Главная / Издания / Капитал рулит

Капитал рулит

Капитал рулит
12 апреля 2017

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№16 (1025) 12.04.2017

Саратовчанки с детьми поддержат отечественный автопром

Пока власти бодро рапортуют об укреплении рубля, преодолении безработицы, росте зарплат, семьи с детьми всё туже затягивают пояса. Причём некоторые из них имеют за душой почти полмиллиона рублей, но воспользоваться ими не получается. По данным экспертов, сегодня 47% обладателей сертификата на материнский капитал так и не решили, куда его можно вложить. Депутаты Госдумы РФ пришли им на помощь и предложили разрешить семьям с детьми приобретать на сертификат автомобиль отечественной сборки. Таким образом народные избранники хотят убить двух зайцев: повысить качество жизни семей с детьми и поддержать отечественный автопром. Идея хороша, но воплотится ли она в реальность? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Пойдёт по рукам

Сегодня законодательство позволяет использовать материнский капитал, который полагается семье при рождении второго ребёнка, для улучшения жилищных условий, погашения ипотеки, образования или накопительной части пенсии родителю. Относительно свежее нововведение: с прошлого года на сертификат можно приобрести товары или получить услуги, способствующие социализации в обществе детей с инвалидностью. Размер маткапитала в 2017 г. не индексировался и остался на уровне прошлого года — 453 тыс. руб.

Депутаты Госдумы из трёх фракций разработали законопроект, согласно которому отдельные категории семей с детьми смогут потратить материнский капитал на покупку отечественных автомобилей. Законопроект распространяется на многодетные семьи, семьи, воспитывающие приёмных детей и детей с инвалидностью. Разработчики считают, что такая мера поспособствует «созданию системы государственной поддержки промышленности через социальную помощь населению», а также поддержит российские семьи. Кроме того, авторы документа предложили разрешить выплачивать автокредиты из средств материнского капитала

Подозревая возражения в свой адрес, мол, родители машину купят и тут же продадут, обналичив виртуальный капитал, авторы законопроекта внесли уточнения. Продать автомобиль можно будет только спустя три года после его приобретения. К разработке документа приложил руку и Национальный автомобильный союз. Как указал вице-президент союза Антон ШАПАРИН, направление даже части средств маткапитала на автомобильный рынок способно, как минимум, приостановить падение продаж, что «позитивно скажется на состоянии как автопрозводителей, так и всех остальных сегментов автопрома».

И всё бы хорошо, да только трудно представить, чтобы бытовые интересы российских семей вдруг совпали со стратегическими целями властьимущих. Тема выдачи автомобиля на средства маткапитала поднимается не в первый раз. Наиболее громко она прозвучала в декабре 2014 г., когда Правительство РФ поручило Минтруда рассмотреть вопрос о приобретении отечественных авто на сертификаты. Минтруда подумал, подсчитал убытки от чудесного превращения виртуальных денег в реальные, после чего выдал экспертное заключение: автомобиль — это роскошь, а маткапитал предназначен для «глобальных» целей — приобретения жилья или погашения ипотечных кредитов.

Нынешний законопроект отличается от предыдущих, так и оставшихся на бумаге, важным нюансом: здесь затронуты интересы многодетных семей и родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида. Ведь именно о дополнительной поддержке этих категорий граждан в последнее время говорят высокие чиновники.

 

Берегись автомобиля!

Мнение саратовских экспертов в отношении нового законопроекта разделились.

По мнению Светланы МАКСИМОВОЙ, врача-педиатра, семейного психолога и бывшего руководителя волонтёрского центра поддержки Покровского епархиального православного общества «Милосердие», идея о приобретении автомобиля на средства материнского капитала довольно неоднозначная.

Комментарий эксперта

Светлана МАКСИМОВА, врач-педиатр, семейный психолог:

— Если автомобиль нужен семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, то в этом случае возникает вопрос: почему авто должно быть обязательно отечественным? Материнский капитал имеет цель — поддержку семей с детьми, а вовсе не поддержку российского автопрома. Для семей, воспитывающих ребятишек-инвалидов, нужна удобная, надёжная машина, оснащённая подушкой безопасности, обогревом сидений, системой кондиционирования. Есть ещё один скользкий момент: зачастую автомобиль в семьях нужен лишь для статусности мужа. И как только сфера применения материнского капитала расширится и власти дадут добро на приобретение машины, супруги будут всеми силами уговаривать жён потратить эти средства на автомобиль, даже если особой нужды в нём нет. В итоге авто будет оформлено на мужа и при разводе скорее всего останется у него, а семья с детьми окажется без маткапитала и без средства передвижения. Такой риск всегда имеется.

Дабы избежать неприятных последствий выдачи автомобиля на средства маткапитала, требуется индивидуальный подход к каждой семье, считает семейный психолог.

— Право на покупку автомобиля должны получать не все желающие, а те, кто действительно нуждается в личном транспорте, — говорит Светлана Анатольевна. — Скажем, если в семье есть ребёнок-инвалид, которого необходимо возить на лечение и реабилитацию, либо мама и папа имеют дачный участок, на который с детьми удобнее ездить на машине, чем на автобусе или электричке. Принцип адресности поможет избежать злоупотреблений, и можно будет надеяться, что автомобиль станет «работать» на благо семьи с детьми.

