Одной из самых острых проблем современного российского здравоохранения является дефицит квалифицированных медицинских кадров.
Для того чтобы хотя бы частично восполнить их недостаток и обеспечить высококачественную профессиональную подготовку будущих врачей на основе интеграции педагогики, фундаментальной медицинской науки и клинической практики, в 1993 г. на базе Самарского государственного медуниверситета был создан медицинский университет «РЕАВИЗ». На сегодняшний день «РЕАВИЗ» является первым негосударственным медицинским вузом в России и за 24 года образовательной деятельности доказал своё право на существование, выпустив свыше 4000 специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. По оценкам рейтингового агентства RАЕХ («Эксперт РА»), в 2015 г. университет вошёл в первую сотню вузов России и стал 15-м среди медицинских университетов Минздрава РФ.
Саратовский филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «РЕАВИЗ» начал свою деятельность в 2011 г., на данный момент в нём обучается более полутора тысяч студентов. В структуру вуза входят 5 факультетов, 12 кафедр. Основными специальностями высшего профессионального образования вуза сегодня являются лечебное дело, стоматология, фармация и сестринское дело. Учебный процесс ведётся по образовательным программам, утверждённым Министерством образования и науки РФ.
Сегодня в условиях модернизации системы высшего профессионального медицинского образования особое внимание уделяется улучшению качества подготовки медицинских работников. О том, какие требования в связи с этим предъявляются к медицинским вузам, рассказывает ректор Саратовского филиала медицинского университета «Реавиз», генерал-майор медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук профессор Михаил ГРОМОВ:
— Наш университет развивается в соответствии со всеми основными трендами и образовательными стандартами, которые внедряются и реализуются в системе высшего профессионального образования страны. Мы идём, что называется, в ногу со всеми современными образовательными процессами. А иначе и быть не может: если не будем соответствовать определённым требованиям — сразу окажемся за бортом. Сегодня подготовка высококвалифицированных медицинских кадров требует очень больших материальных вложений, постоянного развития кадрового потенциала и повышения качества самого процесса обучения. Поэтому наши материальные затраты возросли в связи с необходимостью обеспечения для наших выпускников первичной аккредитации специалистов и получения специального допуска будущих врачей к лечебной деятельности.
— И как получить этот допуск?
— Каждому студенту, уже получившему диплом об окончании вуза установленного образца, предстоит ещё пройти первичную аккредитацию специалиста. Необходимо доказать компетентной комиссии, в состав которой входит представитель Минздрава РФ, своё право на профессиональную пригодность, сдав экзамен. И хотя за этот процесс отвечает уже федеральное ведомство, экзамен проводится на базе нашего вуза, а значит, мы должны обеспечить всю материальную составляющую. В процессе проверки знаний и навыков сразу по трём направлениям медицинской деятельности нужно выполнить различные практические задания, в том числе показать на специальных манекенах умение проводить реанимационные мероприятия. Мы как раз недавно занимались закупкой этих манекенов, которые очень дорого стоят, — это и есть те вложения, о которых я говорил ранее. Но без затрат на специальное оборудование невозможно вести качественную подготовку специалистов. Это необходимые затраты, без которых не обойтись.
Сейчас большое внимание уделяется обучению медработников первичной сердечно-лёгочной реанимации. Любой специалист с дипломом врача просто обязан уметь грамотно и с соблюдением всех нормативов «оживить» пациента, находящегося в состоянии клинической смерти. Эти навыки и отрабатываются на умных манекенах, начинённых электроникой. Я в своей лечебной практике сумел реанимировать и вернуть к жизни четверых человек. Поэтому, считаю, уже не зря стал оперирующим хирургом, выполнив свой врачебный долг. Ведь это очень важно — знать, за что ты любишь свою профессию и гордиться сделанным! Уверен, что врач, прежде всего, должен уметь спасти человека, а потом уже думать, как лечить и заниматься профилактикой. Хотя всё это триединый процесс и одно от другого неотделимо. Так что учебно-образовательный процесс у нас ведётся совершенно продуманно, очень основательно и грамотно. Кстати, наши студенты отрабатывают практические навыки на базе 52 лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений Саратова, с которыми заключены договоры.
— Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда?
— Без ложной скромности могу сказать, что практически все наши выпускники трудоустраиваются по специальности. Без работы никто не сидит. И поскольку, как мы видим, со стороны государства стали ужесточаться требования к качеству обучения врачей, у всех появились определённые надежды на хорошие перспективы развития российского здравоохранения. Перемены к лучшему уже заметны. Преемственность поколений должна быть. Но стать настоящим врачом можно только через большой труд и ответственное отношение к учёбе. Этому мы, весь профессорско-преподавательский коллектив «РЕАВИЗ», учим своих студентов и прикладываем к этому максимум усилий. Надо хотеть стать врачом — и тогда всё получится!
Ректор Саратовского медицинского университета «РЕАВИЗ» Михаил Громов:
Поздравляю всех своих коллег и студентов с Днём медицинского работника! Пусть удача способствует всем вашим делам, а вера, надежда и любовь никогда не покидают ваши сердца!
Автор: Людмила Проворнова