не была бы такой бедной. 

— Элита России сейчас всё больше молчит. Как вы думаете, почему в наше время у нас так мало духовных лидеров, мнение которых было бы важно для народа?

— Их никто не слушает и они не могут себя проявить. Они в своё время проявлялись, а сейчас закрылись и занимаются каждый своим делом. И что-то изменить уже невозможно.  Пресловутое «бизнес-шоу» поставило крест на многом. Если и есть ещё что-то — вот вы и крутитесь на своём канале «Культура». Я так понимаю сложившуюся ситуацию. 

— Какое определение вы дали бы социально-экономической модели нашего общества?

— У нас самый страшный капитализм, какой только может быть. Владеет капиталом 0,1% населения страны, а бедных огромнейшее количество. Капиталом не может владеть такая маленькая горстка людей, он должен находиться хотя бы у 10-20% общества. Раньше владельцы капитала строили дома, больницы. А сейчас? Если есть нефть, например, в Эмиратах, в Норвегии, то процветает вся страна. Я в 1985 году был в Японии. Тогда минимальный доход в этой стране был 2000 долларов в месяц. Конечно, там были и малоимущие, но это те, кто вообще не работал. Один человек в семье работал, и этого хватало на всех членов семьи. Если кормилец уходил из жизни, эти деньги продолжала получать его жена или дети. У нас же люди получают такую мизерную пенсию, что об этом даже стыдно говорить. А ведь это пожилые люди, которые нуждаются в лекарствах, а те у нас тоже стоят немало. Поэтому в последнее время я о политике и экономике вообще стараюсь не говорить.

— Какие проблемы молодого поколения вы назвали бы основными?

— У большинства — звёздная болезнь.

— Помимо исполнительской деятельности вы занимаетесь большой педагогической работой — заведуете кафедрой академического пения. Какова сейчас молодёжь, которая приходит в консерваторию? Такая же, как раньше?

— Все очень слабо подготовлены. Наша система, которая была лучшей, ушла, уступила место западным тенденциям — магистратура, бакалавриат. Это не во благо. Раньше молодёжь была более целеустремлённой, идеологически подкованной. Молодых надо направлять, учить, талантливых отбирать и совершенствовать. Мой педагог Александр Иванович БЫСТРОВ меня никогда не хвалил, а сейчас хвалят кого попало. И я своих хвалю, чтобы они хотя бы немножко развивались. А раньше: «Как я спел?» — «Прилично». Это была самая большая для меня похвала. Сейчас все гении или супер.

Автор: Татьяна Лисина

Оставить комментарий