По мнению Елены КУЧИНОЙ, координатора благотворительного фонда «Возьмёмся за руки», возможность приобрести автомобиль на средства материнского капитала — хорошее предложение. И родители, особенно воспитывающие ребятишек-инвалидов, обязательно его оценят. Главное, чтобы инициатива получила одобрение властей, поскольку ранее подобные предложения не доходили даже до первого чтения в Госдуме РФ.

В Российском детском фонде считают, что расширение возможностей для использования материнского капитала должно идти в другом направлении.

Комментарий эксперта

Елена БОЧКОВА, председатель Саратовского регионального отделения Российского детского фонда:

— На мой взгляд, автомобиль не та покупка, на которую можно тратить средства материнского капитала, поскольку приобретение авто тянет за собой дополнительные расходы: бензин, масло, обслуживание. Если у семьи есть жильё, то маткапитал должен использоваться для развития ребёнка — как интеллектуально, так и физически. И это не только оплата учёбы в вузе, но и кружки, спортивные секции, занятия по иностранному языку и прочее. А также на лечение, причём это касается не только детей-инвалидов. Сегодня 70% детей до 18 лет состоят на диспансерном учёте, им требуется лечение и наблюдение врачей, реабилитационные мероприятия: курсы массажа, санаторно-курортное лечение (которое таким детям бесплатно не положено), покупка дорогих лекарств. Для того чтобы эти ребятишки не стали инвалидами, необходима серьёзная профилактика, а это стоит немалых денег. Как мне кажется, здоровье детей — это именно то, на что должны идти средства материнского капитала. А с покупкой автомобиля, как показывает моя практика, родители разбираются самостоятельно: берут в кредит, покупают подержанное авто.

У многодетных семей своё мнение. Как рассказала Ольга НИКОНОВА, руководитель Саратовской городской общественной организации многодетных семей «Большая семья», многодетным по сей день бесплатно выделяют автомобиль «газель». Правда, если раньше для получения авто нужно было иметь 5 и более детей, то два года назад условия ужесточились. Теперь «газель» могут получить только те ячейки общества, которые воспитывают семь и более ребятишек. По мнению общественницы, позволять приобретать автомобили на средства материнского капитала — хорошее решение. И если власти его поддержат, семьи с детьми будут только рады.

— Одного ребёнка отвезти в школу, другого в спортивную секцию, а потом забрать, с третьим съездить на консультацию к врачу, автомобиль — это не роскошь, а необходимость для семей с детьми, — уверена Ольга Никонова.

Но стоит отметить, что власти региона не сильно потратились на закупку авто. С начала действия программы (а это более десяти лет) за счёт областного бюджета «газели» получили всего 158 многодетных семей. В то время как сегодня в губернии проживает 19 тыс. многодетных ячеек общества.

 

На своих двоих

Как сообщили в управлении пенсионного фонда по Саратовской области, с начала действия программы в регионе выдано 116744 сертификата на материнский капитал, за первые два месяца этого года — 1484 сертификата. Самым востребованным направлением у саратовцев является улучшение жилищных условий. На эти цели материнский капитал потратили 60% участников программы (примерно 70 тыс. семей). На образование детей сертификаты использовали около 3% (3764 семьи), на накопительную пенсию мамы — 28 человек. Одно заявление поступило на компенсацию средств, затраченных на приобретение товаров и услуг, на компенсацию средств, затраченных на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации ребёнка-инвалида.

В объединении родителей детей с заболеванием ДЦП «Радость движения» говорят, что без личного автомобиля семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, приходится очень трудно.

Комментарий эксперта

Татьяна ЯГУДИНА, заместитель руководителя по социальным вопросам организации «Радость движения»:

— Далеко не все семьи используют материнский капитал для улучшения жилищных условий. У кого-то этот вопрос решён, и маткапитал лежит мёртвым грузом, который невозможно направить на нужды семьи. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, особенно колясочников, были бы очень рады приобрести на сертификат автомобиль, пусть даже отечественный. Ведь наши мамочки носят больных детишек на руках, потом возят в инвалидной коляске, которую невозможно занести в общественный транспорт, — приходится пользоваться такси. Но таксисты не всегда хотят перевозить женщину с ребёнком-инвалидом. У нас были случаи, когда водители, увидев маму с инвалидной коляской, тут же разворачивались и уезжали. И даже если женщина ждала такси с ребёнком на руках, водители просто отказывались их везти. А передвижений по городу приходится делать немало: возить малыша на курсы реабилитации, которые могут находиться на другом конце города, регулярно показывать врачам в поликлинике. Поэтому я поддерживаю эту инициативу и надеюсь, что среди депутатов Госдумы РФ найдётся немало её сторонников.

Татьяна Ягудина отмечает, что общественный транспорт в Саратове недоступен для инвалидов-колясочников. Да и до самого транспорта ещё нужно добраться: из частного сектора выехать невозможно, в городе нет условий для передвижения на инвалидной коляске: разбитые тротуары, ямы на дорогах, высокие бордюры, отсутствие пандусов.

— Местные власти отчитываются о создании доступной среды для инвалидов, но мы её не видим, — подводит итог общественница.

Каковы шансы на превращение законопроекта в полноценный законодательный акт, покажет время. Российские власти уже полгода бьются над преобразованием маткапитала, предложений рассматривалось много — от «завершить действие программы» до инициативы выдавать материнский капитал наличными в виде пособий. Правительству РФ рано или поздно придётся принимать решение, поскольку рождаемость стала падать, а «виртуальные» материнские деньги всё меньше интересуют простые семьи.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий