Главная / Издания / Уроки благодарной памяти

Уроки благодарной памяти

Уроки благодарной памяти
17 мая 2017

Автор: Сергей Антонов

фото МБОУ «Лицей №15»

МК в Саратове

№21 (1030) 17.05.2017

Ученики лицея № 15 рассказали про «Бессмертный полк» своих прадедов и высадили в их честь именные деревья

 

 

С чего начинается школа?

Таким вопросом, столь перекликающимся со знаменитым «С чего начинается Родина?..», задались в лицее № 15 города Саратова. И сами же отвечают: с уважения к собственной истории. А в старейшем образовательном заведении Заводского района к событиям прошедших лет относятся традиционно трепетно, будь то история самой школы, которой в текущем году исполняется 85 лет, или история всей страны. Главный государственный праздник — День Победы, 9 Мая! — наилучшее время задуматься о связи поколений, о бесценном и часто горьком опыте предков, которые своей кровью и доблестью отстояли страну, своё и наше право вообще находиться на этой земле. Право учить детей и учиться самим. Петь песни. Смотреть в безоблачное небо, сажать деревья и вспоминать имена родных людей, которые стояли насмерть, чтобы сегодня жили мы.

В лицее № 15 спектр мероприятий, акций, торжеств, посвящённых Дню Победы, всегда широк и разнообразен. Это и творческие конкурсы, и поисковая работа, и «Бессмертный полк», и множество проектов, посвящённых истории Великой Отечественной войны и судьбам ветеранов, имеющих прямое отношение к лицею. Директор этого образовательного учреждения Галина КАРПЕНКО, педагоги и сами ученики рассказали журналисту «МК» в Саратове», с каким настроением, идеями, с каким чувством благодарной памяти лицей встретил День Победы.

 

Потомки настоящих героев

Для самой Галины Михайловны День Победы — это, прежде всего, память об отце, прошедшем всю войну и окончившем её в Берлине. И практически у каждого педагога и ученика в семье есть герой — человек, который в те огненные годы сражался на фронте или не покладая рук трудился в тылу.

Об одном из ярчайших примеров такого родства поведала ученица 10а класса Аделина ФЕДЯНОВА. Имя её прадеда выбито на мраморных плитах Аллеи Героев, что в парке Победы на Соколовой горе. Это Михаил Иванович СТАРИКОВ, удостоенный звания Героя Советского Союза 20 декабря 1943 г. за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки. Старший сержант Стариков принимал участие в Сталинградской битве, освобождении Украины и окончательном разгроме врага на территории Германии. «Прадед до последних дней жизни встречался с однополчанами, ездил на Украину, в Харьков. Была такая встреча 9 мая 1990 года, и она оказалась для него последней. Конечно, в нашей семье День Победы — особенный праздник. В этом году мы всей семьей принимали участие в шествии «Бессмертного полка», несли штандарт с фотографией прадедушки», — рассказала Аделина.

В масштабной городской акции «Бессмертный полк», состоявшейся 9 мая, приняли участие 260 представителей лицея № 15. Кроме того, свыше 50 лицеистов-волонтёров работали в этот день на Соколовой горе: раздавали саратовцам и гостям парка Победы георгиевские ленточки и угощали солдатской кашей. Однако кропотливая работа по подготовке празднования Дня Победы началась в учебном учреждении задолго до наступления майских праздников.

Заместитель директора лицея № 15 по воспитательной работе Маргарита ЧУРКИНА отметила, что эту работу можно разделить на два этапа. Первый, приуроченный к месячнику гражданско-патриотического воспитания, начался ещё 1 февраля. Сюда среди прочего вошёл конкурс гражданско-патриотической песни, который охватил все классы с 3-го по 7-й. По словам педагога, ребята не просто поют выбранную песню, а стараются театрализовать исполнение, превратив её в выразительную миниатюру.

Второй этап начинается в мае. Именно тогда проходит смотр строя и песни, в котором участвуют классы, занявшие первые места в февральском конкурсе гражданско-патриотической песни. «Конкурс состоялся 4 мая. Ребята подошли к нему со всей ответственностью: выбрали командира каждого отряда, определили элементы выполнения формы и ряд команд в соответствии с положениями этого смотра. Отлично выступили все участники, но Гран-при завоевали классы 4в и 5в. Они вышли в беретах ВДВ, а их командир выглядел так, будто родился в военной форме», — раскрыла секрет успеха победителей Маргарита Владимировна.

