Главная / Издания / Загробная скважина

Загробная скважина

Загробная скважина
19 апреля 2017

Автор: Надежда Барсукова

МК в Саратове

№17 (1026) 19.04.2017

Богородцы вернули покой сельскому кладбищу

Такого крайне неуважительного отношения к себе жители села Богородское Духовницкого района не смогли стерпеть. Нефтяная компания «Богородскнефть», не спросив разрешения у людей, не поставив даже в известность власть района, развернула в 80 метрах от местного кладбища на муниципальной земле строительство нефтяной скважины.

Возведение бурильной установки началось приблизительно в конце февраля, и люди, когда узнали об этом, были в шоке. 

За земляным валом уже возвышалась 15-метровая вышка, на площадке установлены вагончики, работали на всю мощь генераторы… Словом, стоял грохот, и где — рядом с кладбищем! Сельчане были возмущены до глубины души. Неужели для нефтяников не нашлось другого места, где можно бурить и добывать нефть, так они ещё посягнули на самое святое для людей — память об усопших. Для сельчан, и надо это правильно понимать, кладбище не только захоронение самых близких им людей, это место, где по определению должны быть тишина и чистота, чтобы ничто не нарушало покой умерших.

Представители нефтяной компании попробовали кулуарно решить возникшую проблему, встретившись с представителями районной и сельской администраций, пригласив на встречу нескольких работников предприятия из местных, напомнив при этом, что нефтяные компании «Богородск­нефть» и «Юкола-нефть» дают работу жителям не только данного села, но и района в целом. Под конец пообещали, что построят в Богородском медпункт, раз нет здесь даже фельдшера, и потратятся на благоустройство главной улицы села.

Но нужной для нефтяников реакции не последовало. Жители Богородского написали обращение к главе администрации района Василию КУРЯКИНУ с требованием принять меры и запретить нефтяникам бурить скважину возле кладбища. Одновременно за помощью обратились в газету «МК» в Саратове». Вскоре на сайте saratovnews.ru появились информация о случившемся и фотографии нефтяной вышки возле сельского кладбища. Общество возмутилось.

 

Вместо школы — общежитие, вместо садика — офис

Действия нефтяной компании спровоцировали социальный взрыв. Нарыв из накопившихся годами проблем лопнул. 11 апреля в красном уголке бывшей конторы совхоза, который сегодня служит чем-то наподобие клуба, собрались жители села. Такого количества народа на сельском сходе Богородское не видело с советских времён.

Когда-то Богородское было одним из самых крупных сёл района. Единственной его бедой была отдалённость от районного центра — более 60 км. Но здесь имелась типовая средняя школа, в которой обучалось большое количество учеников. На закате советской власти государство построило двухэтажный детский сад — детей в селе было много. Здесь были все необходимые социальные объекты: фельдшерско-акушерский пункт, нетиповой, но просторный клуб, почта, сберкасса, магазины, даже парикмахерская. Существовали свои органы власти в селе, сейчас какой-то специалист от укрупнённого МО бегает с протянутой рукой к нефтяникам, чтобы отпечатать какую-то справку…

Земли в бывшем базовом хозяйстве было под 15 тыс. гектаров. Развивались растениеводство, животноводство. Одна только овцеферма насчитывала свыше 16 тыс. животных. В сельхозпредприятии работало более 500 человек. Сейчас от всего этого ничего не осталось, две трети населения села разъехалось.

Дорог нет, да и какая дорога может вынести нагрузку от многотонных машин с цистернами нефти? Правда, недавно здесь построили нефтеперекачивающую станцию, только всё равно цистернами свозят сюда нефть со всех нефтяных скважин, а их несколько десятков по округе.

С одной стороны, нефтяники в бедах богородцев вроде бы не виноваты, но сельчане видят источник проблем родного села именно в безразличии нефтяных компаний. Мол, столько нефти качают из недр нашей земли, а для села ничего не делают. Хотя давайте приведём и другой пример: в центре села на средства предпринимателя Валерия ШУМСКОГО, владельца нефтяных компаний, построен храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». Вот, пожалуйста, доброе дело.

И всё же комментарии один тревожнее другого. Школу в Богородском закрыли, двухэтажное здание выкупили нефтяники, отремонтировав его, открыли там общежитие для вахтовых рабочих. Теперь уже никогда не откроется школа в этом селе. А сейчас школьный автобус возит детей учиться в соседнее село по разбитым дорогам — всего 12 детей осталось в Богородском! Чуть раньше в селе закрылся детский сад, нефтяники обустроили в этом здании свой офис. Оказывается, им надо ещё и спасибо сказать, а то всё по кирпичику растащили бы…

В селе давно нет медработника, никто из медиков не едет сюда жить и работать. Так что, когда с северной стороны от нефтеперекачивающей станции и многочисленных скважин дует на село ветер с сероводородным «душком», люди спасаются кто как может. Особенно обходят стороной богородцы овраг у села, где, по их мнению, по утрам скапливается этот «дурман». Был бы медик, он, наверное, бил бы во все колокола, воюя за здоровье сельчан. А так — кто замолвит слово, если некому…

Вы бы стали жить в таком селе? Кто-то из сельчан так и сказал, мол, а зачем нефтяным компаниям под боком иметь село, да ещё с жителями, которые вечно чем-то недовольны? Мол, вот так нас… не мытьём, так катаньем. Но некуда людям уезжать от такой жизни — дорога только на кладбище. Да и здесь возле ограды нефтяная вышка.

 

Торг был неуместен

Сегодня можно долго рассказывать, каким шумным был сход жителей, как они в лицо говорили неприятные вещи руководителям нефтяных компаний «Юкола-нефть» и «Богородскнефть» Павлу ПИКСИНУ, Евгению МАКЕЕВУ и Николаю ШКАБЕРДЕ. Требование было одно — убрать от кладбища нефтяную вышку! Кстати, некий участник схода незаметно для других старался записать фамилии выступавших односельчан. Возможно, для истории, а может, для принятия мер быстрого реагирования. Хотя не дай бог!

Тишина в зале установилась, когда взял слово глава администрации района Василий Курякин. Он поддержал граждан села в их требованиях, заявив, что разрешение на использование под нефтедобычу земельного участка возле кладбища, который находится в муниципальной собственности, нефтяникам не выдавалось и дано не будет. Руководитель района напомнил представителям нефтяных компаний, что даже в советские времена с мнением простых людей считались. Напомнил и о том, что нефтяники своими машинами с нефтяными цистернами разбили все дороги в районе, но не взяли на себя ответственность за их ремонт.

Когда Павел Пиксин напомнил, что нефтяные компании дают людям работу и это главное, зал вновь взорвался. Шум не стихал, даже когда Николай Шкаберда обратился с просьбой к гражданам села всё-таки разрешить продолжать бурить около кладбища. Жители были категоричны.

Не помогло выступление представителя нефтяников и о том, что сегодня разработано проектное решение по освещению улицы Мира в селе и что в планах значится ремонт дорожного покрытия на улице Ленина. Мол, это планы на нынешний год. Но на вопрос из зала, сколько же денег будет потрачено на эти мероприятия и какой документ это подтверждает, ответа не последовало. Возможно, речь шла пока только о проекте.

И всё же руководители нефтяных компаний, понимая, что несколько миллионов на строительство скважины возле сельского кладбища, видимо, потрачены впустую, пытались выправить ситуацию и договориться с населением. Тут же был предложен вариант переноса скважины ещё на 200 метров от кладбища, но при этом, конечно же, планы по благоустройству села наверняка не будут выполнены, затраты пойдут именно на перенос скважины. Кто-то из зала заявил, что начинается шантаж. Договориться не удалось. Расходились далеко не друзьями.

Потом местные мужики долго стояли на крыльце, нервно курили, но приходили вновь и вновь к выводу, что богородцы всё сделали правильно. Селу, его жителям и так нелегко существовать вне цивилизации, но хоть кладбище отстояли всем миром. Конечно, было бы неплохо, если бы нефтяные компании, о богатстве и мощи которых все наслышаны, хоть какие-то деньги тратили на село. Есть же сельхозпредприятия, скажем в Духовницком районе (тоже частный бизнес), которые не только обеспечивают сельчан работой, но и помогают решать серьёзные социальные проблемы, направляя часть прибыли на благоустройство села, ремонт школ и детсадов, ремонтируют дороги и улицы, помогают развивать культуру и спорт. А ведь доходы сельхозпредприятий даже сравнить нельзя с доходами нефтяных компаний.

И всё же у сельчан остался горький осадок. Неужели руководство нефтяных компаний так и не повернётся к ним лицом и не поймёт, что многие проблемы так или иначе взаимосвязаны: экологические перекосы, социальные противоречия, игнорирование права людей на лучшую жизнь…

Когда готовилась в номер данная публикация, в редакцию поступил звонок из компании «Богородскнефть». Было заявлено, что нефтяники демонтировали установку для бурения нефтяной скважины возле сельского кладбища, проблема закрыта. Что ж, добрая весть. Осталось лишь порядок у кладбища навести: разровнять сотни метров высокого земляного вала вокруг бывшей вышки.

Автор: Надежда Барсукова

Оставить комментарий