 

«Дерево памяти» привьётся, «Бессмертный полк» — дойдёт

В этом году в лицейской праздничной повестке в честь Дня Победы появилась новая акция — «Дерево памяти». В ней приняла участие практически вся школа. В общей сложности было высажено 69 деревьев — 67 молоденьких берёзок и 2 каштана. Каждое дерево, посаженное бережными руками учеников, учителей и членов их семей, было именным, то есть посвящённым родственнику участников акции — участнику Великой Отечественной войны, ветерану. Большая часть этих деревьев ныне растёт в Аллее памяти на территории лицея, а также в располагающемся неподалёку от лицея № 15 сквере «Заводской».

«Акцию «Дерево памяти» мы провели впервые, но не сомневаюсь, что она будет возведена в традицию. Было приятно смотреть, как ребята теперь ухаживают за этими деревцами, посвящая их памяти своих прадедов, но главное, не просто посадить, а взрастить», — отметила Галина Карпенко.

Те же имена ветеранов, в чью честь были посажены именные берёзки и каштаны, звучали каждую неделю и в актовом зале лицея. В рамках акции «Бессмертный полк лицея» ученики 3-10-х классов выносили штандарты с фотографиями, а представитель каждого класса рассказывал, кто именно изображён на них. С фотографий взглянули и встали в строй лицейского «Бессмертного полка» прадеды нынешних учеников: Василий Иванович БЕЛЯЕВ, Фёдор Иванович ГОНЧАРОВ, Александр Демьянович МАКУХИН, Владимир Алексеевич КОНОНЕНКО, Виктор Васильевич ТРОФИМОВ и многие другие ветераны.

«Мы создавали свой полк начиная с апреля, — подчеркнула Маргарита Чуркина. — Постепенно рассказали о двух-трёх прадедах учеников каждого класса. Совет старшеклассников проводил видеосъёмку всех мероприятий, посвящённых Дню Победы, и теперь они приступят к созданию видеофильма, который назовут «Бессмертный полк лицея: связь поколений».

В этом году вышла книга «Саратовское образование в вихре Великой Отечественной», в которой есть несколько публикаций о педагогах лицея. Эти тексты, равно как и цикл передач по школьному радио, рассказывают о выпускниках школы, принявших участие в Великой Отечественной войне, о родственниках учителей и учеников: «Это и прадед Аделины Федяновой, и отец Галины Михайловны Карпенко, и дед одного из наших педагогов. Кроме того, у нас действует и пополняется новыми экспонатами Комната боевой славы, куда мы приглашаем ветеранов — в основном ветеранов труда, потому что ветеранов войны, к глубочайшему нашему сожалению, осталось совсем мало. Мы гордимся, что у нас есть Валентина Ивановна СОСНА, она как раз 1941 года выпуска. Ей идёт 94-й год, но она не унывает, активна и бодра, всегда приходит на школьные праздники. 11а класс сейчас заканчивает её праправнучка Нина СОСНА. Вот такая преемственность уже в пятом поколении!» — с улыбкой рассказывают в «пятнадцатом».

В годы войны Валентина Ивановна трудилась медсестрой в эвакогоспиталях, в огромном количестве развернутых в Саратове. И это счастье, что теперь ученики могут взглянуть на непосредственного участника тех — всё дальше отодвигающихся в глубь истории — событий вживую, а не на чёрно-белой фотографии…

P.S. «Юбилейное» настроение

В октябре текущего года саратовский лицей № 15 отметит своё 85-летие. К этому юбилею ученики приготовили и предложили реализовать проект под названием «С чего начинается школа?». 

В рамках этого проекта каждый лицеист, от первоклассника до без пяти минут выпускника, может написать о родной школе произведение в любой художественной форме — рассказ, эссе, очерк, стихотворение, да хоть сказку или басню! Часть работ уже сдана, и при различном — по понятным причинам — уровне мастерства, продемонстрированном в этих пробах пера, все конкурсные работы объединяет главное: искренность, неравнодушие, живой интерес к истории родной школы.

…К истории родной страны и к судьбам тех, кто эту историю вершил.

Автор: Сергей Антонов

Оставить комментарий